Думаю не надо снова описывать в какую яму скатывается жанр ужасов вообще, и в играх в частности. Но надо признать недавно я «добрался» до игры, после прохождения которой у меня зародилась надежда. И не буду врать, я специально раскритиковал в одном из обзоров Outlast, чтобы в какой-то мере «сравнить» две игры, и даже подготовил блог-рассуждение о жанре (что для меня вообще редкость), так что считайте это все одним большим обзором, ну или скорее рассуждением на тему ужасов. И я очень рад, что Alien: Isolation позволяет мне закончить все это на позитивной ноте. Но обо всем по порядку.
Меня терзали смутные сомненья
Приятно, когда тебя удивляют, еще приятней, когда тебя удивляют там где не ждешь. Признаться я вообще не ждал ничего хорошего от этой игры. Во-первых, сам жанр меня в последнее время не радовал. Во-вторых, по Чужому раньше выходили в основном весьма средние экшен-игры. В-третьих, мне не совсем было понятно, как Чужим вообще можно кого-либо напугать – уж больно это «попсовый» монстр. Ну и не в последнюю очередь, меня смущал факт того, что разработчики Creative Assembly новички в жанре, а до этого занимались серией Total War, которую я не особо люблю. Но, как же я рад, что наплевав на все вероятности, в итоге получился отличный проект!
И снова космос, и снова крик никто не слышит...
Сюжет игры берет старт спустя 15 лет после событий оригинального фильма. Наша героиня, Аманда Рипли, безутешно разыскивает свою мать Эллен(если вдруг кто забыл – она главная героиня всех классических фильмов про Чужого), работая техником в секторе, где пропал корабль «Ностромо». С ней связываются андроид из «Вейланд-Ютани» и сообщает, что на космической станции «Севастополь» в данный момент находится «черный ящик» с корабля ее матери, и компания готова предоставить Аманде возможность ознакомиться с его содержимым. Поэтому вскоре мы уже просыпаемся из анабиоза на корабле «Торренс», подлетая к станции. Все ожидаемо идет не так, как планировалось – Севастополь отказывает в стыковке. А после экстренной высадки на станцию становится ясно в чем же проблема. Огромный город-станция в полном запустении, редкие обитатели ведут себя очень агрессивно, и у них есть на то причины. Ведь их методично истребляет наш старый знакомый и всеми любимый ксеноморф. Таким образом исследовательская миссия превращается в спасательную операцию.
История действительно хороша, и при определенной доработке могла бы стать отличным подспорьем для продолжения серии фильмов. Сюжет вызывает еле уловимое чувство дежавю, но это скорее от того, что многие ходы выглядят выполненными в стиле оригинальных фильмов, хоть и не являются откровенной копией(порой эта узнаваемость играет с нами злую шутку, совершая поворот в неожиданную сторону).
Главная героиня хорошо проработана, и в общем, она вся в мать, что радует. Аманда – это хрупкая и хорошая девушка, которая несет ответственность за свои действия в этом кошмаре, а потому не может быть слабой. А где симпатия к персонажу, там и страх за его судьбу. Остальные персонажи раскрыты не так полно, но у каждого найдется свой скелет в шкафу, правда ради этого стоит изучить все компьютерные терминалы.
Очень радует, что Чужой выступает скорее не как обычный враг, а как неотвратимая угроза. Он живое воплощение экстремальной ситуации и становится своеобразным испытанием для героини и остальных персонажей игры. И главным темой становится вопрос о том, кто же тут все-таки чудовище, а кто жертва обстоятельств.
Правда немного жаль, что сюжет не особенно раскрывает взаимоотношения матери и ее дочери. Т.к. игра начиналась с поисков Эллен Рипли, я рассчитывал на то, что найду несколько больше, чем просто несколько аудиозаписей с самописца «Ностромо», но видимо иначе трудно было бы сделать историю более каноничной.
Назад в будущее
В своем подражании первому фильму разработчики зашли очень далеко, видна огромная работа дизайнеров, и благодаря им мы погружаемся в атмосферу ретрофутуризма – будущего, каким его представляли в 80-ых: белый пластик, огромные компьютеры с кучей лампочек и монохромным дисплеем, обязательный текстовый интерфейс операционных систем, тяжелая и беспорядочная металлическая лепнина на обшивке корабля. Нас постоянно будут окружать проработанные интерьеры, которые несут на себе отпечаток некогда бурной жизни. В общем, это великолепно, когда Alien: Isolation выдергивает нас из зоны комфорта и бросает в почти дословную копию киновселенной.
Разработчикам удалось этого добиться с помощью собственного графического движка. И получилось очень хорошо. Это не фотореализм, и даже не совсем некстген, но это очень красиво и кстати не особо ресурсоемко. Картинка обработана так, чтобы выглядеть максимально «киношно» - небольшие шумы, фокусировка камеры, световые блики, обильные искры, пышные облака пара и дыма. Особенно шикарно художникам удались моменты в космосе – под конец именно в космосе игра выдает зрелище сравнимое с фильмом «Гравитация», и даже лучше. Ну и конечно же аниматоры тщательно поработали над моделью Чужого. Признаться я впервые его здесь разглядел как следует – все изгибы и сочленения, все сочащиеся из его жидкости, в общем ВСЁ выглядит именно так, как надо. И благодаря этому, ксеноморф таки пугает!
Также проделана огромная работа над звуком, т.к. он здесь неотделимая от других часть геймплея. Каждый звук несет в себе информацию, и когда ты крадешься в темноте, надеясь обмануть здешний ИИ, именно звук становится критически важным. Помимо этого здесь еще и великолепная музыка. Поверьте, когда мимо идет Чужой, а в колонках все громче и громче играет его музыкальная тема, то попросту перестаешь дышать, целиком обращаясь в слух, жадно ловя каждый шум. Браво! Также хотелось бы поблагодарить отечественных локализаторов, в кои-то веки русская озвучка не мучает уши, хотя конечно не все гладко.
Жестокий коктейль
Мне до самого знакомства с игрой не было ясно, каким путем пойдут авторы выбирая геймплейную основу – выберут ли путь экшена с элементами выживания, или же сделают героиню беспомощной, подобно тому, как это было сделано в других современных играх жанра хоррор. Как выяснилось разработчики с равным успехом реализовали оба подхода.
Обитатели станции, как уже говорилось, ведут себя агрессивно по отношению к нам. Увидев нашу героиню они скорее всего начнут атаку, и тут приходит осознание того, что Аманда очень уязвима, но отнюдь не беззащитна. В нашем распоряжении будет какое-никакое, но оружие – пистолет, дробовик, болтер и огнемет(ну и парочка инструментов для ближнего боя). Боеприпасов очень мало, а врагов много, да и стрелять не слишком удобно, но комбинируя все это со стелсом и навыками инженера можно выстроить определенную линию защиты. Кстати, об инженерных навыках, по станции разбросаны различные детали и реактивы, поэтому раздобыв чертежи можно соорудить, что-нибудь взрывное, ну или хотя бы отвлекающее. Надо заметить, что наши поделки, как правило эффективны только против определенных типов врагов и абсолютно бесполезны против других, а это заставляет грамотно продумывать все наперед. Враги представлены тремя видами: люди, андроиды и конечно же Чужой. В свою очередь каждый вид врагов имеет парочку подвидов, так, например, люди делятся на простых жителей станции и на бронированных представителей службы безопасности.
И если с людьми и андроидами еще можно совладать, то вот Чужой – это отдельная история. Он появляется в игре отнюдь не сразу, да и не навсегда, но именно он ощутимо «тащит» все происходящее. Когда в игре появляется ксеноморф, то она сразу преображается. Только мы освоили методы борьбы с агрессивным населением, как нам сразу же показывают тщетность всех попыток дать бой. Создается впечатление, что весь наш арсенал нужен лишь для того, чтобы дать ложную надежду на победу. Чужой неуязвим, быстр, силен и очень умен. Каждый эпизод с ним – это головоломка, которая постоянно ведет себя немного иначе. Многое попросту подвержено случайности – расклад предметов на уровне, изначальное расположение ксеноморфа, и даже вероятность того, что нам удастся его перехитрить. Чужой все чует и слышит – и если ничего не делать, то он рано или поздно нас найдет и встреча будет фатальной. Поэтому приходится прятаться и активно использовать собранные предметы. Однако дополнительные трудности создает, тот факт, что эти методы в какой-то мере одноразовые – единожды ускользнув с помощью какой-нибудь «пищалки», мы отрезаем для себя этот способ на долгое время, т.к. Чужой учится на своих ошибках. Его искусственный интеллект изучать порой интересней, чем сюжет, и он не раз удивит Вас в ходе игры.
Также я бы хотел отметить триумфальное возвращение старой доброй геймплейной находки – фиксированных мест для сохранения! Смешно сказать, но отсутствие привычных чекпоинтов и возможности сохранить прогресс в любой момент пугает наравне, а может даже и больше, чем все враги вместе взятые. Сразу вспоминаются нервные поиски пишущей машинки в старых Resident Evil.
Авторы прекрасно осознавали, что даже хороший хоррор-геймплей за столь внушительную продолжительность (около 16 часов в моем случае) может изрядно надоесть. Поэтому они как могли сделали его более комплексным – получилось очень даже хорошо. Здесь есть пусть и средненькие, но отнюдь не плохие головоломки, которые вносят заметное разнообразие. Есть и многочисленные кат-сцены с чисто созерцательными зарисовками , раскрывающими особенности сюжета, такие, например, как почти дословное цитирование эпизода с кораблем жокеев из оригинального фильма. В какой-то момент игра даже смещает акценты в сторону экшена, ненадолго давая нам отвести душу – в эти моменты чувствуется, что Аманда, как и игрок уже основательно закалилась и теперь готова дать жару. Но потом все возвращается на круги своя и мы вновь со страхом вжимаемся в двери шкафчиков, пугаясь каждого шороха.
Также помимо кампании в игре есть дополнительные испытания, каждое из которых представляет из себя небольшую геймплейную зарисовку. Как правило главная задача – сбежать, по пути выполнив несколько дополнительных действий. Все это требуется выполнить за определенное время и результат потом занесется в таблицу рекордов. Это довольно скудная замена мультиплееру, но тем не менее она не так плоха(авторы объясняли свое решение нежеланием нарушать ощущение одиночества), вдобавок нам дадут побывать в новых локациях и в шкуре других героев.
И все это делает игру разнообразной, увлекательной и , что особенно важно ,очень страшной, причем обошлись почти без скримеров и заскриптованности всего и вся, за что разработчикам отдельное спасибо.
Не без греха
Но игра вовсе не идеальна. Недостатков на самом деле не так уж и много, но они тем не менее есть. Например, несколько «дубовая» анимация людей, из-за которой закрадывается ощущение, что андроидов на станции гораздо больше, чем кажется. Или же странный рандом, благодаря которому можно раз десять тщетно пытаться пройти один момент, а потом, внезапно, пройти его влегкую, так и не встретив какого-либо сопротивления. Сюжет можно упрекнуть за слишком смазанную концовку, после которой все остается в подвешенном состоянии. Также, лично мне немало неудобств доставила отвратительная организация инвентаря – я понимаю, что это мультиплатформа и потому радиальное меню оптимально, но все же быстрый доступ по нажатию клавиши организовать можно было. Ну и весьма спорным элементом геймплея можно назвать огнемет, который способен обратить в бегство Чужого, и по сути меняет нас с ним местами, хоть и ненадолго.
Но все это довольно условные придирки к недостаткам, которые были неизбежны в таком масштабном для жанра проекте. И конечно же, не стоит забывать, что разработчики играли не на «своем поле».
Результат на лицо
Удивительным образом у Creative Assembly получилась не только очень хорошая и цельная игра, но и действительно отличный хоррор, который вобрал в себя лучшие старые и новые идеи жанра. Alien: Isolation возьмет Ваши нервы, натянет их как струны и сыграет отличное соло. Но только, если Вы не боитесь опробовать это на себе. Вы ведь не боитесь, правда?
Nigga
Nigga
Nigga"
И он сможет победить.
А за обзор лайк) Дальше обзора не пойду - страшно играть в такие игры)