Многие из нас любят хорошие детективы, будь то сериалы, фильмы, книги или игры. Всегда интересно, как герои распутывают паутину лжи, ищут улики и в итоге находят преступника, как бы хитро он всё не спланировал. Причем, хоть раз все мы задумывались, как следовало поступить преступнику, чтоб избежать наказания. Именно этой теме и посвящена игра The Deed, которая немало смогла удивить меня своей механикой.
Смертельное наследие
В один далеко не прекрасный день наш герой по имени Аррон Брюс узнает, что его отец вычеркнул его из завещания и оставил всё его родной сестре, которая страдает психическим заболеванием. Протагонист решает убить её, чтоб исправить это недоразумение, и, пользуясь предлогом юбилея отца, возвращается в родной дом спустя много лет отсутствия. Как видите, совершенно типичное начало для детективной истории.
Но дальше всё закручивается: в этой семье всё не слава богу, и у каждого из обитателей дома есть свои скелеты в шкафу. Например, отец семейства отличается жестокостью и вспыльчивостью, дворецкий подсматривает за сестрой героя и ненавидит горничную и т.д. и т.п. В общем благодатная почва, чтоб отвести от себя подозрения, несмотря на столь очевидный мотив.
И именно в этом и заключается цель игры: мы исследуем дом, в поисках орудия убийства, и возможных ложных улик; общаемся с обитателями, чтоб спровоцировать необходимые нам свидетельства, а также узнать интересные факты о других членах семьи; находим памятные нам предметы, которые вызывают флэшбэки несчастливого детства. Несмотря на кажущуюся простоту игры, от которой лично я не ожидал вообще ничего хорошего, история оказалась на удивление проработанной, как и короткие, но вариативные диалоги.
Убийца - дворецкий! Или нет...
Всё это даёт возможность создавать огромное количество вариантов прохождения, делая игру сессионной головоломкой с множеством решений, цель которой по сути найти все возможные варианты концовок. Каждое прохождение занимает не более получаса, но количество вариантов позволит погрузиться в игру на несколько часов, проведенных с немалым интересом. Причём, хочу сказать, что каждое удачное прохождение, где нашему герою удается ускользнуть от правосудия, действительно совершенно логичное и, проявив смекалку, его можно полностью спланировать.
Завязка, развязка и финал. Всё как по книжке
Каждая игровая сессия делится на несколько этапов. В первом мы занимаемся подготовкой: беседой с домочадцами, чтоб вызвать у них подозрения к кому-то другому, которыми они поделятся в дальнейшем на допросах; поиск улик и орудий убийства и выбор по одному из них.
Дальше идёт обед, который по густоте атмосферы даст фору даже Кэрроловскому чаепитию, вызывая ощущение сюрреализма, одновременно непостижимым образом выглядя правдоподобным. На этом этапе мы должны укрепить подозрения, по отношению к выбранному нами “козлу отпущения”, при помощи нескольких удачно брошенных нами репликах. Например, сыграть на создании мотива ревности, намекнув на роман между служанкой и сестрой. И это полностью поддается логике, что меня поразило.
Затем идёт развязка: наш герой подбрасывает улику туда, где по нашему мнению она вызовет необходимый отклик в умах виртуального детектива (впрочем на деле это просто выбор комнаты), после чего происходит само убийство, и скрытие с места преступления. Здесь необходимо уйти так, чтоб не вызвать подозрения у других персонажей, причем достаточно быстро.
Финал же ожидаемо выглядит в виде допроса следователя, который необходимо пройти так, чтоб не вызвать подозрений в виде нестыковок со словами других людей, но при этом надо сформировать подозрения к нужному нам персонажу. Этот диалог прописан так, что реально ощущаешь себя в центре психологической драмы в духе “Преступления и наказания”, где детектив пытается сломать нас и вырвать признание. Если же мы всё сделаем правильно, то нас отпустят, а кто-то другой ответит за ваше деяние.
Преступление без наказания
В итоге, за кажущейся неказистостью игры, она поражает глубиной проработки истории. Каждое прохождение складывается в небольшой детективный рассказ, который сочиняет игрок, а нарочитая простота оформления, которое чуть лучше обыкновенного пиксельного инди, не мешает погрузиться в густую атмосферу саспиенса в духе самых талантливых детективов. При этом обычный, на первый взгляд, point’n’click оборачивается совсем необычной стороной, за счёт того, что любой предмет может быть использован в разных целях. Более того, я даже не могу назвать ни одного аналога данной игры, с хоть сколько-нибудь отдаленно напоминающей концепцией, что делает её уникальной. А а это редкость в наши дни и только за это в неё стоит сыграть.
Понятное дело, что игре далеко до совершенства: мало музыки (хоть и невероятно подходящей под атмосферу), минимализм в графике (только представьте себе подобный игровой опыт на серьёзном движке с motion-capture в духе LA Noire), отсутствие озвучки диалогов - всё это не позволяет мне выставить оценку выше 7 баллов, но не мешает при этом посчитать это своего рода шедевром, ведь создать что-то удивительное в наши дни очень и очень сложно.
Постскриптум
Что примечательно, у неё есть совершенно неожиданный недостаток: достижения в Steam, которые полностью спойлерят все варианты прохождения. Впрочем, я же не коснулся ещё одной неожиданности. Цены. На момент написания игра стоит смешные 20 рублей, поэтому я считаю незазорным рекомендовать поддержать талант рублём. Вдруг мы в другой раз увидим что-то более качественное от них.
А игра и впрямь неплохая.