"Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine?"
Весьма печально, что такой шедевр игростроя как System Shock 2 пылится на задворках сайта, и по нему даже нет ни одного обзора. Судя по всему молодые (а иногда и немолодые) геймеры даже и не подозревают о его существовании. С вашего позволения я хочу это исправить. В этом обзоре я как нибудь постараюсь объять неоьбъятное. Ну что-же - поехали?
System Shock 2 был создан в далёком 1999 году, теми самыми людьми, которые впоследствии (в составе уже другой компании) подарили миру тот самый Биошок, и являлся продолжением игры под названием (как мне тут подсказывает Кэп) System Shock. Тоже замечательная игра (для своего времени), но сейчас не о нём. Так вот друзья, всё что вы видели в Bioshock, это всего лишь бледная, порезанная и отказуаленная со всех сторон тень великолепия System Shock 2.
С чего начать описывать шедевр? Даже не знаю. Делать здесь отдельно скупые графы "Звук", "Графика", "Геймплей" попросту смешно, ибо здесь всё настолько ювелирно переплетается друг с другом что просто не может существовать раздельно. Но конечно я попытаюсь быть более или менее последовательным. И начну я конечно с геймплея.
Геймплей
Если вы играли в вышеупомянутый Биошок, то геймплей вам покажется более или менее знакомым. Но это обманчивое впечатление. В Биошоке мы весело бегали по уровням хватая с противников всё что можно и качая всё подряд. Но здесь так сделать не получится. Выбирайте что вам больше по душе, шарахаться от каждой тени, но быть великолепным хакером и инженером, или же быть эдаким терминатором, сметающим всё на своём пути. В каждом случае есть свои недостатки и достоинства и поэтому прокачку лучше умело комбинировать. Например если вы будете качать только оружие и наплюёте на взлом, то вы очень скоро обнаружите что патроны кончаются а взять их негде и купить не на что (патроны, аптечки и прочие вкусности тут можно покупать в специальных киосках).
Также в число умений входит псионика (местная магия) и вообще всяких умений тут пруд пруди, причём совсем бесполезных среди них нет - всё зачем нибудь да нужно. В этом плане Шок сбалансирован очень здорово. Можно например прокачать науку, и когда вы найдёте часть какого либо монстра (снимете с трупика грубо говоря) вы сможете её изучить и впоследствии наносить этому типу монстриков больше урона.
Геймплей здесь на самом деле настолько многогранен, что втиснуть его в несколько абзацев никак не получится. Если не верите, почитайте мануалы по геймплею на сайтах посвящённых System Shock 2. Поначалу игра даже может показаться скучной, особенно нынешним геймерам привыкшим к бесконечным линейным шутерам. Но лучше я процитирую одного геймера с какого-то форума: "Не понимаю я этой игры. Чего-то бегаешь, крадёшься, за угол заглянул - выстрелил. И так всё время. (добавлено спустя несколько часов) Всё! Теперь понял! :)"
Сюжет
"Are you afraid? What is it you fear? The end of your trivial existence?"
Вот здесь позвольте мне сделать небольшое лирическое отступление, поскольку я не знаю как по другому ввести вас в курс дела. Итак... на дворе был 1999 год. Ради интереса я взял у друга поиграть пиратский диск 4в1 (многие из вас наверное ещё помнят такие диски). И вот в числе всякого мусора, названия которого я уже и не вспомню, была там игрушка с занимательным названием System Shock 2. Я конечно не удержался и поставил, посмотреть что за системный шок такой? И оказался вдруг в миллиардах миль от дома, где-то в далёком космосе. Это был действительно Шок. А потом как завертелось... Но обо всём по порядку.
На самом деле начинается игра не в космосе, а в неком китайском квартале будущего, где можно сделать только одно - зайти в здание и получить работу. Ещё в здании существует туториал и я советую всем кто в первый раз запустил игру пройти его, ибо потом ничего не поймёте. Работа - это такая предварительная прокачка, только в остальных играх нам показывают скупые цифирки которые мы можем прибавлять, здесь же это обставлено несколько более оригинально. Я вообще поначалу решил что это какая-то экономическая стратегия-рпг. Но нет, после нескольких успешных лет-заставок работы на разные корпорации, мы отправляемся в очередной рейс...
...И просыпаемся вдруг в биокапсуле в пустых холодных коридорах космического корабля. Рядом шипит пар из перебитой трубы, вокруг одни трупы, а голос из рации нам говорит что случилось нечто совсем непредвиденное и нужно спешить. Знакомая ситуация, правда? Но это сейчас мы видели подобное тысячу и один раз, а тогда... Тогда это было впервые.
Как оказывается, мы единственный выживший на экпериментальном космическом лайнере Ишимура Фон-Браун, совершавшим пробный полёт. Само собой что-то пошло не так. По коридорам гуляют жуткие твари бывшие когда то людьми, а власть на корабле захватил свихнувшийся корабельный компьютер. На самом деле всё немножко не так, но это то что мы узнаем в начале. А вот что случилось на этом "самом деле" нам и предстоит выяснить. Сюжет подаётся скупыми фразами учёных в аудио дневниках (да-да, это тоже появилось здесь). Надо заметить что подача сюжета тут идентична Биошоку, потому что там она сделана практически под копирку. При этом сюжет в System Shock намного более серьёзен (Ну скажите, многие на самом деле поверили в сюжет биошока? Вот эти подводные города и прочее?) и проработка деталей сюжета намного более обстоятельна. Вы здесь почти не найдёте дыр в сюжете. За всё время существования фанатское коммунити обнаружило их настолько мизерное количество, что современные "блокбастеры" с их огромными дырищами в повествовании нервно курят в сторонке. А это НФ, господа.
Графика
Графика в игре соотвествует своему времени - 99 год, что вы хотели. Half-life видели? Ну вот примерно такая-же. Но при этом всё равно красиво. В том же персом Деусе вышедшем аж на год позже освещение было просто отвратительно - серо чёрное нечто. Здесь же атмосферно моргают перебитые энергокабели, балом правят полутона и полутени. Разработчики умудряются нагнетать саспенс безо всякой темноты (чем грешат многие нынешние игры). И у них прекрасно получается. Атмосфера в Шоке - бесподобна. Выше всяких похвал.
К тому же сегодня существует куча фанатских модов улучшающих эту самую графику. Картинку уровня Биошока вы конечно не получите, но текстуры нормального разрешения и высокополигонные модельки - пожалуйста.
Звук
Звук работает на атмосферу, как и всё в этой игре. Где-то за стеной воет монстр, гулко гудят переборки, шипит экран на мертвом канале. Никакого "звука вокруг 5.1" конечно тут нет, но и без него совсем неплохо. Не раз и не два вы вздрогнете от вылезшего из ниоткуда монстра. Небольшие и бодрые музыкальные вставочки не портят общего впечатления, лишь подчёркивая общую атмосферу. Озвучка тут также великолепна. Я конечно имею в виду родную английскую озвучку. Актёры действительно играют, а не читают текст с бумажки. Ближе к концу игры вы (не ваш герой) уже составите мнение о каждом из них. Это при том что вы будете слышать только их голоса. Чего стоит одна только Шодан...
"When the history of my glory is written your species shall only be a footnote to my magnificence. I am Shodan!"
Кстати о Шодан. Я думаю не будет спойлером рассказать про неё, благо она является лицом System Shock (в прямом и переносном смысле - это она нарисована на обложке) Великолепный персонаж - моя любовь :) Стервозный ИИ женского пола с манией величия. Эта ваша Гладос была содрана именно с неё. На одном из сайтов я даже видел разбор психологического портрета Шодан (что само по себе уже говорит о качестве проработки характеров в игре). Но никаких спойлеров - вы с ней и так встретитесь.
Если конечно не боитесь.
Итог
Ну какой тут может быть итог?
10 из 10
Играть обязательно! Шедервр на все времена. Высоко высоко, не достать, где-то рядом с Deus-Ex.
Игра, которую полностью растащили на идеи в другие игры.
Ах-да - киберпанк.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.