World of Warcraft – многопользовательская онлайновая ролевая игра (MMORPG), выпущенная в 2004 году американской компанией Blizzard Entertainment. Это четвертая игра в фэнтезийной вселенной Warcraft. Действие происходит в Азероте, приблизительно через 4 года после событий Warcraft III: The Frozen Throne. Игру анонсировали в 2001 году, выпустили к 10-летию серии, 23 ноября 2004 года. Впоследствии вышло 7 крупных расширений игры: The Burning Crusade, Wrath of the Lich King, Cataclysm, Mists of Pandaria, Warlords of Draenor, Legion и Battle for Azeroth.
World of Warcraft была самой популярной MMORPG по количеству игроков, в 2009 году насчитывалось почти 10 миллионов игроков. В 2014 году было зарегистрировано более 100 миллионов игровых аккаунтов. К 2017 году игра принесла свыше 9,23 миллиардов долларов дохода, что является одним из самых кассовых результатов в истории франшиз видеоигр. В 2017 году на BlizzCon анонсировали первозданную, «ванильную» версию игры под названием World of Warcraft Classic – это значит, что в ней не будет никаких расширений; эта версия выйдет в августе 2019 года.
Геймплей
Создание персонажа или начало игровой сессии
Как в других MMORPG, игрок контролирует персонажа в игровом мире от 1-го или 3-го лица, исследует ландшафт, сражается с различными монстрами, выполняет квесты, взаимодействует с неигровыми персонажами (NPC) или другими игроками. Как в других MMORPG, от игрока требуется оплата за подписку через кредитную карту, предварительно оплаченных игровых карт Blizzard или купленного в игре WoW Token. Игроки без подписки могут взять пробный аккаунт, позволяющий достичь 20-го уровня, но скрывающий многие функции игры.
Чтобы войти в игру, нужно выбрать сервер, в игре он называется королевством (realm). Каждое королевство – индивидуальная копия игрового мира, и относится к одной из двух категорий. Доступны такие типы королевств:
- Нормальное: обычный тип королевства, где геймплей, по большей части, сосредоточен на победах над монстрами и выполнении квестов, а ролевая игра и бои игроков против игроков – опциональны.
- Ролевая игра: работает так же, как нормальное королевство, но сосредоточено на ролевом развитии персонажа.
Перед введением седьмого расширения «Battle for Azeroth», и нормальные, и ролевые серверы делились на 2 категории: PvE (бой против окружающей среды) и PvP (бой против игроков). С введением опции «Военного режима» это ушло, и любой игрок уровня, начиная с 20-го, на любом сервере, смог определять, хочет ли он активно участвовать в PvP, включая Военный режим в двух столичных городах игры.
Королевства поделены по языкам, доступна встроенная поддержка языков.
Игрок может создавать новых персонажей во всех королевствах внутри региона, а за плату может перемещать созданных персонажей между королевствами.
Для создания нового персонажа, в соответствии с сюжетной линией прежних игр Warcraft, игрок должен выбирать между противоположными фракциями Альянса или Орды. Пандарен, добавленные в Mists of Pandaria, не имеют фракции, пока не пройдена стартовая зона. Персонажи противоположных фракций могут вести примитивное общение (по большей части, через смайлы), но говорить, писать письма, группироваться и объединяться в гильдии могут только члены одной фракции. Игрок выбирает расу нового персонажа, например, орков или троллей для Орды, людей или дворфов для Альянса. Игрок должен выбрать класс персонажа, доступны такие варианты, как маги, воины и священники. Большинство классов имеют ограниченный доступ – для определенных рас.
Игровой процесс
Когда персонажи развиваются, они получают различные таланты и навыки, требующие от игрока развития способностей этого персонажа. Персонажи могут выбирать две главные профессии, которые могут быть сосредоточены на производстве предметов (портняжное дело, ковка, ювелирное дело) или на сборе ресурсов (добыча кожи, раскопки). Персонажи могут изучить все 4 вторичных навыка: археологию, кулинарию, рыбалку и первую помощь. Они могут формировать гильдии и вступать в них, что позволяет персонажам гильдии переходить в канал чата гильдии, менять название гильдии; опциональны другие возможности вроде плаща гильдии, банка гильдии, ремонта гильдии, взносов.
Значительная часть геймплея заключается в выполнении квестов. Эти квесты обычно доступны у NPC. Чаще всего, за квесты игрок получает какую-либо комбинацию очков опыта, предметов и денег. В квестах персонажи могут получить доступ к новым навыкам и способностям, исследовать новые территории. Посредством квестов рассказывается большая часть истории: и через квестовые тексты, и через сценарные действия NPC. Квесты связаны общей темой, каждый последующий квест активируется после выполнения прошлого. Обычно в квестах надо убить ряд существ, собрать определенное количество ресурсов, найти сложный для обнаружения объект, поговорить с разными NPC, посетить определенные локации, взаимодействовать с объектами мира, доставить предмет из одного места в другое, чтобы получить опыт и сокровища.
Персонаж может играть сам, но можно группироваться с другими игроками, чтобы идти на более трудные задания. В большинстве вызовов из конца игры можно успешно действовать только группой. В группе классы персонажа используются в определенных ролях. В World of Warcraft применяется система «бонуса отдыха», повышающая частоту набора очков опыта после отсутствия игрока в игре. Умерший персонаж становится призраком, или, у ночных эльфов, виспом, и попадает на ближайшее кладбище. Персонажей могут возрождать другие персонажи, имеющие способность, также персонажи могут возрождаться сами, перемещаясь с кладбища к месту своей смерти. Если персонаж уровня выше 10 возрожден на кладбище, его предметы деградируют, и, чтобы починить их, требуются деньги и специальный NPC. Сильно деградировавшие предметы становятся неприменяемыми до ремонта. Если до места с телом персонажа нельзя добраться, можно использовать для возрождения на кладбище специального NPC «духа-целителя». Когда дух-целитель возрождает персонажа, предметы последнего деградируют, а сам персонаж существенно ослабляется время до 10 минут (зависит от его уровня). Этого ослабляющего эффекта не происходит, а предметы деградируют меньше, если персонаж возрождается путем нахождения своего тела, или если его возрождает другой игрок посредством заклинаний или специальных предметов.
World of Warcraft включает множество механизмов для PvP. На серверах PvE игроки могут помечать себя «флагами», чтобы их могли атаковать игроки противоположной фракции. В зависимости от режима королевства, PvP-бой между членами противоположных фракций возможен почти в любом месте или локации – исключением являются стартовые зоны, где надо включать флаг PvP, если игрок хочет драться с представителями чужой фракции. PvE серверы позволяют выбирать, участвовать в бою против других игроков или нет. На серверах обоих типов есть специальные территории, где разрешен свободный для всех бой. Поля боя, например, похожи на подземелья: только определенный набор персонажей может войти в одно поле боя, но для размещения дополнительных игроков можно сделать дополнительные копии полей. В каждом поле есть заданная цель, как то захват флага или победа над противоположным генералом, эту цель надо выполнить для победы на поле. Состязание на полях дает игроку маркеры (токены) и очки чести, с помощью которых можно покупать броню, оружие и другие полезные предметы. Игрок получает честь каждый раз, когда он или ближайшие союзники убивает игроков на поле боя.
Сеттинг
WoW проходит во вселенной Warcraft, похожа на прошлые игры визуально. Присутствуют элементы фэнтези, стимпанка и научной фантастики: грифоны, драконы, эльфы, паровые механизмы, зомби, оборотни, путешествия во времени, космические корабли, инопланетные миры.
Действие происходит в трехмерном представлении вселенной Warcraft. Первоначально мир состоял из 2 континентов на Азероте: Калимдора и Восточных королевств. Позже в игру были добавлены королевства Беспределье и Дренор, континенты Нортренд и Пандария. Исследуя новые локации, игрок находит разные маршруты и средства перемещения. Игрок может переходить к «мастерам полета» в недавно открытых локациях, чтобы летать в прежние локации. Также доступны лодки, дирижабли, порталы. Игровой мир более-менее одинаков ото дня к дню, но сезонные события отражают события реального мира – как то Хэллоуин, Рождество, Пасху. Погода в локациях переменная: могут идти дожди, снег, пылевые штормы.
Персонажам доступен ряд объектов в городах и поселениях. В каждом большом городе персонажи могут переходить к банку для хранения вещей вроде сокровищ или изготовленных предметов. У каждого персонажа есть доступ к персональному банковскому хранилищу, и есть возможность за игровое золото приобрести дополнительное пространство в нем. Члены гильдии могут использовать банки гильдии, при этом ограничения устанавливает лидер гильдии. Есть дома аукционов, где можно покупать и продавать вещи, примерно как на онлайновых сайтах типа eBay. Игрок может использовать почтовые ящики, которые есть почти в любом поселении. С помощью почты получаются предметы, выигранные на аукционе, посылаются сообщения, предметы, игровые деньги другим персонажам.
В некоторых вызовах игрок должен группироваться с другими игроками. Обычно такие вызовы проходят в подземельях, также именуемых «инстанциями» – туда может войти группа персонажей. Термин означает, что каждая группа имеет отдельную копию, или инстанцию, подземелья, включающую своих врагов и свои сокровища или награды. Это позволяет группе исследовать территорию, выполнять квесты, не пересекаясь с другими. Подземелья распределены по миру, рассчитаны на персонажей различного развития. Типичное подземелье позволяет 5 персонажам войти группой. Для некоторых подземелий необходимы более крупные группы, формирование «рейдов» до 40 игроков. Также под рейды сделаны некоторые существа в обычной игровой среде.
Подписка
Для постоянной игры необходима подписка, которую можно оплатить за 1, 3 или 6 месяцев, по картам времени разной длины, продающихся в розничных магазинах, или покупкой токена WoW в игре. Пакеты расширений продаются в онлайне и в розничных магазинах. Опция быстрой покупки расширений работает через игровой клиент. World of Warcraft доступна и в бесплатном Стартовом издании, которое бесплатно без ограничений по времени. В Стартовом издании персонажи не могут иметь уровень выше 20, и есть разные ограничения: невозможность торговать, использовать почту, аукционы, публичные каналы чатов, вступать в гильдии и иметь более 10 золота.
Родительский контроль
Есть родительские контроли, задающие разные лимиты игрового времени: ежедневные, еженедельные или по заданному расписанию. Для изменения настроек необходимо заходить в игру посредством специальных данных.
Сюжет
Намереваясь осесть в Дуротаре, Орда Тралла расширяет ряды, приглашая Покинутую нежить присоединиться к оркам, тауренам и троллям. Между тем, дворфы, гномы и древние ночные эльфы принимают сторону Альянса, управляемого человеческим королевством Штормграда. Когда его король Вариан Ринн таинственным образом пропадает, Высший лорд Болвар Фордрагон служил Регентом, но на него влиял контроль разума со стороны черного дракона Ониксии. Ониксия правила под маской дворянки. Когда герои расследуют манипуляции Ониксии, появляется древний элементальный лорд Рагнарос и подвергает опасности и Орду, и Альянс. Герои Орды и Альянса побеждают Ониксию и возвращают Рагнароса в Элементальный План.
Штурм Логова Крыла Тьмы
Вглуби Черной Горы черный дракон Нефариан проводит страшные эксперименты с кровью других драконов. Желая захватить всю территорию, он нанимает оставшуюся Темную Орду – армию бродяг, овладевшую демонической жаждой крови старой Орды. Эти порочные орки, тролли и другие расы бьются за контроль над грой против Рагнароса и дворфов (гномов) Темного Железа. Нефариан создает хроматических драконов и легион других страшных существ, чтобы получить армию, способную контролировать Азерот, продолжить наследие своего печально известного отца Смертокрыла Разрушителя. Нефариана устраняют герои из Орды и Альянса.
Восстание Кровавого Бога
Годы назад, в разрушенном храме Атал'Хаккар, верные жрецы Кровавого бога Хаккара Пожирателя Душ, попытались призвать аватар гневного божества. Но их последователи, жрецы племени Атал'ай, обнаружили, что Пожирателя Душ можно призвать только в древней столице племени Гурубаши, Зул'Гурубе. Рожденный в этой крепости среди джунглей, Хаккар управлять племенем Гурубаши и смертными чемпионами могущественных животных богов троллей. Его влияние было остановлено: племя Зандалари наняло героев и вторглось в Зул'Гуруб.
Ворота Ан'киража
Большая пустынная крепость Ан'киража, с давних времен скрытая за Стеной Скарабея, была домом для насекомых киражей – дикой расы, когда-то проведшей штурм с целью уничтожить континент Калимдор. Но за стенами крепости таится нечто куда более зловещее: Старый Бог К'Тун, чье зло причиняло страдания в Азероте с незапамятных времен. К'Тун приводит киражей в ярость; Альянс и Орда готовятся к серьезной войне. Совмещенные силы Альянса и Орды, под названием Мощь Калимдора, открывают ворота Ан'киража. Ими правит орк Варок Саурфанг. Герои устраивают засаду и уничтожают К'Туна.
Тень Некрополиса
Король Лич спешит распространить по Азероту чуму нежити. Он одаряет одного из своих величайших служителей, лича Кел'Тузада, летающей цитаделью Наксарамас. Наксарамас служит базой операций для фракции Плеть. Постоянные нападения фракций Алый Крестовый Поход и Серебряный Рассвет ослабляют защиту парящей крепости. Герои получают возможность вторгнуться и победить Кел'Тузада. Но в рыцарском ордене Серебряного Рассвета оказывается предатель, убегающий с проклятыми остатками Кел'Тузада в Нортренд, где можно возродить падшего лича.
Разработка
Анонсировали World of Warcraft в сентябре 2001 года на торговом шоу ECTS. Разработка длилась около 4-5 лет, включая всестороннее тестирование. В 3D-графике использовались элементы собственного графического движка Blizzard, примененного в Warcraft III. Игра была задумана как открытая среда. Квесты сделали опциональными, полезными для направления игроков, развития персонажа, распространения персонажей по разным зонам с целью избежать чрезмерных стычек игроков. В интерфейсе игроки смогли настраивать внешний вид и управления, устанавливать дополнения и другие модификации.
World of Warcraft сделана для Macintosh и Windows, владельцы этих систем могут играть между собой. Несмотря на отсутствие официальных версий для других платформ, через Windows API Wine и CrossOver играть можно в Linux и FreeBSD. Благодаря возможности рендерить OpenGL в Wine через клиент Windows, производительность на платформах типа Unix сравнима с производительностью на Windows.
Расширения
Вышло 7 расширений: The Burning Crusade (январь, 2007), Wrath of the Lich King (ноябрь, 2008), Cataclysm (декабрь, 2010), Mists of Pandaria (сентябрь, 2012), Warlords of Draenor (ноябрь, 2014), Legion (август, 2016) и Battle for Azeroth (август, 2018). Для продолжения игры игроку не нужно покупать расширения, но без этого будет недоступен новый контент и особенности типа повышенного потолка уровней.
Blizzard регулярно применяет старые расширения ко всем аккаунтам, когда выходят новые расширения. 28 июня 2011 года The Burning Crusade было бесплатно добавлено всем прежним аккаунтам Warcraft. То же происходило для других расширений; с выходом Battle for Azeroth в июле 2018 года, все расширения до Legion вошли в базовую игру.
Музыка
Саундтрек World of Warcraft сочиняли и аранжировали Джейсон Хейс, Трейси У. Буш, Дерек Дьюк и Гленн Стаффорд, дирижировал Эймер Нун. Он вышел 23 ноября 2004 года вместе с коллекционным изданием игры. 12 января 2011 года Alfred Publishing выпустил официальные серии нот для вокалистов, пианистов, струнных и других инструментов, «World of Warcraft Sheet Music Anthology». В 2018 году ремикс игровой песни «Hymn of the Firstborn Son» номинировали на премию «Лучший кавер/ремикс игровой музыки» на 16-й ежегодной премии Game Audio Network Guild Awards.
Профессиональные соревнования
В начале 2012 года Blizzard Entertainment начала собственную серию турниров для World of Warcraft и Starcraft II, которые дошли до Глобальных финалов Чемпионата мира на Battle.net в 2012 году.
Прием
На Metacritic за много лет игра набрала такие оценки: 93% (57 обзоров) и 74% (2545 отзывов). После очень ожидавшегося релиза игру встретили очень положительно. Игра использовала многие известные концепции из жанра RPG, но включила новые подходы по снижению пауз между игровыми стычками. Характерным примером является подход к смерти персонажа. В некоторых прошлых MMORPG умерший персонаж страдал от больших штрафов; в WoW игрок смог быстро восстановиться и играть. «Время простоя» снизилось и в боях. Позволение всем типам персонажей восстанавливаться от урона сделало возможным быстрое возвращение игроков в бой. Журналисты отметили, что ускорение темпа игры сделало ее доступнее для казуальных игроков – любящих играть понемногу; вместе с тем, игра сохранила глубокий геймплей, привлекающий разнообразных игроков. Концепцию «бонуса за отдых» приветствовали: она позволила игрокам быстро настигать по развитию друзей.
Квесты назвали неотъемлемой частью игры. Квесты часто продолжали сюжетную линию или вели игрока по игре. Признание квесты заслужили за большое их количество в каждой локации и за награды за их выполнение. Во многих квестах устранили необходимость «гринда» – однообразных заданий, развивающих персонажа. Квесты требовали от игрока исследовать каждую секцию мира, потенциально вызывая проблемы у социальных игроков или ролевых игроков, ищущих что-то спокойное. В квестах, требующих собирать предметы с трупов убитых существ, также стали непопулярны. Низкая «частота дропа» (шанс нахождения предметов) сделали такие квесты монотонными и долгими. Изобилие новых игроков в определенной территории часто приводило к отсутствию существ, которых можно убить, или необходимости по очереди убивать определенное существо, чтобы выполнить квест. Некоторые критики назвали недостаток квестов, требующих группирования игроков, причиной сходства WoW с одиночной игрой. Другие жаловались, что некоторые подземелья или групповые квесты в инстанциях непросты для новых игроков. В некоторых квестах были баги, делающие невозможным прохождение квеста.
Говорили, что персонажи сделаны качественно, каждый класс жизнеспособный и интересный, а каждая раса выглядит по-особому. Понравилось журналистам развитие персонажа, механизм талантов, дающий выбор, возможности по профессиям. Возможности кастомизации персонажа назвали слабыми, но похвалили детальность моделей персонажей.
Критики похвалили оформление мира. Самым популярным предметом похвал была возможность пересечения всего континента без «загрузочных экранов». Окружающую среду называли «захватывающей дух». Игроки увидели, что потеряться сложно, у каждой территории особый вид. Критики описали мир как «тщательную смесь мультфильма, фэнтезийных рисунков и реализма». Хорошо приняли звук, особенно фоновую музыку.
World of Warcraft выиграла несколько наград, в том числе типа «Выбор редактора», несколько ежегодных наград. Ее называли лучшей игрой в жанрах RPG и MMORPG. Свои награды получили звук и графика. Стив Бауман в журнале Computer Games Magazine, назвавшем игру лучшей в 2004 году, написал: «Blizzard, кажется, проанализировала все элементы всех существующих игр, взяла лучшее, затем с щедрым и абсурдным количеством внимания реализовала это». В 2008 году World of Warcraft почетно отметили, вместе с Neverwinter Nights и EverQuest, на 59-й премии Annual Technology & Engineering Emmy Awards за продвижение формы искусства MMORPG. В 2009 году Game Informer поместил WoW на 11-е место в «топ-200 игр всех времен». В 2015 году USgamer поставил игру на 3-е место в «15 лучших игр после 2000 года».
World of Warcraft была самой продаваемой компьютерной игрой 2005 и 2006 годов. В США к августу 2006 года было продано 1,4 миллиона копий (68,1 миллионов долларов). За период с января 2000 по август 2006 WoW стала третьей наиболее продаваемой компьютерной игрой. 22 января 2008 года WoW имела более 10 миллионов подписчиков, в том числе более 2 миллионов в Европе, более 2,5 миллионов в Северной Америке и около 5,5 миллионов в Азии. Пик пришелся на октябрь 2010 года, когда игра имела 12 миллионов подписчиков. В ноябре 2014 года это число составляло более 10 миллионов активных подписчиков. 18 января 2014 года Blizzard сообщила о наличии 100 миллионов созданных аккаунтов. В сентябре 2015 года количество подписчиков упало до 5,5 миллионов. В апреле 2008 года игра занимала 62% на рынке подписок MMORPG. Доход от игры, 9,23 миллиардов долларов, стал одним из самых высоких в истории видеоигр наряду с Space Invaders, Pac-Man и Street Fighter II.
Вроде говорилось о подобном?
После этого вов станет не просто вовом, а донатским вовом. И потом в вов играть никто не будет.
слова задрота?
Но платить за это я более не намерен. Лучше в Runes of Magic погамаю.