Боишься? Конечно боишься – глазки прячешь, сердечко стучит, гримаса говорит сама за себя… А что nы чувствуешь? Как назовешь Это?
Ужас, Страх и Отвращение – эти три чувства очень похожи, но отличаются сутью возникновения и глубиной влияния на вас. Чувства эти вроде как неприятны, но одновременно с тем вы согласны, что иногда очень хочется «пощекотать себе нервы». Странная тяга людей к ощущениям чего-то пугающего очень широко используется в так называемых фильмах ужасов и хоррор-играх, которые являются логичным продолжением тенденций кино (хотя только единицы способны действительно глубоко нас напугать, но об этом позднее). Они в какой то мере нуждаются в конкретизации и пояснении для простого обывателя. Мне, например, до смерти надоело смотреть и играть в однотипные ужастики, а еще больше надоело объяснять другим, почему тот или иной проект является для меня откровенным дерьмом. Поехали!
Начнем с условного разделения причин испуга – знаменитый и талантливый писатель Стивен Кинг (о да, я его фанат!) в своей книге «Пляска смерти» предлагает разделять именно Ужас, Страх и Отвращение. Эти чувства одновременно определяют и три уровня глубины испуга.
Уровень первый – Отвращение. Боимся чего-то визуального. Самый простенький и откровенно уже надоевший способ напугать человека. За примером далеко ходить не надо достаточно вспомнить знаменитую, но подзабытую серию фильмов «Восставший из ада», ну а в мире игр наглядным примером будет Outlast и особенно его дополнение Whistleblower. Расчлененка, кишки, отвратительные существа – все это сводит желудок и пугает своей внешностью. Надо заметить, что хорошо пугают такие моменты лишь в первый раз, далее надо либо постоянно искать новые извращения, либо предложить зрителю качественно другие элементы истории.
Именно на уровне Отвращения «работает» большинство ширпотреба из мира ужастиков. Но в сотый раз глядя как секси-цыпочку разрывают на куски «новым» способом начинаешь испытывать отвращение несколько иного характера… Тут нужно добавлять элементы драмы, детектива, а иначе подобное только женщин и детей испугает (ну они впечатлительные – им простительно). Ой, Вам и так нравилось? Ну извините.
Уровень второй – Страх. Тут мы начинаем бояться чего-то, что всегда рядом, а может вообще могло-бы случится в реальной жизни. Так как уровень находится посередине - то граница размыта, и он может быть вполне похож на Ужас и Отвращение. Сюда отлично вписываются многочисленные триллеры про маньяков. Маньяк – он вполне себе обычен внешне, но вот угроза, исходящая от него нас пугает. Сама мысль, что в принципе любой человек может представлять опасность – напрягает, шатает нервишки. Но и тут не все гладко – недостаточно дать человеку в руки нож и отправить убивать, чтоб напугать Вас (надеюсь, что недостаточно, а иначе возможно Вы просто боитесь ножей?), нужно дать врагу нечто отличительное от толпы ему подобных. Наверно самые отличительный кино-маньяк – это Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят» и (недаром Энтони Хопкинс получил заслуженный Оскар); можно вспомнить еще Инженера из «Пилы», к сожалению, с его пропажей из фильма – сериал сдулся (многочисленные воспоминания о нем – просто жалкий способ хоть как-то связаться с первыми фильмами). Я честно пытался вспомнить пугающих маньяков из мира игр, но кроме Оригами- киллера из Heavy Rain и персонажей Manhunt мне в голову ничего достаточно яркого не пришло.
Кстати, тут и заключается одно из отличий игр от фильмов – в играх нам очень часто дают побыть в шкуре маньяка. Конечно, не одни маньяки вызывают у Вас страх. Достаточно вспомнить фильмы вроде «Звонка» и «Зеркала», где простые и обыденные вещи мистическим образом превращаются во врата в потусторонний мир. После просмотра таких фильмов Вы начинаете испытывать страх перед вещами, которые Вас окружают. Ну, думаю, Вы поняли, что главное здесь знакомость, псевдореалистичность и оригинальность.
Уровень третий – Ужас. Вы же не раз замечали, что Ваше воображение куда лучше пугает Вас, чем какие либо ухищрения мастеров по спецэффектам, гриму и прочих художников ужасов. Кто как не Вы больше всего знает, чего Вы боитесь. И главное - Вы даже выразить причины своего ужаса неспособны. Ужас – абсолютно иррационален, т.е. необъясним по сути, т.к. он исходит из самой глубины инстинктов, минуя стадию обдумывания происходящего. Именно заставить испытывать Ужас труднее всего. Весь фильм держать зрителя в состоянии ужаса почти невозможно, да и не нужно (кому нужны инфаркты и седые волосы?), но даже ненадолго заставить испытать это ощущение труднейшая задача.
Проблема в том, что причины возникновения ужаса кроются глубоко в вашем подсознании, а это значит, что у каждого они по-настоящему Свои. Ужас заставляют испытывать те силуэты, которое рисует Ваше воображение в темноте, но Вы сами не особо четко представляете, как они выглядят. Ужас вызывает невидимое и незримое (вспомните детские страхи про монстров под кроватью или шкафу, или «в-вон-том сарае»). А самое главное он возникает только при особых обстоятельствах, популярнее всего конечно темнота и одиночество. Поэтому фильмов и игр, в которых передается именно Ужас, очень мало, а главное предугадать, что именно в этот раз тебя что-то настолько испугает почти невозможно. В детстве меня доводил до Ужаса старый трех-серийный фильм «Сияние». Фильм рассказывал о семье, которая должна была следить за старым отелем во время бури. Зло там не имело тела или форм (вернее имело, но очень много и подчеркнуто неясных и второстепенных), оно медленно и методично сводило с ума папашу семейки. Воображение живо рисовало похожие картины в моем доме и семье. Позже, будучи подростком, я не на шутку ужаснулся таинственного чудовища из «Джиперс-Криперс», которое неотвратимо и беспричинно шло за совсем молодым главным героем, правда эффект Ужаса пропал, когда монстр получил вполне четкий вид и форму в конце фильма, а позже совсем разочаровал во второй части фильма. Из более новых фильмов Ужас был совсем рядом, когда ночью останавливалась перемотка видеозаписей в псевдо-документальном фильме «Паранормальное явление», хотя опять же когда разгадка событий была дана, смотреть многочисленные продолжения стало скучно. В игровом хорроре достаточной проработкой для создания именно Ужаса обладают как правило японские игры – туманный Сайлент Хилл, и малоизвестный у нас Fatal Frame.
В общем, Ужас у каждого свой и возможно вы только плечами пожмете, мол смотрел (ла) Я эти фильмы, играл я в эти игры – так себе, вот другое дело… Поэтому я буду рад, если кто-то в комментариях поделится своими соображениями по поводу страхов.
В этот раз я выразил просто свои мысли (благо тенденция отличная), нужно понимать, что разделение я провел весьма условное. На самом деле достойные работы из мира ужасов работают сразу на всех уровнях: шокируя нас визуально, вселяя страх перед знакомыми вещами и, наконец, оставляя пространство для игры воображения. Спасибо за внимание!
Читать подробнее на нашем сайте о: Outlast | Heavy Rain | Manhunt | Silent Hill | Fatal Frame
вообще довольно четкое у тебя разделение на отвращение, страх и ужас, я раньше делил такие вещи просто на отвращение и жуткая жуть, т.е. нравится или не нравится, т.к. и маньяки и попытка вызвать страх атмосферой могут так же не напугать, а допустим надеть (если брать человека) на себя кожаное лицо и выглядеть глупо, а не страшно, так что, на мой взгляд, к пункту "отвращение" ты отнесся с большим уважением, чем оно того заслуживает, мне кажется, что это в большинстве просто неудачные попытки режиссеров, т.к. если просто чучело мясное идет, то это как ты правильно написал страшно только первое время
Ненависть - когда игру пройти охота , а из-за "багов" все тупит на месте
Отвращение - от инди игр , тихий ужас что именуется - игрой мечты