Предисловие
На эту игру я наткнулся случайно (когда искал в поисковике кое-что про Call of Duty :). Подумал, что это какая-то фигня, старый трэшовый шутер. Как же я ошибался...
Я должен сказать, что до прохождения игры я не был знаком с играми про Ктулху, да и вообще с произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта. Так что моё оценивание, возможно, будет несовсем корректным.
А Вы боитесь пробуждения Ктулху ?
А начинается всё с конца игры. 16 февраля 1922 года. Наш герой, имя которого мы пока не знаем, помещённый в психлечебницу Аркхэма (где-то я это уже видел...), произнося свой последний монолог, вешается в своей камере, изрисованной символами. Доктор, проходивший мимо, пытается спасти его. Дальнейшая судьба пациента неизвестна.
Затем события переносят нас на шесть с половиной лет назад в прошлое, в тот самый день (6 сентября 1915 года), когда всё началось. Наш герой, тогда ещё полицейский следователь Джек Уолтерс, приехал по вызову своих коллег из полиции. На месте он узнаёт, что местные культисты, которые давно уже нарушают порядок в городе, устроили перестрелку в своём логове, за что полицейские осадили здание. С Джеком хочет поговорить некий Виктор Хольт - глава сторонников культа, он отказывается переговариваться с кем-либо ещё. Детективу ничего не остаётся, как самому идти в дом. И вдруг начинается перестрелка, несколько полицейских тут же валятся от пуль. Уолтерс бежит в здание. Там его застаёт просто ужасающее зрелище: в комнатах горы трупов, стены разрисованы символы и развешаны картины с монстрами, на полках книги на непонятных языках. Не удаётся поговорить ни с кем - всех оставшихся преспешников культа убили полицейские. В одной из комнат Джек находит фотографии самого себя и прочие доказательства того, что за ним следили. Далее он спускается в подвал... Там его ждут ещё более жуткие вещи.
В итоге Джек теряет сознание от всего увиденного.
После мы попадаем в настоящее время. 6 февраля 1922 года. Джек сидит в своём кабинете и пишет в дневнике. Его прерывает телефонный звонок. Артур Андерсон, известный предприниматель, просит найти ему одного своего подчинённого - Брайана Бернама, работавшего в магазине "Фэст Нешнл" в городе Иннсмаут, старом рыбацком порту. Джек, не имея больше других дел, соглашается.
Сюжет у игры великолепный, ведь игра создана на основе небезизвестного литературного шедевра Г. Ф. Лавкрафта "Тень над Иннсмаутом". Играя за Джека Уолтерса нам предстоит пережить на собственной шкуре это удивительное, полное тайн и опасностей приключение.
Компот из множества жанров
Геймплей игры очень разнообразный. В ней скомбинировано много хороших приёмов и придумок из других проектов, реализованы новые идеи. Сложно определённо причислить её к какому-либо жанру. Но обо всё по порядку.
Игра лишена HUD (радара, показателя колличества патронов и т. д.). Это добавляет сложности игре. Информацию о носимых предметах и здоровье можно узнать в инвентаре.
Игра помимо всего прочего является шутером от первого лица. Можно стрелять от бедра и прицеливаясь (если долго держать оружие на мушке, то руки начнут дрожать и точность снижается). Арсенал таков: автоматический пистолет "Кольт" М1911, двуствольное ружьё, пистолет-пулемёт Томпсона М1921, револьвер "Кольт", винтовка "Спрингфилд" 1903 г. и др. У каждого оружия свой тип боеприпасов, которые Вы будете находить на месте событий. Также в качестве оружия ближнего боя имеются лом (а-ля Гордон Фримен, опять дежавю...) и нож. Последний помогает когда нужно скрытно пробраться мимо охраны.
Кстати, про стэлс в игре. Для того чтоб незаметно для противников залезать во все нужные места, встроен "режим скрытности" - Джек задерживает дыхание (режим не имеет лимита времени), двигается гораздо медленнее. Иногда это серьёзно помагает, но большинство мест можно пройти и без этого, просто вприсядку - шума так же ноль, но скорость передвижения больше в 2 раза. Дальность видимости сильно не меняется.
Должен сказать, что боевая система - это самое убогое в этой игре. Но о недостатка позже.
Здоровье прежде всего
В игре довольно хорошо реализована сложная и добавляющая разнообразия игровому процессу система здоровья. Это не брутальные HP, а физическое и психическое здоровье.
На физическое здоровье влияют телесные повреждения (в основном переломы и рваные раны). Лёгкие ушибы и порезы проходят сами по себе, но тяжёлые раны ведут к потере крови и ухудшению состояния - их нужно как можно скорее залечивать. Рваные повреждения нужно зашивать и бинтовать, переломы фиксировать шинами. Также Вас могут отравить - от этого есть противоядия. Все эти манипуляции проводятся в инвентаре - там есть полноразмерная миниатюра нашего героя и таблица повреждений, кликая на закрашенные ячейки которой, Вы указываете на те части тела, которые будет заживлять Джек. Медицинские принадлежности вы будете пополнять находя аптечки.
Кстати, существует "горячая" клавиша для быстрого лечения, но оно подразумевает обработку всех ран или пока не закончатся материалы.
Ещё у нас в инвентаре есть шприц с дозой морфия. Эффект от него, как и в жизни, обезболивающий. Его можно применить, когда нет времени на полноценное лечение. Боль станет временно неощутимой, но возможны некоторые помутнения зрения. При неоднократном частом употреблении морфия Ваш герой совершит суицид (застрелится, зарежется, получит сердечный приступ и пр.), потому что он влияет на его психику.
Вот, кстати, про психическое здравие нашего детектива. Оно, пожалуй, даже важнее физического, ибо пугается Уолтерс в разы чаще, чем получает пулю или ломает ноги. Да и зависит оно от целости протагониста, а не наоборот. Заставить сходить с ума Джека может очень многое: враги, высота, странные видения, трупы да и просто чувство опасности. Также на психику давит морфий, воздействие яда, ранения, потеря крови и многое другое. Соответственно последствия всех этих ужасов и истязаний тоже различны. Это помутнение зрения, посторонние голоса, головокружения, дрожь, бред (Джек начинает повторять фразы "Они меня найдут !", "Во мне кто-то есть", "Не надо было сюда приезжать" и др.), глухота, контузия, видения и другие зрительные и слуховые галлюцинации. Также, как я говорил, возможно самоубийство. Всё это сумашествие лечится временем: нужно забиться в угол и просто напросто дать Джеку прийти в себя.
В инвентаре, рядом с изображением Уолтерса, есть полоса пульса, которая показывает общее состояние здоровья главного героя. Обращайте внимание на частоту ударов и их силу.
Эта необычная система очень отличает игру от других. Конечно, она не допустима в 100%-х шутерах, но среди приключенческих шутеров, где сюжет не менее важен геймплея, она придаёт оригинальности.
Сохранение прогресса происходит в специальных чекпоинтах - местах, где нарисован символ в виде горящего глаза. Для того чтоб сохраниться, надо подойти к символу, посмотреть на него и нажать кнопку "Использовать". Существует ещё один символ в виде пятиконечной звезды, внутри которой есть маленький "горящий глаз". Кроме всего прочего он отпугивает гонящихся за Вами врагов и частично восстанавливает вашу психику.
Враги, союзники и морепродукты
Видов врагов, как для подобного рода игры, тоже достаточно много. Основных видов противников трое:
1) Жители Иннсмаута. От обычных людей их отличает лишь "иннсмаутская внешность": выпученые глаза, бледная шелушащаяся кожа и шепелявость (у некоторых отличия более отчётливые: рыбьи губы, булькающе-клекочащий голос и др.). Владеют тем же арсеналом, что и Вы.
2) Глубоко мутировавшие люди, лица которых потеряли человеческое обличие, их кожа грубая, морщинистая. Сутулые, плечи широкие, на руках когти, ещё способны говорить по-человечески. Так же сражаются стандартным оружием.
3) Рыболюди. Зелёные мощные мутанты, передвигаются как гориллы, рычат, атакуют только врукопашную.
Также есть колдуны - они "стреляют" сгустками энергии, используя посохи. Одеты в в длинные плащи.
Кроме человекоподобных противников есть и другие. Во-первых, пауки с клешнями, которые обитают небольшими стаями и пытаются укусить Вас (при этом они отравляют, на экране по краям появляются белые узоры), но они встречаются редко. Во-вторых, плотоядные морские звёзды. Они живут колониями, набрасываются по одной на лицо нашего персонажа и кусают, но урон наносят очень небольшой. Проблема в том, что из-за них ничего не видно, а когда отлипают, то остаётся кровавый след. Но они тоже встречаются редко.
Ну и конечно же в игре есть боссы. К каждому надо будет применять специальный метод, чтоб убить гада.
Кстати, помереть можно не только от руки вышеуказанных подонков, но и по вполне естественным причинам: Вас может ошпарить горячим паром, Вы можете сгореть, задохнуться, упасть с высоты и т. д.
Глаза боятся, а руки делают
Помимо всего прочего в игре есть элементы квеста.
Во-первых, надо отметить, что мы можем общаться с немалым колличеством других персонажей игры. Выбирать вопросы и всячески контролировать разговор нельзя - он сам будет идти, как запланировано сюжетом. Вам будет демонстрироваться ролик (с фирменным эффектом старой плёнки), а точнее Вы всё так же будете смотреть глазами детектива Уолтерса на его собеседника.
Кроме этого, если нажать на клавишу "Использовать", наведя её на какой-либо предмет (который нельзя подобрать в данный момент) или объект, то Джек почти всегда даст свой комментарий ему, опишет его, намекнёт на возможное его использование и т. д. Комментарии практически всегда разные, и это добавляет разнообразности и атмосферности, нет чувства, что ты управляешь глухонемым истуканом.
В игру очень органично внедрили всевозможные головоломки. В основном они связаны с тем, как пройти дальше по локации, достать нужный предмет, или выполнить поручение кого-либо. А всё это обеспечивает определённая интерактивность игрового мира. Во время игры вам доведётся открывать двери, закручивать вентили, ломать замки, двигать шкафы, закрывать двери на шеколду, выигрывая для себя драгоценное спасительное время и многое-многое другое. Загадки очень разнообразны и постоянно держат Вас в напряжении. Мне лично они давались с большим трудом, так как сама игра никаких подсказок не даёт, приходится лишь опираться на воспалённое сознание Джека и свой мозг.
Также в игре есть довольно непростые задачи по подбору кода к сейфам и их открытию, кое-где нужно будет не без мороки подбирать правильную последовательность нажатия рычагов и т. д.
Некоторые предметы Вы будете носить с собой, в инвентаре. Вы не можете выбрасывать вещи, так как все они, попадающие к Вам в карман, рано или поздно пригодятся. Наведя в инвентаре курсор на предмет можно будет прочитать его краткое описание, а кликнув в нужном месте Вы воспользуетесь им.
Единственное что даёт Вам кое-какие подсказки - это дневник Джека. Там он оставляет личные записи и заметки по-поводу расследования, что нас и интересует. Подавляющее большинство текста Вам ничем не пригодится, лишь чтоб в большей мере погрузиться в игру, но могут и содержать важные детали, которые подтолкнут Вас к правильному решению.
На мой взгляд, именно квестовая сторона игры является ключевой. Игра что не наесть линейная, а её прохождение - путь по тёмному угрюмому лабиринту, полному ловушек, врагов и загадок.
Мрачные красоты
Игра является долгостроем, релиз не раз переносили из-за смены издателей и финансовых проблем (кстати, Headfirst Productions, компания-разработчик, обанкротилась сразу же после выхода игры на персональных компютерах). Игру планировалось выпустить на 3-4 года ранее её состоявшегося выхода (24 октября 2005 на Xbox и 27 марта 2006 на PC), что, безусловно, отразилось на графике. После таких игр, как, например, Half-Life 2 или Call of Duty 2, картинка игры выглядит очень средненько. В игре только две графические опции: разрешение экрана и уровень сглаживания, который очень слабо заметен на деле. Качество текстур и шейдеров хромает, уровень детализации и сглаживания огорчает, как и пустые, почти ничем не заполненные локации. Некоторые объекты будто бы нарисованы в стиле кубизм (шестиугольные трубы, по которым нам предстоит лазить, например). Текстуры также часто отдают мутными пикселями, что крайне некрасиво. Но, всё же, учтём обстоятельства...
Надо отметить, что разработчики всё-таки неплохо постарались над графикой. Они, пожалуй, выжали максимум из того движка, который был у них в руках. Прорисовка персонажей и предметов, что больше бросаются в глаза, неплохая, спецэффекты (которые описывались выше) сделаны довольно качественно. Она очень поддерживает гнетущую атмосферу игры. Яркость приглушена, всё изображение находится в серых тонах, которое в зависимости от локации приобретает коричнивые, жёлтые или же зелёные оттенки.
Чуть не забыл сказать об ещё одной особенности. У Джека Уолтерса есть определённые паранормальные способности. Он иногда видит то, что видят другие люди (или нелюди). В эти моменты нам показывают ролики (все ролики в игре сделаны на её собственном движке), в которых мы видим глазами, преимущественно, наших врагов. Все ролики определены скриптами. Они помагают предвидеть события и даже разведать обстановку в той местности, куда надо идти. Во время "видения" Вы бездействуете и не управляете персонажем, но и убить Вас тоже не могут.
Оригинальная английская озвучка очень хороша. Правильно подобранные голоса добавляют убедительности. Русская локализация тоже хорошая. 1С перевело множество игровых фраз и текста, выразительность реплик персонажей тоже на высоте (единственное что голос, которым говорит "русский" Джек Уолтерс гораздо менее грубый, чем его американского брата).
Музыкальное сопровождение полностью подчёркивает и красит атмосферу. Точно подставленные мелодии и звуки дополнительно заостряют испытываемые эмоции.
Дёготь в меду
И тем не менее, всё эту красоту портят такие несерьёзные банальные вещи, как баги и недороботки. А точнее их огромное колличество. Я лишь приведу те, которые мне в особенности запомнились.
Очень мешает та скорость, с которой передвигается Уолтерс. Стоя в полный рост вне стэлс-режима Джек ходит как никуда не спешащий рядовой пешеход, наслаждающийся хорошей погодой. И это максимальная быстрота, с которой он способен шевелить ногами. Разработчики так и не встроили возможность бега. И даже в критических ситуациях, когда от способности перебирания Вашими задними лапами зависит Ваша жизнь, ничего не меняется.
Раздражают вот такие ситуации: сознание нашего сентиментального детектива пострадало и он начал говорить бред ("Мой отец знал ответ...", "Я в кого-то превращаюсь !" и т. д.), а ведь заставить его прекратить делать это не так просто, нужен длительный отдых. А в это время срабатывают скриптовые фразы, Вы изучаете окресности, нажимаете кнопочку "Использовать", и происходит наложение фраз. В итоге получается безразборный балаган (от лица одного человека... выглядит страшно).
Убогость перестрелок. Жутчайшая тупость интеллекта врагов дико раздражает. Иногда они даже не реагируют на выстрелы и продолжают стоять, как вкопанные. Стэлс с игре практически не играет никакой роли, потому что Вы можете элементарно пробежать нужные участки (ну, в некоторых случаях всё-таки придётся идти по-тихому), потому что противники - косоглазые дураки, не способные догнать такого "спринтера", как Джек Уолтерс.
Оружие в игре можно перезаряжать сколько угодно раз. Благо патроны при этом не тратятся.
Двери и засовы. Во время прохождения Вам не раз придётся закрывать двери на шеколду, убегая от недругов. Да вот только проблема в том, что иногда вместо того чтоб повернуть задвижку гениальный Джек Уолтерс радушно открывает двери перед озверевшими врагами, которые практически сразу Вас убьют (ну, я говорил про плоскость ИИ). Надёжнее всего подойти вплотную к двери и задёрнуть чёртов засов, иначе Вы рискуете проиграть.
И это лишь несколько из кучи кошмарных, портящих удовольствие от игры багов и недочётов разработчиков.
Миссия невыполнима
Пункт содержит спойлеры !
Это одна из тех игр, в которой есть фатальные баги, из-за которых игру пройти невозможно. Вот они-то по настоящему бесят. Ими в большинстве "заражена" ПК-версия игры, так как игру наспех портировали. Перечислю самые распространённые из них, дабы предостеречь Вас.
В прологе, спускаясь в подвал особняка культистов, на лестнице игра может вылететь. Я не знаю "панацеи" от этой заразы, Вам должно повезти. Попытайтесь неспеша спуститься вниз и попробуйте отойти влево, а дальше, лучше всего, прыгайте вниз с лестничного пролёта.
2 раза игра вылетала у меня, когда я двигал шкафы (с тем, который загораживает сохранение и с тем, который заслоняет сейф в тюрьме). Советую Вам легонько боком двигать шкаф маленькими толчками, пока в конечном счёте вы не доберётесь до цели. Если появляется треск - немедленно отходите, иначе игра вылетит.
Существует баг с невидимыми колдунами, которых надо убить из орудия на корабле. Этот баг практическки непреодолим. Я с ним не встречался, так что если Вы на него, не дай Бог, наткнётесь, то желаю удачи и терпения.
В некоторых моментах, где надо бежать (на заводе от настигающей зелёной слизи, в самом конце игры к порталу), иногда сбивается внутренний таймер игры и время заканчивается раньше должного. Чтоб у Вас появился шанс пройти эти злополучные места, отрегулируйте игру так, чтобы она у вас не тормозила (поменяйте разрешение на более низкое).
Ну и баг, на котором застрял я: когда надо убить гидру, нужно сдвинуть 4 рычага с головой рыбочеловека. Ниодин из них у меня не поворачивался, сколько раз я не перепроходил этот момент.
Это просто грёбаный позор !
Итоги
Что же хочется сказать напоследок... Это действительно хорошая игра, несмотря на все её серьёзные недостатки. Но её сюжет, атмосфера и инновации, которые они принесла, несомненно оставляют определённый отпечаток после себя. Обязательно поиграйте в неё, хотя бы попытайтесь - Ваш опыт геймера серьёзно пополнится, пройдя это испытание на прочность. Уж тем более если Вы любитель фантастики.
Был бы не против того, чтобы в будущем эту игру переиздали, сделав все, как надо, осуществив все задумки, что не совершили создатели Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Будем надеяться на лучшее, а пока читайте Г. Ф. Лавкрафта... только не на ночь глядя.
Читайте внимательно, пишите грамотные адекватные и конструктивные комментарии (укажите на недостатки, выскажите пожелания), если понравилось - не забудте нажать кнопочку "Спасибо".
Прошу не писать под миоими комментами и других пользователей, а делать свои.
Извиняюсь за ошибки и помарки.
ЗЫ: ролики в игре, которые с эффектом старой плёнки, можно пропустить клавишей Backspace.
Greg Chandler - Smile at me, baby
+
Поскольку я в игру не играл (не знаю как меня угораздило), я не могу судить объективность твоей оценки, но могу сказать, что обзор пробудил во мне интерес.
Но все-таки, есть и пара замечаний, ведь всегда есть к чему стремится(не обижайся, ведь критика- это хорошо):
1. Я абсолютно ничего не узнал про боевую систему- то есть непонятно, то ли ты убегаешь от врагов, попутно задергивая засовы, то ли вступаешь с ними в открытый бой, свистя пулями и перебегая от укрытия к укрытию;
2. Также, (мне например) интересно и про уровень физике в игре, я понимаю 2005г и все такое, но все же;
3. Читая, у меня сложилось ощущение, что ты мотаешься от одной темы к другой, не знаю почему так, но сложилось.
В общем, обзор на уровне, но все- таки ему не хватает то ли пикантности, то ли еще чего то, не знаю, но читать немного утомительно и это неприятно.
Но повторюсь, обзор пробудил во мне интерес, а это главное, так что держи лайк и успехов
Есть конкретные замечания ?
Пиши исчо, как говориться)
Аахаа SUNchaster спасибо за обзор есть и приятные моменты да и юмор присутствует как только появится мана кину +
Шо значит "есть и прятные моменты ?" :)
ru.wikipedia.org/wiki/Ктулху
А так обзор великолепен, плюс тебе)
Помню. Там было ожерелье, которое нам потом очень понадобилось (вроде, оно портал открывает), но кто бы мог про это знать тогда ? В сейфе лежало. А баба эта того типа убитого парня.
ЗЫ: лол, борщ. Да ещё и в сейфе :)