В науке и философии есть тезис носящий название "детерминизм". В философском понятии это учение учащее, что всё в жизни предопределенно и что у всех событий есть причина. Научный смысл этого тезиса сводится к тому, что Вселенная построена по логическому принципу и в ней нет места случайным процессам, а время никак не влияет на логически взаимосвязанные процессы происходящие в ней ( к примеру, в изначальной теории относительности Вселенная была статичной, но даже после превращения теории в общую теорию относительности в которой Вселенная постоянно расширялась, она всё также предполагала что зная состояние Вселенной в конкретный момент времени, мы можем узнать с точностью, что с ней будет через несколько тысяч миллионов лет, а эту возможность отрицает квантовая теория и принцип неопределенности, в которых нет места детерминизму). Но давно стало ясно, что детерминизм не может быть абсолютным по определению, ведь сам человек, как существо, доказательство того что процессы происходящие в природе иногда бывают случайными. Скажите, сколько раз вам говорили о том, что в природе всё взаимосвязано и что люди стремятся нарушить это равновесие? Мне всегда было непонятно это выражение, потому что человек и есть продукт природы, а если природа настолько логична, то почему она дала нам разум? Зачем создавать существо, сила ума которого развиться настолько, что оно будет влиять на все процессы происходящие в природе? Вывод напрашивается только один: человечество было создано в результате случайного процесса или, кому ближе, глупой ошибки природы. Воспользуемся ли мы этой ошибкой, наплюем ли на природу и станем нечто большим, чем просто разумными существами заселяющими планету Земля? Жанр киберпанка отвечает на этот вопрос и показывает нам, какое будущее ждет человечество. Фактически, такой жанр фантастики, на самом деле, вовсе не фантастика. Это неизбежно приближающаяся реальность, свидетелями которой мы станем в обозримом будущем. И эта тема очень близка к Deus Ex: Human Revolution, с поправкой на то, что события игры происходят в начале расцвета эпохи технологий аугментации. Нам показывают второй Ренессанс и вселенная игры настолько хорошо связана с происходящими событиями нашего настоящего времени, что мир HR кажется тебе реальным и ты погружаешься в него так, как никогда до этого ни в одну другую фантастическую игровую вселенную. Но вдобавок к проработанному миру и атмосфере нового Ренессанса, в игре присутствует совершенно уникальный и гениальный симбиоз механик из стелса, шутера, экшена и RPG. Я не играл в оригинальный Deus Ex, но судя по тому, как игравшие в него люди называют HR ремейком, я сделал вывод о том, что оригинал является самой гениальной видеоигрой в истории. Именно после прохождения HR, я признал игры нечто большим, чем просто развлечением.
Бог машина
На дворе 2027 год. Стремительно развивающийся прогресс привел к взрыву популярности разного рода технических модификаций человека и сделал их повсеместными, невзирая на ограничения, заложенных природой. Нейро-имплантаты, бионические руки и ноги, механические аналоги глаз, хакерские импланты — всё это стало частью нашей повседневной жизни. Изучая возможности нашего тела и обойдя отторжение протезов нашей нервной системы путем создания препарата, называющегося нейропозином, люди нашили способ получить неограниченные возможности по улучшению своего тела, правда, если перестать принимать дорогое лекарство, фактически являющиеся наркотиком, модифицированному грозит ужасная смерть с болями, сравнимыми только с болями при медленном отрезании конечностей. Хоть эта перспектива многих сначала пугала, спрос на импланты и нейропозин всё равно увеличивался, и многие быстро поняли, что можно заработать приличное состояние на этом и соответственно, возникли крупные транснациональные корпорации, специализирующиеся на выпуске разного рода имплантов. В эпоху глобализации, этот новый рынок сильно нарушил равновесие сил во всемирной экономической игре и поэтому корпорации стали использовать своих корпоративных агентов против конкурентов. Так как политическая власть утратила былую важность, такие агенты стали сродни шпионам государств, только уже вместо стран были корпорации.
Но на фоне высокой популярности протезов, возникли социальные беспорядки. Некоторые люди считали неэтичным заменять органические части тела человека на их механические аналоги и поэтому выступали против модификаций, создавая различные общественные, политические, террористические организации, самой известной из которых стал "Фронт Человечества". Конечно, проблема была не только в этических соображениях. Нежелающие идти в ногу с прогрессом, боялись, что они станут ненужными среди более продвинутых людей, которые выполняли сложную работу быстрее и лучше обычных. Впоследствии, раскол между мнениями людей — кто за или против имплантов — только укоренился и на момент начала HR достиг своего пика. Начало игры как раз совпадает с началом заседания конгресса, где должен решиться вопрос об этичности использования имплантов. Вы играете за Адама Дженсона, начальника службы безопасности детройтской штаб-квартиры компании Sarif Industries, являющейся одним из лидеров кибернетического бизнеса. Бывшая любовница Адама — Меган Рид, является ученой и вместе со своими коллегами готовит представить на конгрессе свои новые исследования, которые помогут модифицированным людям обойтись без применения нейропозина. Именно в этот момент на штаб-квартиру нападает группа неизвестных наёмников и убивает всех ученых. Адам остается в живых, но из-за сильных увечий причиненных ему, практически все части его тела заменяют на биомеханические. Спустя полгода восстановления, глава компании Дэвид Шариф вызывает его на прежнюю должность, дабы тот помог ему с атакой террористической организации на один из заводов по производству модификаций. Прибыв на место, Адам неожиданно узнает, что эта атака связана с атакой на штаб-квартиру полгода назад. Теперь он жаждет докопаться до истины и узнать, по какой причине убили ученых, и кто за всем этим стоит.
Новый Ренессанс
Главный причина, почему ты веришь в мир HR, это то, как разработчики соединили этот мир с миром настоящим. Они экстраполируют многие проблемы, которые видно уже сейчас, начиная от нефтяного кризиса, из-за которого упала автомобильная промышленность, а Детройт превратился в брошенный город, где свирепствуют банды, и заканчивая глобальным потеплением. Тут есть всё: распад Америки, усугубление проблемы "Север-Юг", китайский "бум" экономики, идущий уже сейчас, обострение отношений восточных стран с Израилем и всё то, что назревает сейчас. Благодаря такому подходу к миру и атмосфере, ты буквально начинаешь верить происходящему на экране и более того, ты ЖИВЕШЬ здесь. Это достигается феноменальной проработкой окружения и филигранной работой с персонажами. В HR диалоги с персонажами это не Шекспировская постановка в духе игр Bioware. Тут вам люди не будут рассказывать о своем прошлом в течение получаса болтовни. Диалоги именно живые, без всяких ненужных строчек, которые мы в жизни никогда бы не сказали. Тут вы должны сами находить и выуживать информацию из компьютеров, личных электронных блокнотов и окружения. Каждый маленький офисный столик или абзац в тексте сообщения, или же разбитое зеркало в ванной, несет гигантскую полезность для понимания происходящего и характеров людей, что вы встречаете. Никогда в других играх вся та шелуха, типа записок, не давала столько интересных подробностей как в Deus Ex. Такое колоссальное внимание к деталям нигде сейчас больше не встретишь. Невозможно переоценить тот труд, который сценаристы и художники вложили в HR, но оценит всё это великолепие лишь внимательный игрок. А довершает эстетический облик игры, великолепная музыка композитора Майкла Маккана, треки которого, пробирают до мурашек с самого пролога.
Я упоминал, что мир игры очень похож на эпоху Возрождения, но чем? Давайте разбираться.
На начало Ренессанса интерес к сущности человека снова возрос(отсюда и появился термин Возрождение т.е возрождение интереса к месту человека в мире), в противовес к Средним Векам, в эпоху которых, влияние церкви было большим и поэтому человек рассматривался как раб господа и не имел свободы воли. Но в начале пятнадцатого века, из-за кризиса феодальных отношений и соответственно, уменьшения влияния церкви, стали возникать идеи гуманизма — истоки которого уходили еще в античность — где человек рассматривался, как существо необязанное служить своему создателю и свободное во всех смыслах. Все это вылилось в произведения архитектуры, музыки, литературы и скульптуры, пропагандировавшие гуманизм. Даже в религиозных сюжетах стали рассматриваться такие обычные человеческие чувства как любовь, счастье, скорбь. Самое главное, именно в эту эпоху зародилась научная анатомия, также позволившая далеко шагнуть медицине. Большую роль в этом сыграло разрешение проводить вскрытия трупов, с целью изучения внутреннего строения тела человека. Тогда никто не знал, что у нас находиться внутри и как наш организм работает, поэтому тогдашние открытия сильно повлияли на науку. То же самое в Deus Ex. Новые открытия в области кибернетики и нейрохирургии заставили общество сильно пересмотреть взгляды на мир и свое место в нем. Люди поверили, что человек не раб природы, а физические ограничения всего лишь маленькое препятствие на пути развития человеческой цивилизации. Мы назвали себя богами. Но готовы ли мы стать ими?
Большой брат следит за тобой
Вы когда-нибудь хотели бегать со скоростью больше 15 км/ч? Или прыгать так высоко, что одним прыжком могли бы достать до третьего этажа? А хотели иметь глаза позволяющие делать фотографии и сохранять их в своем мозгу? Ну, а если вы потеряли руку, хотели бы себе новую, ведь так? К сожалению, отрастить себе новую руку и стать супергероем у вас не получиться. Ограничения, наложенные природой, прекрасно работают спустя даже миллионы лет после появление первого предка современного человека. Сейчас ученые вовсю борются с этими ограничениями, но никто не может точно сказать куда это приведет. Авторы HR пытаются представить, с какими этическими и моральными проблемами мы столкнемся, когда ограничения отпадут. Эта философская тема сценария игры завернута в обертку из различных теорий заговоров. В своем расследовании нападения, Адам встретится с сильными мира сего и раскроет их коварные планы, что впрочем, не пойдет ему на пользу. В игре присутствует продуманный клубок тайн, нитки которого ведут к самым разным мифическим организациям, желающих взять мир под свой контроль. Самое главное достижения такого сценария, что вся эта обертка не воспринимается как бред сумасшедшего и достигается это, опять же, путем полного погружения в игру. Я никогда не верил в такие теории (и вам не советую), поэтому это еще раз послужило мне доказательством, какая мастерская работа была проведена Eidos Montreal.
Революционный симбиоз
Вы можете возразить, что проработанный мир был и в других играх, поэтому это не делает HR уникальной и сверх живой игрой, но попробуйте просто поиграть в первую миссию после пролога — вы сразу поймете, о чем я говорю. Гениальная формула, придуманная в начале двухтысячных, возводит понятие геймплей в абсолют и делает итак живой мир реальностью в вашем представлении. Причина? О, всё просто. Скажите, вы когда-нибудь думали о том, как вы взаимодействуйте с миром в других играх? Неужели вы никогда не замечали всех тех ограничений, что ставят перед вами разработчики? Если да, то вы обязаны сыграть в Deus Ex, потому что правило тут одно: нет никаких правил. Разработчики НИКОГДА (за исключением битв с боссами, но эти претензии уже к другой студии) не будут ограничивать ваши возможности, а симбиоз из разных жанров позволяет взаимодействовать с окружением совершенно на новом уровне. Игра не подразделяется на поджанры, как другие представители пытающиеся соединить разные механики (например, Mass Effect) , а соединяет все эти механики в один живой организм, практически как протезы соединяются с телом человека, делая его чем-то большим. Настолько же гениальный, как и сам геймплей, level-дизайн позволяет на ходу менять стиль своего прохождения, независимо, где вы находитесь, а прокачивая свои кибернетические улучшения, вы получаете еще больше возможностей прохождения различных ситуаций. Сначала от такого кружится голова, но потом вы привыкаете и начинаете играть, как ВАМ нравится. Хотя игра отнюдь не такая легкая, как вы могли бы подумать. Экшен и стелс тут умные и продуманные, так что если решите всех перестрелять или тихонько проскользнуть, то вам придется сильно постараться, возможно, с несколькими перезагрузками. Но самое удивительное и классное в этом, что это не раздражает, а наоборот делает игру еще интереснее, подстегивая вас играть по-разному. Простите за такие реплики, но это просто гениально!
Итог: На данный момент, вершина игрового искусства
И вот, спустя несколько десятков часов приключений вы стоите у пульта с тремя кнопками и где-то слева от вас есть четвертая. Вы прожили кусочек жизни Адама, видели каков мир нашего ближайшего будущего и теперь от вас зависит, каким станет этот мир дальше. Стоит ли возможность быть богами, всего того хаоса, что она требует? А стоит ли отказываться от этой возможности и быть лишь человеком? Или же вы хотите, чтобы мир был под контролем, дабы дать безопасно развиваться прогрессу, но таким образом превратив человечество в стадо животных? А зачем вообще что-то решать, ведь можно просто похоронить всё и дать человечеству решить самому? Что вы сделаете, зависит только от вас. Нажимайте.
10/10
P.S. "В Mass Efect люди говорят как в театре" - пока я читал, задумался: А может это стало частью культуры ? Ведь даже 100 лет назад человек, да и общество, было абсолютно другим. А там прошло намного больше, чем 100 лет ? (это так, подумать за чашечкой кофе)
P.P.S. Обзор шедевр (нигде не видел такого сплетения игры и истории/теории и науки), игра гениальна )