Здравствуйте, читатели. Сегодня я хотел бы Вам предложить отправиться в прошлое – во времена рыцарей и величественных замков. Ведь очень давно не было хороших игр про темное средневековье, из последних вспоминается, разве что Mount&Blade. Но свято место пустым не бывает, и вот уже в моей скромной Беларуси силами небольшой команды Aterdux Entertainment была разработана и выпущена в Steam столь же неприметная пошаговая ролевая игра Legends of Eisenwald. Событие это прошло совсем незаметно, поэтому я с превеликой радостью расскажу об этой игре в моем обзоре.
Правда и вымысел
Главная изюминка игры – это замечательно переданная эпоха. Легенды Айзенвальда посвящены именно средневековью, а потому здесь нету никаких эльфов, орков и прочего типичного фэнтези-антуража. Но не стоит забывать, что те времена были суеверными и неграмотными, а потому здесь тоже есть своеобразное волшебство: могущественные ведьмы, святые проповедники, таинственные духи и прочая мистика – все это обыграно так, что порою кажется лишь выдумкой ничего не понимающей черни, хотя, быть может, и было все именно так на самом деле. И этот чудный симбиоз достоверного историзма и мистики будет обрамлять все события описанные в игре.
Действие происходит в землях современной Германии близ альпийских гор. Постоянный передел земель между воинствующими вассалами и борьба за власть в герцогстве превращают визит нашего героя на свою Родину в опасную битву, цель которой – честь, исполнение клятв и очищение своего имени от грязи. Вопреки романтичным представлениям о благородном рыцарстве, Вас ждут вероломные предательства, коварные заговоры, темная родовая магия и дорога к власти, залитая кровью врагов... и друзей. По накалу страстей и «черноте» повествования игра может сравниться с «Песнью льда и пламени» Дж. Мартина, а также с творчеством пана Сапковского (и знаменитый «Ведьмак» здесь отнюдь не главный ориентир). И все это «добро» естественно сдобрено сложными моральными дилеммами, в которых хваленая честь и благородство дается непомерно высокой ценой, а стоящие результаты даются лишь тем, кто готов забрать свое силой. В общем, сюжет наглядно показывает жестокость средневековья и способен заставить пересмотреть свои наивные взгляды на мироустройство, т.к. пусть и прошло немало времени с тех пор, а люди остались прежними и дорога на верх все та же – грязь, обман, сила, эгоизм и жестокость. Готовы ли Вы принимать все так как есть?
Немало усилий было потрачено разработчиками на то, чтобы эта великолепная история подавалась цельно и последовательно, раскрывая себя каждым квестом и событием. По сути, в игре нету привычных нам «дополнительных квестов», т.е. конечно же есть основная задача, но все остальные квесты так или иначе раскрывают именно главную сюжетную линию и постепенно, плавно переходя из одного задания в другое, приводят к логичному финалу. Как это работает? Скажем, зашли Вы в трактир и услышали, как крестьяне рассказывают красивую легенду о чудесах и волшебных артефактах. Будьте уверены, что спустя некоторое время Вы узнаете, что легенда вполне правдива, а для достижения своей цели придется обнаружить тот самый артефакт. Как? – Естественно сближаясь с информаторами и по крупицам собирая правду. Вот так, каждое, казалось бы, мимолетное событие может обернуться огромной цепочкой заданий, которая и поможет в итоге закончить основную сюжетную линию. И не стоит забывать про нелинейность! Ваш выбор также запускает немалые механизмы внутри сюжета, порождая иные ветви сюжета и множество уникальных квестов.
Хотя, когда я говорил про отсутствие привычных дополнительных заданий, я несколько слукавил – подобные задания есть, но они обставлены непривычно для современного игрока. Как Вы привыкли выполнять второстепенные задачи? Найти, какой-нибудь источник информации и по меточкам на карте выполнить очевидные действия... Legends of Eisenwald для этого использует немного архаичный подход – шерстим карту на наличие слухов, по обрывочным ориентирам самостоятельно(!) находим местоположение, к примеру, заколдованного сокровища, а потом еще и истолковываем домыслы неграмотной черни, чтобы понять, что же все-таки требуется сделать для получения искомого. И после кропотливой работы с картой и активного шевеления мозгами полученное сокровище обретает во истину огромную ценность, а Вам только и останется, что гордится тем, как ловко были собраны воедино кусочки мозаики из историй, слухов и отголосков легенд. Это Вам не «вопросики» в одной из последних, кхм... кхм..., нашумевших ролевых игр!
К слову, большая нелинейная основная компания также дополняется и несколькими дополнительными сценариями, как от самих разработчиков, так и от сторонних модеров (действительно понятный и функциональный редактор прилагается), что вкупе с тремя доступными персонажами крайне положительно сказывается на продолжительности и реиграбельности. Если уж Вам понравится, то это надолго.
Шаг за шагом
В геймплейном плане Легенды Айзенвальда напоминают смесь из King’s Bounty и Disciples, но с одним существенным отличием – это весьма необычная система пошаговых боев. По карте герой передвигается в реальном времени, а когда вступает в бой начинается странное пошаговое сражение. Почему странное? Есть Ваш отряд расположенный в три ряда, по одному для каждого условного рода войск – воины, стрелки, поддержка; есть поле боя, разделенное на гексы; есть очередность хода для каждого юнита, определяемая его инициативой и... нету возможности ходить по полю боя! Каждый ход Вы обязаны непосредственно действовать – Ваши воины способны лишь атаковать ближайших врагов (минуя при этом любые расстояния) либо занять защитную стойку в ожидании атаки; стрелки также обязаны каждый ход выбирать цель для атаки либо отступить на одну клетку назад, если та свободна; то же самое касается и поддержки. Что это меняет? В разы вырастает динамика боя, у Вас не получится убегать одним юнитом, прикрываясь огнем союзников – никаких пряток, никаких провокаций без риска для шкуры, да и нарочито компактный размер арен не позволит разгуляться. Внезапно определяющее значение начинает занимать сочетание стартового расположения юнитов в слотах отряда и их инициативы. Остро встают вопросы: кто должен ходить первым и принимать на себя атаку врага, кого нужно «спрятать» до поры до времени, когда выбрать время для поддержки? Каждый бой стремительно начинается и столь же быстро заканчивается. И кажущееся упрощение привычной пошаговой схемы оборачивается весьма удачной находкой для игры с компактными и динамичными боями. Если угодно, то разница близка к разнице между шахматами и шашками, что в данном случае «шашки» думаю Вам понятно.
И конечно же не стоит забывать о том, что это ролевая игра. У Вашего героя будет привычная система уровней и древо навыков, а прочие члены вашего отряда будут с каждым уровнем развиваться до нового вида войск, причем развитие будет нелинейным, так молодая крестьянка-знахарка может стать могущественной старой ведьмой или же святой монашкой. И абсолютно все члены отряда имеют множество слотов для различной экипировки. Каждому классу отведена своя экипировка, и даже внутри одного класса могут быть существенные различия и ограничения, например священник ни за что не станет использовать колдовские артефакты и режущее оружие (кровь и кишки пускать видимо небогоугодное дело). Редкость предмета определяется привычной цветовой индентификацией и охота за самым редким фиолетовым снаряжением – это одной из увлекательнейших занятий любого настоящего ценителя ролевых игр.
Внимание! Сюжет игры будет частенько лишать Вас, как членов вашего отряда, так и экипировки с деньгами. Поэтому не экономьте на своем герое и все самое ценное всегда носите на себе.
Ну а в остальном, все весьма обычно – бродим по карте, общаемся с NPC, заглядываем в каждое здание, штурмуем и захватываем замки (от этого будет зависеть максимальный размер отряда и Ваш доход). Также не лишним будет упомянуть, что многие события напрямую зависят от времени и места, т.к. каждый юнит на карте постоянно передвигается, подчиняясь собственному расписанию. Помните, что в темную ночь и в «недобрых» местах всегда происходит все самое зловещее.
Светлый ум и кривые...
И пусть до сей поры я в основном нахваливал игру на все лады, но в этой бочке меда есть огромная, нет не так... ОГРОМНАЯ ложка дегтя – малобюджетность и неопытность разработчиков. Неприглядная графика, которая при этом умудряется порою притормаживать, не самый логичный и удобный интерфейс, отсутствие достойной анимации и какой-либо озвучки. Ах да, и множественные мелкие баги, порою даже вылеты на рабочий стол. Честное слово, если Вам действительно важно техническое совершенство игры, то с чистой совестью проходите мимо. Ну а я, как человек непривередливый, готов простить неопытным разработчикам многое, особенно оглядываясь на замечательный сюжет и геймплей.
К слову о технических деталях. Музыка здесь просто замечательная, разработчики явно связались с каким-нибудь государственным оркестром и парочкой фолк-коллективов. Заглавная тема игры сразу настраивает на необходимый лад и переносит игрока в средние века. А что еще нужно?
Купляйце беларускае!
На выходе имеем замечательную пошаговую ролевку в весьма необычном сеттинге. И пока Mount&Blade исхожен вдоль и поперек, а до выхода амбициозной Kingdom Come: Deliverance от Даниеля Вавры еще много времени, маленькая и очень гордая Legends of Eisenwald действительно заслуживает того, чтобы в нее играли. Играйте в хорошие игры, прощайте!
почему-то реально посмешили комментарии и настроение подняли, но автора чисто по-человечески жалко
А может он сам сидит и ржёт над всем) Хотя да, адекватного отзыва он так и не дождался.
(Истина в том, что на сайте нет ХОРОШИХ обзоров. Таких, которые читаешь, и хочется еще. Когда автор умеет завлечь. Когда он не вставляет ненужной отсебятины, как делали некоторые, из-за чего хотелось закрыть вкладку с обзором.)
Причем тут уважение? Если человек не умеет делать обзоры, то ему стоит прекратить их делать. Или исправиться, чтоб люди могли читать то, что он пишет.(Речь не о тебе.)
Критики под, почти, каждым обзором предостаточно, но большая часть людей не обращает на это внимание.
Чем мне быть довольным?
Уверен, что были хорошие. Лично я помню парочку обзоров Mr.Maels (вроде так), а из нынешних Гадкий Я и Inquisitor of noobs выдают хорошие обзоры. Критики на самом деле мало - лично я помню лишь трех пользователей, которые потрудились дать совет и по полочкам разобрали критикуемый обзор. Я сам прекрасно знаю, что косячу(особенно в монструозно корявой манере строить предложения), но как мне набить руку, если не пробовать раз за разом? Я спросил, у парня, какой обзор среди моих лучший, чтобы узнать примерный ориентир - мб, хоть где-то я уловил суть.
А насчет тебя, то я просто не понимаю людей, которые вроде знают, как все должно быть, но при этом сами ничего для этого не делают. Ты не будешь доволен априори.
Обзоры твои не плохи, выше средних, спору нет.
Почитай обзоры Лучика Добра, Какашки, еще, вроде, Комочек Гнева писал.