Думаю, в эти морозные декабрьские деньки настала пора вспомнить о зиме несколько другого толка, чем та к которой мы привыкли. Речь пойдет о ядерной зиме прочно устоявшейся на просторах постапокалиптической Москвы образца 2033 года, и о тех немногих местах, в которых можно от нее укрыться.
Как Вы поняли, объектом этого обзора является «Меtro 2033» созданная украинской студией «4А Games» в 2010 году. Эти ребята известны тем, что являются бывшими разработчиками широко известной «S.T.A.L.K.E.R.», а потому, когда они сформировали отдельную студию и взялись делать игру по мотивам популярного фантастического романа «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, многие стали возлагать на них большие надежды, и ведь не зря...
Постапокалиптическая Одиссея
В 2013 году по миру прокатилась Третья Мировая, как и следовало ожидать в итоге по всему миру не осталось ни победивших, ни проигравших. Ядерное и биологическое оружие повсеместно опустошило поверхность, навсегда изменив ее облик и сделав непригодной для жизни, вдобавок к этому начался новый ледниковый период. В Москве удалось эвакуировать небольшую часть населения и спрятать в метро. Люди фактически заперты под землей, т.к. снаружи поджидают опасные мутанты и радиация. За различными припасами на опасную поверхность изредка выходят «сталкеры» — отчаянные охотники за сокровищами.
Наши приключения начинаются, когда станцию ВДНХ атакуют неизвестные человекоподобные твари. По слухам так называемые «Черные» являются непобедимыми людьми-мутантами с явно выраженными телепатическими способностями. Все повстречавшие их либо погибли, либо сошли с ума. Выяснить в чем же дело вызывается солдат элитного отряда «Спарта» Хантер, для подстраховки он дает жетон с информацией местному молодому жителю — нашему герою по имени Артем. Приказ таков: в случае длительного отсутствия Хантера незамедлительно передать жетон сталкеру из Полиса по кличке Мельник. Далее проходит некоторое время без вестей от Спартанца, а потому Артем при первой возможности отправляется в долгое путешествие через всё метро, неумолимо двигаясь навстречу своей судьбе.
Про сюжет можно сказать, что «4A Games» очень повезло с первоисточником – насыщенное приключениями путешествие по метро идеально ложится в основу рельсового шутера. История не пестрит какими-либо оригинальными сюжетными ходами и внезапными поворотами, и в целом была бы весьма банальной, если бы не хорошо проработанный мир. Также для любителей испытаний в игре есть вторая секретная концовка.
Хочу верить
Как и в «Сталкере», в этой игре многое решает антураж. Каждая попадающаяся по пути станция наполнена своим колоритом. Они разделены по идеологическим взглядам и роду деятельности — станции воров, коммунистов, торговцев, неонацистов и прочие, этакая миниатюрная модель мирового сообщества образца середины 20-го века, со всеми вытекающими отсюда отличительными чертами, союзами и конфликтами. Прогуливаясь по станциям можно подслушать много личных историй и интересных баек, т.к. народ вокруг активно имитирует бурную деятельность. Также радуют различные геймплейные мелочи вроде отлично проработанного противогаза, ручной зарядки для фонарика, насоса для пневматической винтовки, ориентирования по компасу и огоньку зажигалки, и, несомненно, оригинальной валюты. Ну и, конечно же, очень сильное впечатление оказывает поверхность — заброшенная и заснеженная Москва похожа на огромный безжизненный окоченевший труп старой знакомой. Вот почему этот мир многие любят именно за атмосферу отчаяния и запустения.
Жанровый винегрет
Но и в отрыве от высоких материй «Metro 2033» остается хорошей игрой. Формально она причисляется к жанру FPS, но помимо шутерной части в игру грамотно вплетены и другие механики, такие как: скромная ролевая составляющая (поиск, покупка и модификация оружия), неплохой хоррор и элементы стелса. Грамотно тасуя элементы разных жанров, и иногда добавляя зрелищные скриптовые события, разработчики превратили линейный отстрел людей и мутантов в увлекательное и насыщенное событиями занятие. Немного подпортить впечатление может разве что странный ИИ врагов, из-за которого противники то безбожно тупят, то наоборот показывают избыточные чудеса смекалки.
Очумелые ручки
Вся игра оживает стараниями самодельного движка «4A Engine», в целом получается неплохо — хорошая игра света и тени, симпатичные текстуры, красивые погодные эффекты. Но тут подкачала анимация — иногда люди двигаются подобно деревянным игрушкам, да и лица выглядят очень грубо на фоне всего остального.
Зато звук определенно радует. В качестве музыки выступают мрачные гитарные партии, которые перемежаются с электронным эмбиентом. Также к радости фанатов «Сталкера» в озвучке персонажей участвовали знакомые актеры, так что с локализацией в игре все хорошо (было бы странно, будь оно иначе).
Образец подражания
«Metro 2033» и студия «4A Games» являются замечательным примером того, как силами небольшой студии при весьма скромном бюджете, можно делать большие и отличные игры с нуля. И это по-настоящему стоит ценить. Ну, а если у кого-то после прочтения моего обзора появилось желание перепройти игру, то напоминаю Вам, что в этом году вышло улучшенное и доработанное переиздание «Metro Redux», которому можно смело ставить оценку на балл выше, чем у оригинала. Спасибо за внимание!
Прости, автокоррекция на взводе!))))