Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня я хотел бы признаться в двух вещах. Во-первых, я на 100% уверен, что верить большинству нельзя, и именно поэтому свое мнение я ценю гораздо больше, чем мнение других. Во-вторых я считаю «S.T.A.L.K.E.R.:Тень Чернобыля» и всю последующую серию одним из самых переоцененных проектов последних лет, а также ярким примером того, как нельзя использовать бренд.
Внимание! Данный обзор полностью наполнен моим личным мнением, которое возможно разойдется с мнением большинства из Вас. Я никого не пытаюсь переубедить, я лишь могу привести некоторые доводы в свою поддержку. А вот принимать ли мои аргументы, решать Вам.
Как казаки в геймдев играли
Небольшая и не шибко известная украинская команда GSС Game World (на счету была одна неплохая RTS «Казаки») еще в начале нулевых решила встряхнуть весь постсоветский игропром, да и весь мир в придачу, инновационным шутером на собственном движке X-Ray. Спустя некоторое время источниками вдохновения гордо были названы фантастическая книга «Пикник на обочине» Стругацких и философский фильм «Сталкер» Тарковского, но слава богу никто им прав на использование этого материала не дал. Позже разработчики в лучших традициях Питера Молинье стали раздавать обещания великолепности новой игры – инновационный абсолютно живой открытый мир, фотореалистичная графика, невероятный нелинейный сюжет, обширный автопарк и бестиарий, запредельно глубокая для шутеров ролевая система и прочее, и прочее...
Надо ли пояснять, что разработка столь монструозного проекта силами столь маленькой и неопытной студии затянулась на долгие годы. За это время разработку покинули многие талантливые люди, а также пришлось отнекиваться от большей части данных обещаний. Что же из этого вышло?
Внутренние противоречия
Сюжет развивается в альтернативной ветке истории, в которой Чернобыль умудрился взорваться еще раз, породив ту самую Зону – огромные неконтролируемые территории вокруг реактора, заполненные мутантами и радиоактивными аномалиями. Местечко облюбовало всякое ворье и бродяги, а также военные и ученые. Все они ищут так называемые артефакты – загадочные предметы, принимающие любые причудливые формы и дающие обладателям определенные силы. Кто-то их добывает ради усиления, кто-то на продажу, а кто-то для изучения их природы.
Игра начинается со стандартного клише: наш герой неведомым образом уцелел в аварии, но в результате потерял память. Его вытаскивают, дают какое-то снаряжение, обзывают «Меченым» и тут же отправляют на поиски флэшки с важными данными. Подобная логика и «оригинальность» происходящего будет преследовать Вас всю игру – пойдете за Хромым, что бы он отправил Вас к Косому, а тот в свою очередь отправит дальше к Сизому(я конечно утрирую, но все же). Все развитие сюжета почти целиком будет происходить в конце, а оригинальных заданий очень мало. Также меня огорчили персонажи – я ожидал увидеть побитых жизнью бродяг, за каждым из которых бы стояла своя драматичная история, а в итоге игра предлагает кучу клишированных и карикатурных клоунов, которым место в анекдотах, а не в постапокалиптической игре по мотивам Тарковского и Стругацких. Конечно же они добавляют определенного колорита, а некоторые из них и вовсе стали меметичны, но все же это не совсем те ребята, которых представляешь как людей выживающих на Зоне.
В конце игрока ждут различные концовки – они довольно хороши, а некоторые из них напоминают сюжет поучительных басен. Это в некотором роде открытый финал, в котором явно оставляли задел под будущие продолжения. В целом сюжет оставляет странное впечатление – под конец наблюдать за происходящим становится интересно, но перед финалом идет очень уж продолжительная плеяда бестолковых и ненужных квестов.
С геймплеем та же проблема. В целом это очень компетентный шутер с элементами ролевой игры, выживания и даже немного хоррора. Но когда я говорю «элементы» я имею ввиду очень скромные вкрапления. Ролевая система начинается и заканчивается на инвентаре, кукле персонажа и сборе лута. Выживание – не более, чем простенькая реакция на враждебную Зону, без особых изысков. Хоррор разворачивается на уровне «Doom 3» – света нет, зато есть монстры. Игроку помимо вооруженных столкновений с местными группировками и фауной остается только исследование, т.е. по сути очень часто развлекать себя приходится самому. Играть в это все же приятно, но вот только обещали разработчики в два раза больше, и вся игра выглядит как сырая демка более крутого проекта.
Так же я помню свое первое знакомство с игрой: я вышел от Сидоровича и пошел куда глаза глядят, просто изучая окрестности. Прошло порядка 10 минут, прежде чем я натолкнулся на свору псов, а до этого не происходило АБСОЛЮТНО НИЧЕГО. После такого я долго к игре не возвращался, т.к. 10 минут отчаянного уныния для шутера – это смертельная доза. Так тогда работала пресловутая система симуляции живого мира А-Life, позже это поправляли как могли, но отвратительный осадок остался навсегда.
Made in USSR
С технической стороны игра напоминала отечественный автопром – безнадежно устарела еще в момент своего появления, и уже со всех щелей текла, гнила и ломалась.
Неприлично огромное количество багов на старте, которые только ныне с грехом пополам исправили – провисания графики, сломанные квесты, вылеты на рабочий стол, неадекватно работающие внутренние системы ИИ, A-Life и распределения лута. Более пяти лет разработки ушло на то, чтобы скормить игрокам дырявую демку... а потом еще раз скормить... и еще раз... БРАВО!
Графика в игре выглядела хорошо для уровня 2004 года, и очень напоминала тогдашнего фаворита Half-Life2, но только вот «S.T.A.L.K.E.R.:Тень Чернобыля» вышел в 2007 году, и при этом умудрялся тормозить практически на всем. В некотором роде оправданием служат большие открытые локации и местами очень красивый дизайн, но опять же ожидания были обмануты.
Со звуком в игре все хорошо. Шаги монстров в темноте, звуки выстрелов непослушного автомата, бренчание расстроенной гитары – из этого по сути и состоит вся игра, вкупе с артом звук создает атмосферу, но о ней немного позже. Несколько огорчает озвучка, т.к. актеры слегка неестественно переигрывают, но так как я уже говорил про карикатурных персонажей, то повторятся не вижу смысла.
Запрещенный прием
Как ни странно обо всех очевидных минусах этой игры фанаты и так знают, и я тут никакой не первооткрыватель. Но есть у поклонников «козырь» – атмосфера. Только вот я такой довод в пользу шедевральности игры ну никак принять не могу. Поясню свою позицию.
Я предпочитаю, чтобы игра переносила меня в другие миры – туда куда я сам вряд ли попаду. Что же до Чернобыля, то я вырос в том уголке Беларуси, где до зоны отчуждения рукой подать и, было дело, даже купался в Припяти. Плюс локации игры до боли похожи на многие и многие районы нашей страны, и моего родного города. Смысл в том что – это не новый неизведанный мир, это печальная обыденность, которую у меня нет никакого желания видеть сидя за компьютером.
Я надеялся, что когда авторы заявляли о том, что вдохновлялись Стругацкими и Тарковским, они были честны. Но это не так, Вам попросту наврали, Мне наврали. Вдохновлялись они в лучшем случае Грушинским фестивалем бардовской песни – там тоже неведомые «мутанты» горлопанят сомнительные песни у костра, и водка с консервами там тоже очень ценится, и в лесу тоже валяются различные причудливые «артефакты» и аномалии.
Я тебя породил, я тебя и убью!
Но даже при всем этом я не могу отрицать, что игра получилась как минимум хорошей и со своей «изюминкой», и я бы ей все простил, если бы не одно НО... То что начало творится после релиза, было наглядной иллюстрацией жадности разработчиков и неуважения к игрокам.
- два официальных поразительно глючных DLC по цене новой игры, которые гордо назвали «продолжениями»
- массовое форсирование этой игры, как самого лучшего «нашего» проекта. Видимо про Аллоды, ИЛ-2 и Космических рейнджеров все дружно забыли – конечно куда же им, до столь громко разрекламированного шутана.
- выпуск серии книг, которые мгновенно скатились в низкопробный ширпотреб, как только издатель понял, что оголтелые фанаты купят все что угодно с надписью «S.T.A.L.K.E.R.»
- прилавки заваленные пиратскими копиями якобы «новых» частей игры, которые на деле оказывались парочкой модов, наспех прикрученными к оригиналу. И что самое ужасное – это покупали! Лично знал парня, который стабильно раз в месяц покупал себе «нового Сталкира», что немного говорит об интеллекте подобных покупателей.
- миллионы постов про ожидание «S.T.A.L.K.E.R.2», которые своей нелепостью порой поражают меня до глубины души. От всей души заявляю, что никто не выпустит «S.T.A.L.K.E.R.2», таким как Вы его воображаете, потому что никто толком и не понял как «выстрелила» первая часть.
- ну и наконец, различные студии, которые собирают деньги для своих проектов разной степени паршивости, мотивируя вкладчиков байками про то, что дескать они настоящие создатели «того самого Сталкера»
Возможно будут бить, возможно даже ногами...
А что мне еще тут добавить? Игру по моему мнению переоценивают, прикрывают ее словами про атмосферу, дружно забывают про все ее недостатки, мотивируя себя неким неистовым патриотизмом. Только вот прошло уже достаточно много лет, появились на постсоветском пространстве игры за которые действительно не стыдно. И пора бы снять розовые очки, и признать, что игра была просто хорошей, но не более того.
А разве игры в то время были с графикой? Тогда было лишь самое начало - Oblivion. И STALKER вышел до Assassin's Creed 1, Crysis 1. Так что игра была вне конкуренции. А сравнивать с Half-life значения нет, ибо до сих пор ей нет соперника.
Похороните меня антонимом слова умный от лица Я, если я ошибаюсь. К сожалению, эту замечательную игру не смог пройти из-за вылета где-то на середине игры.
И что?)
Всё ВСЁ РАВНО упирается в дело вкуса. ЛИЧНОГО вкуса.
Можно видеть недостатки игры в клешированном начале, недоработках и прочем прочем.
НО! Ты можешь закрыть на это глаза, а можешь за это игру не оценить достаточно положительно.
И ВСЁ)))
Всё сводится к простому: хочешь - играй, не хочешь - не играй.
А почему и как - это уже дело десятое))
Потому что большинству, наверное, наплевать почему игра тебе нравится или не нравится)
Я вот считаю, что СТАЛКЕР (особенно первая часть) - хорошая игра. Ну вот просто она мне понравилась)
Да, Чистое Небо и ЗП не так запали мне в душу, но Тени Чернобыля - годнотой было и годнотой ДЛЯ МЕНЯ осталось)
Всё куда проще, как по мне)
И, лично мне, неохота рыться "в истинных целях разработчиков". Мне нравится - и на этом можно рассуждения завершать)
Кому-то не нравится - ну и молодец)
Чо тут ещё добавить-то) ^^"
О-тно-си-тель-ность, имхо)