Я продолжаю блог, в котором вспоминаю свои любимые книги, легшие в основу многих популярных игр. И снова предлагаю вашему вниманию парочку таких произведений с моими комментариями.

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит. Властелин колец. Сильмариллион и др.

Синопсис

Цикл повестей, романов и рассказов повествует о жизни вымышленного мира Арда, частью которого является Средиземье – основное место действия в произведениях автора. Сюжет цикла охватывает временной промежуток от сотворения мира до Войны Кольца.

О чем?

В наше время даже немного удивительно бывает найти человека, который бы не знал ничегошеньки о Средиземье, орках, эльфах, хоббитах и кольце Саурона. Произведения Толкиена стали классикой фэнтези, легли в основу множества других фэнтезейных миров, породили целый фанатский культ, были многократно экранизированы, стали источником для множества исследовательских работ и даже изрядно помогли экономике Новой Зеландии.  Воистину колоссальный вклад в культуру человечества!

А о чем же книга? О героизме, на которое способен даже самый слабый. О предательстве и зле, на которое способен самый мудрый. О войне, которая приносит страдания миру, но может объединять всех перед лицом опасности. О вере и мироустройстве, которое является весьма прозрачным отражением христианской религии. О богатой культуре самых разных выдуманных существ, за которыми скрываются вполне реальные прототипы. И о, конечно же, чудесах - больших и малых.

Сейчас избалованного современного читателя труды Толкиена могут и не удивить – все сюжетные ходы известны, герои заранее знакомы, всех ждет хэппи-енд и внезапные спасения (надеюсь столь знаменитая серия не боится спойлеров), но стоит только осознать, какая титаническая работа была проведена над проработкой вселенной, сколько языков было выдумано, сколько же сюжетов было иносказательно отражено в произведениях и придет понимание: Толкиен – гений, а цикл книг о Средизимье – это большое чудо в литературе (и не только). Читать просто обязательно, если Вы вдруг пропустили целую веху в жанре.

Также, несомненно, Толкиену повезло с экранизациями его работ. Были конечно теле-постановки и анимационные фильмы, но когда миру явился «Властелин Колец» от Питера Джексона – это был полнейший восторг. Шесть фильмов обстоятельно и зрелищно передают чудесную атмосферу Средиземья. Успех экранизаций был отмечен Оскарами, огромными кассовыми сборами и сильнейшей любовью фанатов, как старых, так и новых.

В играх

Естественно столь знаменитый цикл книг Толкиена и экранизаций от Джексона не остался без игр, полный список которых просто очень сложно привести в рамках этого блога, т.к. их несколько десятков в самых разных жанрах от классических квестов и адвенчур, до мультиплеерных проектов. Самыми знаменитыми, на мой взгляд, являются «The Lord of the Rings Online», «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth» и «Middle-earth: Shadow of Mordor».

Но прямыми игроизациями наследие Толкиена не ограничивается, т.к. его труды легли в основу тотального большинства фэнтезийных игровых вселенных: «Warhammer», «WarCraft», «The Elder Scrolls», «Dungeon&Dragons» и бесчисленное множество других миров.

Дж. Р.Р. Мартин. Песнь Льда и Пламени

Синопсис

Вымышленное королевство Вестерос забыло о гражданских войнах, о безумных королях, о многолетней и суровой Зиме и о некогда многочисленном волшебстве. Семь королевств находятся в шатком мире, а семьи что стоят во главе каждого из них, зализывают раны и готовятся к новому раунду Игры Престолов. И вскоре все вернется – черная магия, войны, очень смертные короли, Зима, Иные из-за Стены и даже Драконы. Главная интрига – кто же останется в живых и победит в борьбе за Железный трон?

О чем?

Весь цикл в первую очередь о политических интригах и дворцовых заговорах. Поэтому жанр произведений можно вольно определить, как эпичный политический триллер в фэнтезийном антураже. Книги Мартина привлекают сразу множеством нестандартных особенностей, которые и выделяют его работы среди множества произведений других авторов в схожем жанре:

- десяток главных героев и огромное множество второстепенных персонажей, от лица которых и ведется повествование;

- каждая глава книг идет от лица разных героев, поэтому читатель постоянно держит в голове мозаику всех событий для получения наиболее полной картины мира;

- натуралистичный и брутальный мир с обилием секса и насилия в самых разных вариациях;

- повальная и внезапная смертность персонажей;

- очень малое количество волшебства и магии, впрочем, данный показатель от книги к книге постоянно растет;

- очень неоднозначные характеры всех действующих лиц, в которых сочетаются обилие пороков и множество сильных хороших человеческих качеств;

- внезапные (!) повороты сюжета.

Джордж Мартин, будучи талантливым сценаристом, смог вывести на первый план именно людей и их поступки, что вкупе с весьма реалистичным миром и принесло успех его произведениям. Несмотря на то, что в жанре реалистичного темного фэнтези уже творило немало хороших авторов, Мартин таки умудрился сильно выделиться из толпы своими сюжетами и персонажами. Однако необходимо признать, что от книги к книге цикл «Льда и Пламени» понемногу теряет свою уникальность: читатель привыкает, что главные действующие лица мрут, как мухи, а сюжетные повороты становятся все более ожидаемыми; некоторые персонажи начинают сильно выделяться и обретают черты шаблонных фэнтези-героев; клубок интриг заплетается все туже и медленней, утомляя ожиданием развязки; в мир приходит все больше волшебства и магических существ. По этой причине, все замерли в ожидании грандиозного финала, и именно финал всего цикла во многом определит отношение к нему фанатов. И  я думаю, что все понимают, чем плохи такие завышенные ожидания.

Рядовому же человеку конечно более знаком эпичный и бьющий все рейтинги сериал от HBO «Игра престолов», который перенял как плюсы, так и недостатки книжной серии. В личные заслуги экранизации можно занести раскрытие многих талантливых актеров, которые до этого снимались в куда менее значимых ролях и фильмах. Ну а как отдельный минус, можно отметить очень вольную интерпретацию книжных сюжетов в последних сезонах. И да, все тоже ждут финала, который позволит дать окончательную глобальную оценку всему сериалу.

В играх

Серия отметилась в игровом мире крепкими середнячками, однако для фанатов Игры престолов все очень даже достойно: куцая и никем не понятая RTS «A Game of Thrones: Genesis»; недооцененная РПГ «Game of Thrones» с очень хорошим сюжетом и маленьким бюджетом; и хороший сериал «Game of Thrones: A Telltale Games Series» со всеми присущими подобным проектам плюсами и недостатками.

Но тут стоит еще и обязательно отметить, что растущая популярность темного фэнтези, которую во многом обеспечила «Песнь Льда и Пламени», стала необходимым толчком к взрослению фэнтезийного RPG-жанра. Так, канадцы из BioWare явно вдохновлялись сюжетами Мартина при создании своей «Dragon Age: Origins», что дало многим игрокам немало новых ощущений и позволило всем отойти от надоедливого «черно-белого»  сюжета в фэнтезийных ролевых играх. Успех этой франшизы и «Ведьмака» (о котором чуть позже) обозначил тренд реализма в волшебных ролевых мирах, а потому вклад Дж. Р.Р. Мартина и его «Песни» трудно переоценить.

На этом пока что все, но я скоро продолжу этот список. А пока я хотел бы призвать читателей из числа блогеров, обзорщиков и простых посетителей сайта, предлагать мне в комментариях художественную литературу, которая легла в основу игр. В случае же, если я сам этого произведения не читал, то может Вы бы могли просто продолжить эту серию блогов, но уже от своего имени, т.к. я считаю эту тему очень интересной. Благодарю за внимание и жду Ваших предложений в комментариях к этому блогу.

Читать подробнее на нашем сайте о: The Lord of the Rings Online: Riders of Rohan | Middle-earth: Shadow of Mordor | The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth | World of Warcraft | Warner Bros. Games | Total War: Warhammer | The Elder Scrolls: Online | A Game of Thrones: Genesis | Game of Thrones: A Telltale Games Series | Game of Thrones | Telltale Games | Cyanide Studios | BioWare Montreal | Dragon Age: Origins