А Вы любите survival-horror? Вот я очень люблю. Я играл наверно во все мало-мальски значимые игры этого жанра, Resident Evil 2 – был вообще моей первой компьютерной игрой в жизни. И, к сожалению, я не могу не замечать, что почти все мои любимые серии постепенно скатились в дебри унылых боевиков. Сегодняшний обзор будет посвящен одной из таких игр, и на ее примере, я хотел бы поразмыслить, что же способно испортить survival-horror . Наберитесь терпения, т.к. это надолго. Поэтому...
Не рад Вам представить – Совсем не великий и Вовсе не ужасный Dead Space 3!
Немного истории
В 2008 году Visceral Games выпустила первую Dead Spacе. Игра запомнилась очень крепким сюжетом с парочкой хороших поворотов; хорошей графикой и локализацией; молчаливым главным героем, который был довольно хрупким и медлительным инженером; интересным и продуманным сеттингом; оригинальным подходом к интерфейсу; и, конечно же, атмосферой одиночества. Все это выгодно выделяло игру на фоне конкурентов, которые к тому моменту растеряли все оригинальные идеи.
Спустя три года, в 2011 году выходит продолжение Dead Space 2. Теперь геймплей сместился немного в сторону экшена – увеличили разнообразие оружия, улучшили прокачку, расширили сферу применения способностей, добавили большое количество зрелищных катсцен, также появился мультиплеер. Сюжет стал глубже, а хоррор сместился в сторону психологического триллера, т.к. герой теперь раскрывается гораздо лучше – он говорит, развивается и даже строит отношения, попутно мучаясь от преследующих его галлюцинаций. Во второй раз Visceral Games почти удалось нащупать «золотую середину» между экшеном и хоррор составляющей.
Все хорошее рано или поздно заканчивается
Сюжет третьей части настигает Айзека Кларка скрывающимся от властей и сектантов в мегаполисе. Некоторое время после событий второй части он пытался вести нормальную жизнь, у него даже был краткосрочный роман с Элли (его помощницей из второй части). Но угроза некроморфов становится все шире и неотвратимей, а значит – миру нужен новый герой. Айзека находит Элли вместе с отрядом EarthGov, и уговаривает его вернутся в строй, как главного спеца по уничтожению некроморфов и Обелисков. Ключ к спасению мира находится на таинственной снежной планете Тау Волантис, где в недрах заброшенных станций проводились первые эксперименты над Обелисками. В то же время юнитологи-экстремисты имеют свои виды на тайны снежной планеты и на Айзека в частности.
В сюжете не осталось места самокопанию и одиночеству, а ужас первых встреч с некроморфами уступил перед геройством ради спасения мира, персонажи едва успевают себя раскрыть, а вся драма разворачивается лишь в дневниках, разбросанных по локациям. Про события предыдущих частей почти забыли – Айзек уже не вспоминает о Николь, события на Ишимуре и Титане почти не всплывают в сюжете. А с появлением дополнения «Awakened», довольно неплохой финал трилогии превратился в сумбурное многоточие. Также в игре есть множество нелепых роялей в кустах и прочих нестыковок. Помимо основных заданий в игре появились дополнительные миссии. Вся суть которых, сводится к поиску огромного скопления ресурсов и выяснению обстоятельств смерти сотрудников станции. Появление кооператива тоже довольно пагубно повлияло на историю и атмосферу игры в целом, но об этом немного позднее.
Настало время убивать!
Геймплей был сильно изменен в сторону экшена. Забудьте о том неповоротливом и хрупком инженере из предыдущих частей – видимо все попытки Айзека вести «нормальную жизнь» сводились к боевой подготовке и приему неведомых стимуляторов, т.к. теперь он бодро кувыркается, освоил стрельбу из укрытий, способен выдержать сильнейшие удары и больше похож на непробиваемого супергероя, чем на технаря. Поэтому даже толпы врагов, среди которых теперь встречаются и люди, ему нипочем.
Раньше пыл героя сдерживали элементарной нехваткой патронов и аптечек – это заставляло нервничать и подстраиваться под ситуацию. Но теперь это в прошлом! Отныне по уровням будет разбросано просто неприличное количество единственного(!) в игре вида боеприпасов, а Ваш инвентарь будет не способен вместить все то обилие аптечек, которое хочет предложить Вам игра. Все для Вашего комфорта! Вот только таким подходом из survival-horror вычеркнули слово «survival», причем безвозвратно.
Зато в игру добавили систему крафта. Отныне, вместо валюты мы самостоятельно либо при помощи специального бота будем находить разные виды ресурсов, из которых будут собираться все необходимые нам вещи. И, конечно же, оружие, которое наш инженер обучился делать из различных запчастей. Возможности сборки своего вооружения весьма широки – мы выбираем основу, потом основной ствол, после дополнительный, добавляем ко всем прибамбасам по паре модификаций и получаем универсальное оружие для кары некроморфов. Полученный агрегат можно улучшать с помощью различных модификаторов, которые заменили силовые узлы. В целом, крафт получился весьма увлекательным, но он опять же плохо работает на атмосферу. Если раньше мы могли одновременно использовать лишь один из режимов оружия, и при этом вынуждены были экономить патроны, что давало врагам возможность подобраться к Айзеку вплотную, то теперь мы бодро поливаем врагов свинцом и стреляем, скажем, из подствольного гранатомета в любой удобный нам момент. Сильное вооружение становится доступным слишком рано, а потому у некроморфов не остается почти ни шанса напрячь игрока.
Стазис и кинетические модули не претерпели значительных изменений. Мы по-прежнему можем замедлять объекты и двигать предметы – это основа местных простеньких головоломок и неплохое подспорье в бою. Иногда наши забеги по коридорам станций будут перемежаться полетами в невесомости – эти моменты одни из немногих приятных в игре.
У новой части, тем не менее, есть удачные находки – на поверхности Тау Волантис бушует сильнейший холод, и вне станций нашему герою будет угрожать смерть от переохлаждения. Тем временем некроморфы прячутся в снегу, появляются всегда внезапно и всеми силами мешают Айзеку добраться до источников тепла. По сути это единственный момент в игре, который может ассоциироваться с survival-horror, но разработчики как назло очень быстро от него отказываются, нарядив нашего героя в скафандр-пуховик.
Плечом к плечу
Главным нововведением стал кооператив на двоих человек, отныне Айзек не одинок – ему помогает бравый спецназовец Джон Карвер. Его семья была убита юнитологами, и вину за их смерть Карвер возложил на себя. Вдобавок его преследуют видения посылаемые Обелискомю. По сути Карвер переживает те же проблемы, что и Айзек в Dead Space 2. Но в сюжете напарнику уделяют крайне мало времени, вся история все равно вертится вокруг Айзека, а Карверу достается роль второго плана. А ведь Visceral Games клялись, что кооператив будет грамотно вписан в сюжетную линию, и одиночное прохождение будет сильно отличаться от прохождения с напарником. Только из этого не вышло ничего путного.
В одиночной игре Карвер не заменяется ботом, весь путь Айзек пройдет в одиночку. Только вот в игре появляются всякие нелепости: Айзек побеждает отряд некроморфов на заброшенной станции, начинается кат-сцена и в ней внезапно появляется Джон Карвер, он отыгрывает свою скромную роль, а после точно также внезапно пропадает в пустоту. Такое происходит часто, выглядит очень нелепо и ставит много неудобных вопросов.
Но и в кооперативе есть подобные проблемы. Игра регулярно забывает про существование Карвера. Кат-сцена может крутиться вокруг Айзека, а потом рядом, как всегда, внезапно появится напарник. Видимо помимо стазиса и кинетического модуля, у Карвера есть модуль спонтанной телепортации.
В остальном кооператив выглядит вполне стандартным – прикрываем друг друга, спасаем от смерти, обмениваемся предметами. Но зачем все это? Ведь игра слишком легка, а в кооперативе становится еще легче. Есть и удачная находка – иногда напарника посещают галлюцинации, в то же время другому игроку приходится избегать сошедшего с ума товарища, т.к. дружественный огонь никто не отменял. Но даже эту удачную идею Visceral Games упрямо не желают использовать на всю катушку, ограничиваясь несколькими дополнительными кооперативными миссиями и парой других эпизодов.
Техническая сторона
В плане графики игра ничем не отличается от предыдущей части, а в некоторых местах умудряется выглядеть даже хуже. Всему виной, прямое портирование графики с консолей без доработки. Но тем не менее, даже в таком виде картинка приятна глазу.
Звук неплох – он еще может заставить вспомнить, что игра имеет какое то отношение к хоррорам. Благодаря ему пару раз можно вздрогнуть от скримеров, но не более. Музыка напоминает нам, что теперь Dead Space – это боевик про спасение мира, все эпично и громко. Актеры играют неплохо, но их персонажи слишком мало появляются на экране, чтобы по достоинству оценить их работу.
Плохой пример
Visceral Games умудрилась на корню загубить весь кредит доверия, пойдя по тому же пути, что и CAPCOM со своим Resident Evil. Самое дурацкое, что придумав пару хороших идей, разработчики даже не пожелали ими воспользоваться. Тем не менее, игра является довольно неплохим зрелищным боевиком, но ведь от финала серии ожидалось совсем другое. Да и финала как такового мы так и не увидели, видимо EA не пожелало отказаться от дойной коровы. Одно радует – недовольных современными играми жанра оказалось так много, что издатели начали пытаться вернуть все в былое русло. Надеюсь, верю, жду.
Это было то ещё разочарование.
Однако, к сожалению, "проблема Карвера" - не единственная проблема синглплеера))
>Сурвайвл Хоррор
Ахахахаха