Здравствуйте, уважаемые. Случалось ли вам пугаться в играх? Во всякого рода известных хоррорах и играх, которые якобы способны довести игрока до потери пульса и показать, что такое настоящий страх и как страшно входить в игру в следующий раз? Лично со мной такое редко случалось. Нет, я не хвалюсь, меня действительно мало что по-настоящему пугает ни в фильмах ужасов, ни в играх ужасов. Всякие Техасские резни бензопилами? Неприятно, но такого чувства как страх я при просмотре не испытывал. Изгоняющий дьявола? Надо отметить, он был признан самым страшным фильмом за всю историю кинематографа. Пфф, чего там бояться? Примитивность - вот что про него можно сказать. Slender? Скучно. Knock-Knock? Напряжённо, но не так хорошо, как можно сделать. Амнезия? Вот тут скажу честно - не знаю. Ибо пока руки до неё не дошли, но не думаю, что там будет нечто, что заставит меня вскочить со стула и побежать включать свет, поклявшись, что я больше не вернусь туда и сразу удалю ярлык игры.
Возможно я слишком искушённый в жанре ужасов человек, поэтому от общепризнанных легенд хорроров как в кино, так и в играх на стену я не лезу. На примере последних я и скажу, что я требую от ужасов: чтобы возникало сильное желание удалить игру к чертям не потому что она плохая, а потому что нервная система важнее. Да и на штаны гарантия не распространяется, кстати. Помимо вышесказанных, есть ещё куча других хорроров, но среди всех них есть игра, которая отличается от всех остальных. Отличается тем, что называют страхом. Отличается тем, что называют атмосферой. Отличается тем, что называют хорошим саундтреком. И которое имеет название "Выжить".
Сюжет
Итак, Outlast. Твой сюжет не отличается особой оригинальностью, но и он впринципе хорош, если смотреть в общем и целом. Независимый тупица журналист Майлз Апшур, дабы подзаработать денег на бензин для своего роскошного джипа в бульварной газетёнке и заодно обрести известность, решается один(!) без оружия(!) поехать в психиатрическую больницу "Маунт-Мессив". Нет, он туда не лечиться поехал, Майлз вроде бы здоров, (хотя нет, спорный факт) ему надо разузнать правду об этом месте. Месте, которое было закрыто и заброшенно из-за якобы каких-то экспериментов над пациентами и классических безумных докторов-убийц-мясников. Сложно сказать, верит ли во всё это сам Апшур, но судя по тому, что камеру и блокнотик он с собой взял, значит он как минимум рассчитывает что-то там найти. А возможно просто приехал декорация пофоткать для начальства, кто знает?
Как бы там ни было, он уже тут, выходит из красного джипа, глядя на массивный корпус здания психиатрической больницы под заувывающий саундтрек, и, сжав камеру, направляется ко входу. Тут и начинается сама игра, и с этого самого момента наша основная цель - выбраться из болницы. Выжить... и выбраться.
Порой сюжет подкидывает весьма неожиданные и интересные моменты, так что тут плюс. Множество сцен внушают настоящее отвращение и страх, а о многих догадаться можно с самого начала и заставляют тебя только устало зевнуть.
Эээх... Бедный Майлз. Знал бы он, что ему придётся пережить, он бы... Нет, не уехал! Этот кретин бы всё-равно пошёл бы внутрь, несмотря ни на что! Плевать, что там внутри, какие там психи с колюще-режущим оружием находятся! Зато какой отснятый материал выйдет! Короче, наш герой вляпывается во что-то крупное и мерзко пахнущее, практически без шансов вылезти из этой массы. И всё в основном из-за своей тупости.
Геймплей
Геймплей достаточно стандартен для игр подобного жанра. Повествование игры ведётся от первого лица, только вместо свечки или лампы - камера. Она - это наш единственный друг во всём кромешном аду, что происходит вокруг: повсюду ужасы, кровь и кишки. С функцией ночной съёмки, она помогает нам ориентироваться в мрачных и нереально тёмных коридорах заброшенной больницы, находить путь дальше и пытаться выбраться из них. Для того чтобы пройти в некоторые двери, нужно принести три ключа, разбросанных в самых дальних уголках больницы. И как бы нам не хотелось, для того, чтобы уйти отсюда живым, нам придётся идти и искать их. Мало того, что сама темнота воздействует неблагоприятно на психику, нам ещё будут и мешать...
А мешать нам в этом будут местные обитатели психбольницы - те пациенты, кто пережили на себе самые страшные пытки и истязания местных докторов. Так и хочется сказать немного про них, в особенности про самого страшного на мой взгляд, но нельзя, ибо спойлеры. Как ни странно, но не все пациенты будут пытаться вас убить: некоторые, измученные и ещё живые только лишь телесно, но уже не душевно, и не попытаются вас тронуть. Они будут только мычать что-то нечленораздельное, или и сами вас испугаются и пустятся наутёк. Скажу честно, таких ребят мне было жаль. В чём они виноваты? Попади в психбольницу на операционный стол к больному ублюдку - и не таким станешь.
Но всё моё сожаление куда-то улетучивалось, когда я встречался с другими пациентами, разительно от них отличавшихся. Агрессивными, злыми... и с увесистыми дубинами или огромными тесаками. Вот тут и вступало в силу правило, называющееся диллемой: выбрать одно или другое и расплатиться впоследствии за свои ошибки. Когда ты видишь угрожающе идущего к тебе в темноте больного, то инстинктивно начинаешь пятиться обратно и убегать. А потом обнаруживаешь, что тот даже шагу за тобой не сделал, а просто подошёл к стене и начал биться об неё головой. В такие моменты ты невольно расслабляешься.
Но "Красные Бочки" именно на то и рассчитывают и в дальнейшем устраивают сюрприз. Проходишь в другой коридор. Видишь ещё одного пациента, мирно сидящего на диване и, вспоминая предыдущего, особо не напрягаешься. Но едва начинаешь проходить мимо него, тот резко подскакивает и с неизвестно откуда взявшейся дубиной с диким криком кидается за тобой. Вот в такие моменты становилось действительно страшно - неизвестно, кто на что способен, неизвестно, откуда последует удар, и непонятно кому стоит верить, а кому нет. Один из главных плюсов Аутласта - непредсказуемость. Когда не догадываешься о том, что ждёт тебя дальше, это всегда пугает и вселяет неуверенность в свои действия. И из-за этого и проникаешься в жуткую и мрачную атмосферу игры.
По прохождению нашего нелёгкого пути мы будем встречать самых разных, самых опасных соперников, от которых, благодаря великой силы ИИ главного героя, мы можем только убегать. Майлз видимо настолько боится испачкать свою серую куртку чужой кровью, что даже не пытается кому-то врезать в ответ или элементарно поднять хоть кусок трубы для своей защиты. Он предпочитает постоянно только убегать, убегать и ещё раз убегать. Когда же силы заканчиваются, в силу вступают прятки. Мы можем прятаться в шкафах, под кроватями, и, закрыв глаза, мысленно ожидать, что же случится дальше: пройдёт ли враг мимо или заглянет в шкаф, где вы сидите, и выкинет вас наружу.
Опять же, тут не без казусов: уровень ИИ врагов оставляет желать лучшего. К примеру, забегаем в комнату с одним шкафом, ныкаемся, он походит рядом, походит, повздыхает и уходит. В это время думаешь: "А на единственный шкаф в помещение мы предпочитаем не смотреть, да?" Модельки персонажей кривоватые, движения у них как у плохого качества кукол - деревянные и неказистые. Смотришь на них иногда и вместо страха тебе хочется рассмеяться: ты человек? Ты же робот! Но шуток они не понимают и сразу с ножами бросаются нас кромсать. Ты убегаешь, прячешься под кровать, слышишь фразу "Марко... Марко!", означающую, что соперник потерял тебя, и идёшь дальше.
Напряжение во время таких прогулок зашкаливает. Из-за угла в любой момент может выскочить бука и оставить тебя валяться на полу с сердечным приступом. В игре есть неожиданные и резкие скримеры и порой они заставляют по-настоящему вжиматься в кресло. Иногда напряжение столь было высоко, что я оказывался не в состоянии продолжать дальше и выходил из игры. За раз игру не пройдёшь, потому что психологически сложно в ней долго находиться. По крайней мере, лично я часто устраивал себе перерывы и боялся возвращаться обратно. Вот и то, что мне было надо: безысходность и напряжение. В игре это есть с достатком и даже больше.
Саундтрек
Музыкальное сопровождение выполнено в игре на высочайшем уровне. До другого хоррор-ужастика Alien Isolation может и не дотягивает чуть-чуть, но всё-равно благодаря прекрасной работе композитора атмосфера в игре передаётся идеально. Скрип ботинков по шершавому деревянному полу звучит правдоподобно и пугающе. В нужных моментов играет то, что и должно играть - в погонях напряжённая и динамическая музыка, а в спокойных - тихая и плавная мелодия, заливающая уши своим ровным щебетанием. Особенно мне запомнился один саундтрек - начало игры, когда Майлз заезжает за ворота, и нам крупным планом показывают больницу. Данная мелодия сочетала в себе что-то вроде унылого завывания ветра и отчаянного стона умерших. Именно такие ассоциации у меня вызывались, когда я услышал её в первый раз и потом, когда уже после прохождения запустил новую игру, дабы ещё раз её услышать. Сама по себе она действительно нагнетает если и не страх, то уж точно чувство непонятного дискомфорта и того, что близится нечто нехорошее. Это я выделил наиболее мне понравившийся трек. А так все они одновременно и пугают и в тоже время радуют своим безукоризненным исполнением. Тут можно наверняка сказать одно - композитор постарался.
Итог
Оутласт. Переводится как "Выжить" или "Пережить". Название игры очень хорошо подходит для общего определения самой сути игры - мы должны выбраться из дурки, преодолевая все препятствия, тупость нашего любимого Майлза, и избегать опасных соперников. Если вы ещё не играли - играйте обязательно. Такого нервощипателя я давно не видел. Выходцы из Юбисофт и Нэйти Дог постарались на славу, сделав невероятную по напряжению игру с отличным музыкальным сопровождением, с добротным сюжетом и с... тупым главным героем под стать всем на него похожим соратникам из фильмов ужасов. Итак, ждите ночи, выключайте свет, занавешивайте окна, включайте компьютер и погружайтесь в настоящий кошмар.
9/10.
Когда проходил, вообще не понимал, какого хрена вокруг неё столько хайпа.
Первые 2 ночи страшно а потом привык