Обзор на игру SOMA
Обзор по игре SOMA.
Видео
Скриншот
Скриншот

Почему стоит быть космонитом, а не андроидом

6 геймеров сказали спасибо за этот обзор
Написал inquisitor of noobs от 18 октября 2015
Этот обзор для PC версии игры SOMA.

При всей моей любви ко второй части Amnesia, я отдаю себе отчет в том, что чувство страха Frictional Game умеет вызывать гораздо чаще, чем студия Chinese Room. И дело даже тут не в опыте или таланте, а в отличности подходов.  Если первая оперируют разными ситуациями, заставляющими бегать в панике и вжиматься в стену слыша малейшие шорохи, то вторая выносит на передний план психологизм происходящего. И получается так, что в The Dark Decent ваш напряженный геймплей разработчики постоянно пытаются разнообразить  необычными элементами, а в A Machine for Pigs вам показывают фактически самый настоящий и беспощадный к обычному человеку артхаус : с свино-человеками, монологами и записками психически нездорового фаталиста, множественным показыванием человеческих экскрементов и еще много того, чего и представить сложно. Но в отличии от киношного артхауса, игра не делает упор именно на эпатаж, а пытается что-то донести, то есть делает упор на идею. На идею, которая по задумке должна пугать игрока, но не пугающая вследствие плохой режиссуры. Что, впрочем, не мешает быть игре вещью в себе для определенного круга игроков.

И самое странное, что шведы пошли по пути своих друзей, а не стали развивать элементы заложенные первой Amnesia. SOMA — это попытка сделать то, что не удалось истории Мандуса. Попытка сделать не просто игру с кое-где напряженными моментами, а глубокомысленное испытание для психи, не требующее даже наличия каких-либо монстров в кадре, чтобы заставить биться сердце игрока в несколько раз чаще. И в чем-то разработчики продвинулись: вернулась интерактивность, позволяющая более прочувствовать мир по ту сторону экрана; есть необычное для игр место действие под водой, напоминающее многие фантастические фильмы старой закалки; присутствует оригинальная завязка. Во общем, на первый взгляд все довольно неплохо, а завязка и вовсе впервые за этот год заставила хоть какие-то мурашки ползти по моей коже. Но всё хорошее длится ровно до того момента, когда ты понимаешь, что мысли, посыла или второго дна здесь и в помине нет. Ты понимаешь, что эти заигрывания с экзистенциализмом, темой загробной жизни и правильности трансмиграции, являются некой претензионной жвачкой для твоего интеллекта, служащей лишь, чтобы навести страх. И парадокс в том, что понимание пустоты игры в глубоком плане исключает из неё весь психологизм и атмосферу, на которой строится весь её фундамент. Как будто фокусник после проведения номера показывает, как он это провернул. Магия просто-напросто рассеивается.  Что же дальше? А дальше игра превращается в скучный симулятор хождения по подводной станции, оправдывающий свою затянутость только неплохим финалом.

Часовых дел мастер

Случай Саймона Джаррета прямое доказательство того, что ученые иногда могут не знать и предугадать последствия своих действий. Саймон страдает из-за уникальной травмы головы, полученной после несчастного случая, и это привлекает внимание одного профессора, который предлагает нашему главному герою пройти томографию, дабы с помощью полученных данных на основе сканирования его мозга продвинуться в исследованиях. И вот, приехав в злополучный офис, Саймон, подбадриваемый голосом того самого профессора, садится в аппарат, закрывает глаза… а затем оказывается на подводной станции Патос-2 спустя сотню лет. Думаю, многие согласятся, что утро у Саймона выдалось не таким уж и прекрасным. Особенно, если учитывать то, что, как вскоре окажется, станция заполнена свихнувшимся роботами убивающими всё на своем пути.

Музыку из игры отдельно слушать сложно, но в динамике она отлично дополняет атмосферу происходящего на экране.

Начало у SOMA самое что ни наесть одно из лучших, какое вообще можно было придумать. Игра не сразу раскрывает все карты: в первые минуты вам дают походить, потрогать предметы, почитать записки в спокойной, безопасной и уютной обстановке квартиры главного героя. Это удивляет и не зря настораживает, ведь раньше шведы таким не занимались. Вспомните завязку The Dark Decent: вы просыпаетесь в каком-то мрачном и холодном средневековом замке, где гуляют сквозняки и ветра, вызывающие такие звуки и явления, что люди со слабым сердцем или нервами уже автоматически отсеиваются, а те, кто остались, скукоживаются от нервозного сидения на краю спокойствия в креслах перед мониторами, не зная, что страх с каждой главой будет только нарастать. Но эта  игра работает по-другому: умно, неизмеримо более пугающе, филиграней в режиссерском плане. Она заставляет себя почувствовать дикой куропаткой,  преспокойно клюющей себе в лесу и не представляющей, что в этот безмятежный миг на неё нацелено ружье охотника выжидающего подходящего момента для выстрела. И конечно же, вскоре такой момент придет и выстрел застанет вас врасплох, не давая даже шанса на спасение. Вот только, если куропатка, скорее всего, после смерти отправиться на обед к какой-нибудь идеальной семье, что, на мой взгляд, можно приравнять к раю, то вот вы в SOMA отправитесь прямиком в подводный ад, где мучения никогда уже не закончатся.

Большинство записей, что вы находите, почему-то разжевывают то, что уже было разжевано в предыдущих журналах, рекламных роликах или диалогах. Предполагаю, что разработчики таким образом хотели исключить вероятность того, что игроки чего-то не заметят, но такой подход портит всякое желание читать и осматривать окружение в их поисках.

Собственно, такая необычная и интеллектуальная тактика запугивания  подкупает тебя. Вся постановка пролога, — настолько правильного в применении приемах, давящих на психику — готовит к тому, что ты будешь играть в нечто серьезное, чем другие игры. Ты даже не обращаешь внимания на плоские диалоги, которые похожи на типичные разговоры в дебютных работах любого начинающего сценариста. Ты думаешь, что люди, придумавшие все это, не могут сделать по киношному простую фантастику, тем более, что тут и вопросы философские задаются да и иногда возникающие выборы серьезно испытывают на прочность ваше мировоззрение. К большему моему огорчению, все как раз именно так, как в неплохой фантастике, наподобие фильма «Пандорум». Как уже писалось выше, все эти философские вопросы, задаваемые игрой, ничто иное как способ стимулировать ваше воображение на выработку образов и догадок на тему, что же произошло с Саймоном и станцией, то есть, фактически, пугаете вы себя сами, а не игра. С точки зрения геймплея это уникально и возможно даже прорыв в жанре хорроров, но для истории это никакой глубины не делает. Здесь нет старания что-то дать игроку. Скорее, разработчики силились выстроить этакий хитроумный аттракцион, а не произведение по смыслу своему достойное быть сравненным с лучшими представителями классической литературы. Это далеко не преступление, но не стоило слишком акцентировать внимание на интеллектуальном подходе, ибо есть большой риск, что многие игроки найдут проход за ширму представления раньше, чем оно закончится.  И поэтому Frictional Games  по-хорошему надо было добавить хотя бы несколько запоминающихся игровых ситуаций, дабы немного разбавить однотипное пугание для тех, кто уже успел разочароваться в отсутствии фундаментального основания у игры.

Монстры заставят вас пройти через многообразный спектр эмоций: вы будете чувствовать страх и удивление при первых встречах с ними; потом вы будете смеяться над этими биомеханическими  тварями, так как у многих из них уровень развития ИИ не достиг даже мозга детеныша шимпанзе; и наконец, вы будете раздражаться при виде их, потому что у кого-то из геймдизайнеров явно растут руки не из того места.

Причем сама история, если не копать слишком глубоко, довольно неплоха, но  классическая для хорорров “бюджетная” подача и использование многих штампов из научной фантастики делает её постижение совершенно скучным. Впрочем, возможно кому-то начального запала хватит и до самого финала.

Двухсотлетний человек

Это странно, но SOMA находясь в рамках жанра и места действия, не предрасположенного к демонстрации прекрасного, прямо таки завораживает своими картинами коридоров, в которых кое-где мигают светодиоды электронных панелей, словно звезды в ночном небе, или холодными, режущими и жуткими механизмами. Эффект от созидания декораций игры можно сравнить с ощущениями от просмотра картин художника Ганса Гигер — человека придумавшего образ чужого из одноименного фильма. Тут также используется в симбиозе органика и механика, разве что здесь все-таки в преимуществе робототехника, нежели наш биоматериал, что соответствует тематике сюжета. Точно также как и картины известного художника, по началу такой арт сильно отталкивает, но чем дольше вы проведете время на Патосе-2, тем больше вам захочется рассматривать мелкие детали здешнего синтетического убранства, служащего напоминанием о силе человеческого ума. И о его врожденной жестокости к природе.

Прогулки по дну — скучнейшие моменты игры. Вообще, во время них,  я пытался вспомнить хоть одну игру, где они были нормально реализованы, но ничего путного мне  на ум не пришло. Видимо, интересных виртуальных экскурсий по дну океана мы увидим еще не скоро.

Итог: Электрическое тело пою!

SOMA — хоррор-игра, безусловно не числящаяся в списках рядом с  дешевым ширпотребом из Early Access. В конце концов, шведы сами дали старт десяткам пугалок  примерным успехом первой Amnesia и было бы странно, если все стало бы наоборот. И что главное — Frictional Games не увиливают от своих прямых обязанностей законодателя этого низшего жанра. Разработчики действительно двигаются в каком-то направлении, а не сидят и рубят деньги. История Саймона открывает дверь в новые просторы возможностей наваждения животной паники, путем непрямого контакта. Но также важно понимать, что авторы SOMA — не Достоевские двадцать первого века. Они смогли построить замечательный аттракцион психологии страха, а вот превратить его во что-то более серьезное со смыслом — у них не вышло. В этом кроется центральная проблема игры. Создатели, похоже, серьезно считают, что подсовывать размышления на вечные вопросы — значит вложить идею. Да так серьезно считают, что первые несколько часов свято веришь им. Но не стоит себя обманывать, иначе в вашем представлении игра угробиться. Если хотите настоящих философских откровений, то лучше поиграете в недавний Cradle или прошлогодний и горячо мню обожаемый The Swapper. А SOMA — это отличный психологичный, умный и красивый хоррор, который имеет даже небольшой налет гениальности в силу его концепта. Большего для того, чтобы хорошенько потрепать себе нервы вечером — и не надо.

8/10

6 геймеров сказали спасибо за этот обзор
Комментарии (29)
  • LVL 26
    Скорее всего, это последний обзор в этом году. Далее будут только статьи в блоге, если ничего неожиданного не случиться.
     Нравится!   2 геймера одобряют этот комментарий
    • LVL 46
      Обзор- сказка, жаль что в ближайшие месяцы не будешь писать.
       Нравится!   
    • LVL 21
      Спасибо тебе за всё, дружище!
       Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
    • LVL 46
      очень жаль. Будем ждать
       Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
    • LVL 52
      тся-ться!1
       Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
    • LVL 46
      Спасибо
       Нравится!   
      • LVL 46
        Давненько вас не было, милсдарь Славег))
         Нравится!   
        • LVL 46
          Ну я обычно нон-стоп на телефоне. И вроде то дел никаких нету, но я ничего не успеваю. Надо менять что-то
           Нравится!   
    • LVL 40
      вообще-то до амнезии была пенумбра этой же студии, особенно вторая часть хороша
       Нравится!   
      • LVL 26
        Дальше что? Она не выстрелила как The Dark Decent, а качество её запугивания и других элементов, вроде дизайна, оставляли желать лучшего.
         Нравится!   
        • LVL 40
          да вообще-то она неплохо известна, а типа амнезии игры массово пошли благодаря пенумбре 2
           Нравится!   
  • LVL 15
    Он улетел, но обещал вернуться
     Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
  • LVL 30
    Он улетел, но обещал вернуться
     Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
  • LVL 38
    сламал сестему!!11)))))0
     Нравится!   
  • LVL 27
    Сколько еше этих обзоров будет про SOMA?
     Нравится!   
Добавить комментарий

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти , которая займет всего пару минут.

Оценки игры
Обзорный
8.5
2 обзора
Геймерский
8.2
178 оценок
Ваша оценка
Не оценено
Общая информация
Название SOMA
Платформы
PC
Издатель
Разработчики
Жанры
Боевик-приключения
Темы
Ужасы
Научная фантастика
Дата выхода
22 сентября 2015
Алиасы
SOMA
ESRB
M
PEGI
16+

Простейшая задачка для школьников поставила взрослых в тупик

Пользователи сети обратили свое внимание на новую простейшую задачку для...

209261 9

The Crew 2 с новой графикой дают бесплатно для Steam

Знаменитый и популярный гоночный симулятор The Crew 2 от компании Ubisoft на...

172056 10

Джонни Депп в «Пираты Карибского моря 6» вернется с одним условием

Стало известно, что знаменитого актера Джонни Деппа (Johnny Depp) возвращают...

302534 7

Microsoft полностью закрыла установку Windows 10 и 11 в России

Стало известно о том, что компания Microsoft полностью запретила операционные...

128789 6

S.T.A.L.K.E.R. 2 новый трейлер показал Выброс и расширение Зоны

Украинская студия GSG Game World неожиданно порадовала своих фанатов,...

158001 6

Топ 30 игр по числу играющих на ПК

1

Counter-Strike: Global Offensive

Сейчас: 508935  Макс.сегодня: 933443
2

DOTA 2

Сейчас: 450286  Макс.сегодня: 696142
3

Apex Legends

Сейчас: 118400  Макс.сегодня: 452856
4

Lost Ark

Сейчас: 117327  Макс.сегодня: 203625
5

PUBG: Battlegrounds

Сейчас: 98079  Макс.сегодня: 398820
6

Team Fortress 2

Сейчас: 93663  Макс.сегодня: 104759
7

Call of Duty®: Modern Warfare® II - Open Beta

Сейчас: 82270  Макс.сегодня: 109425
8

Rust

Сейчас: 80464  Макс.сегодня: 88228
9

Destiny 2

Сейчас: 79004  Макс.сегодня: 104818
10

Cyberpunk 2077

Сейчас: 67751  Макс.сегодня: 89395
11

GTA 5

Сейчас: 67161  Макс.сегодня: 137546
12

Football Manager 2022

Сейчас: 49340  Макс.сегодня: 57843
13

War Thunder

Сейчас: 40893  Макс.сегодня: 63608
14

PAYDAY 2

Сейчас: 38931  Макс.сегодня: 41779
15

Total War: Warhammer III

Сейчас: 38032  Макс.сегодня: 44122
16

ARK: Evolved

Сейчас: 37977  Макс.сегодня: 55644
17

Rocket League

Сейчас: 37241  Макс.сегодня: 39336
18

MIR4

Сейчас: 37164  Макс.сегодня: 40056
19

DayZ Standalone

Сейчас: 32716  Макс.сегодня: 40851
20

FIFA 22

Сейчас: 32663  Макс.сегодня: 43305
21

D by Daylight

Сейчас: 32055  Макс.сегодня: 42971
22

Unturned

Сейчас: 31695  Макс.сегодня: 57625
23

Wallpaper Engine

Сейчас: 31683  Макс.сегодня: 90088
24

Sid Meier's Civilization VI

Сейчас: 31644  Макс.сегодня: 45893
25

Magic World Online

Сейчас: 31188  Макс.сегодня: 34626
26

Rainbow Six: Siege

Сейчас: 31113  Макс.сегодня: 49033
27

Warframe

Сейчас: 30037  Макс.сегодня: 51497
28

Final Fantasy XIV Online

Сейчас: 29183  Макс.сегодня: 34587
29

Path of Exile

Сейчас: 27443  Макс.сегодня: 32713
30

Elden Ring

Сейчас: 26436  Макс.сегодня: 30003