Здравствуйте читатели! Не так давно на сайте появилась новость про продолжение «Бегущего по лезвию» и это напомнило мне, что киберпанк еще жив. И так получилось, что одна из моих любимейших игр стилистически принадлежит к этому жанру. Возможно это судьба, и я хочу сказать, что «Deus Ex: Human Revolution» прямо таки напросилась на обзор. Ну что же, вперед, в мрачное будущее!
Что есть киберпанк?
Для начала я хотел бы ознакомить читателей с тем, что из себя представляет подобный жанр, т.к. частенько приходится видеть комментарии, в которых киберпанком называют чуть ли не любую фантастику, а это весьма раздражает. Будем исправлять.
Главное условие киберпанка – это жесткая теория о том, что рост компьютерных и прочих технологий не приведет к росту уровня жизни, а очень даже наоборот. Мир почти всегда принадлежит корпорациям, которые «доят» последние соки из человечества. Атмосфера безнадеги и мрачного цинизма роднит этот жанр с нуаром, вдобавок киберпанк очень любит нуарных героев – озлобленных на мир, заброшенных и побитых жизнью людей, как правило связанных с криминалом. Главные вопросы, которые ставятся киберпанком – это вопросы об изменчивой сущности людей и машин, и о том, как далеко может зайти взаимодействие человека с технологиями.
Ну вроде вкратце ознакомил, ну а теперь собственно про игру...
High tech, Low life
Сюжет стартует в Детройте образца 2027 года, который с годами не стал лучше. Вы Адам Дженсен – начальник охраны корпорации «Sarif Industries», которая вот-вот должна произвести революцию в мире имплантации. Доселе механические импланты давали людям невероятные возможности, а взамен требовали серьезных жертв – огромные капиталовложения, изуродованный внешний вид, вечная зависимость от дорогостоящих средств против отторжения. Но открытие возлюбленной Адама, которая заодно является и старшим научным сотрудником компании, Меган Рид должно навсегда избавить человечество от подобных проблем. Вот только этому не суждено сбыться, и вскоре на лаборатории корпорации нападают неизвестные террористы. Результат следующий: все крупные ученые, включая Меган Рид, числятся погибшими; результаты исследований уничтожены; Адам Дженсен почти умер при попытке сопротивления. Но главного героя буквально вытаскивают с того света, заменяют ему большую часть тела на механические импланты, снабжают его самыми новаторскими технологиями в области вооружения и возвращают к службе на той же должности. А далее Адаму предстоит вести собственное расследование обстоятельств той роковой атаки, которое выведет его к монументальному заговору корпораций и, что намного важнее, на путь к судьбе человечества.
Сюжет просто невероятно хорош, причем хорош на всех слоях. Если впритык, то это запутанная и интригующая история заговора. Если искать в нем скрытый смысл, то игра дает неоднозначные ответы на многие вопросы киберпанка и бытия. История подается как в хорошей РПГ, через многочисленные диалоги и заставки, причем проработки удостоились абсолютно все квесты, вплоть до самых, казалось бы неважных, второстепенных заданий. Сюжет нелинеен, множество ситуаций может развернуться в другую сторону в зависимости от Ваших действий. Вдобавок к этому, окружающий мир переполнен деталями, которые рассказывают истории рангом поменьше – подслушанные краем уха диалоги, многочисленные записи в личных дневниках, почтовая рассылка и визуальные намеки. Благодаря этому, хочется с упоением изучать каждый уголок всех локаций игры, чтобы раскрыть для себя это мрачное будущее на 100%. Добавьте сюда отличных персонажей, множество пасхалок и отсылок к классике киберпанка, отличное сопровождение в виде новелл и комиксов, и получите одну из лучших историй последних лет! Помимо этого игра еще очень хороша в том, что являясь компетентным приквелом к оригинальной DeusEx, она остается абсолютно самостоятельной игрой. Таким образом Eidos угодили и фанатам старых частей, и новичкам в серии.
Нужно правда отметить, что игре не хватает хотя бы небольшой симуляции живого мира – пройдут многие часы, а вся массовка так и останется на своих местах, продолжая картинно размахивать руками и якобы вести беседы. Из-за этого вера в этот мир начинает трещать по швам, но слава богу задерживаться в одном городе подолгу не приходится.
С небес на землю
Но сюжет и мир – это ведь не вся игра. Deus Ex: HR относят к жанру action/RPG, и это один из тех случаев, когда ролевых элементов действительно много. Адам еще не раскрыл весь потенциал своих имплантов, поэтому постепенно мы будем открывать для себя новые способности и улучшения. Условно их разделить довольно проблематично, но там однозначно стоит выделить хакерские навыки, способности для стелса и боевые умения для шумного веселья. Большой пласт навыков нужен только для того чтобы изучить все потаенные уголки локаций, тем самым надя способ получить самую «вкусную» добычу. Так же есть инвентарь, в котором игроку предлагается хранить различное оружие и вспомогательные примочки. Практически все оружие можно модифицировать значительно увеличивая его боевую эффективность. Так, например, базовый пистолет уже к середине игры превращается в оружие массового поражения.
Самая вкуснятина игры – это дизайн локаций и проработка квестов до такой степени, чтобы пройти одно и тоже задание можно было несколькими способами. И чем изощренней Вы выберете способ, тем больше опыта получите в конце миссии. До большинства мест можно добраться в обход всей охраны, используя потаенные ходы и взлом закрытых дверей, а иногда можно и попросту договориться с кем надо. Но никто не запретит Вам устроить жестокий геноцид с кучей взрывов и резней. Благодаря этому игру нужно проходить минимум два раза, и желательно еще третий раз – без убийств вообще(ну кроме боссов).
Все действие в основном происходит от первого лица, но камера меняется во время диалогов и пряток в укрытиях. Также от третьего лица показаны все зрелищные приемы нашего героя – рукопашный бой, атака из имплантированных орудий и прочие вкусности.
Игру очень подводит глупый Al врагов. Особенно явно это открывается при скрытом прохождении. Так охранник не способен услышать, как в полуметре от него Адам с жутким шумом ломает кости его напарнику. Ну или, например, ситуация, когда игрок втихую устраняет в открытом помещении врагов одного за другим, а последний оставшийся противник даже и ухом не ведет куда запропастилась большая часть его отряда.
Также немного не вписываются в общую концепцию игры битвы с боссами. Каждый босс сам по себе уникален, и к нему нужен свой подход, но только вот, как правило, проще всего давить его тяжелым вооружением и мощными боевыми способностями. И вот когда Вашего тщедушного скрытного хакера лоб в лоб столкнут с такой громадиной – начинаются проблемы, т.к. иного способа его победить, кроме как огромным уроном, нету. Это несколько поправили в версии Director’s Cut, добавив, например, возможность взлома всяких турелей в бою с боссом, но все же изначальная задумка была немного подпорчена.
Картины будущего
С технической стороны игра немного устарела, т.к. разрабатывалась на древнем движке, который использовали еще в старой Ларе Крофт. Художники как могли стилизовали картинку – добавили персонажам некоторой «комиксовости», всю картинку сдобрили медово-золотистыми красками. Тем не менее стилизация хоть и смотрится очень симпатично, но скрыть все огрехи оказалась не способна – особенно это заметно на различной массовке, которая выглядит и двигается как деревянные солдатики. Однако виды урбанистического города игре однозначно удались – мягкий свет огней реклам, трущобы наполненные бродягами и мусором, и беспроглядная темень ночи. Именно таким и должен выглядеть мрачный мир киберпанка, за что художникам и дизайнерам огромное спасибо.
Музыка в игре дополняет атмосферу холодной техногенной безнадеги, в основном это раличные электронные сэмплы и эмбиент. Отдельно я бы такое слушать не стал, но вот в игру такая музыка вписывается идеально. Отечественная локализация выполнена нормально, но я бы посоветовал играть с субтитрами. Также радуют звуки окружения – шум улиц, громкие возмущения граждан и вой полицейских сирен. Именно благодаря графическому дизайну и звуку отлично передается густая атмосфера тревожного будущего.
Когда фантастика становится явью
В итоге мы имеем несомненно отличную игру, которая своим существованием еще раз доказывает, что старые концепции при небольшой доработке способны вновь успешно выступить на рынке игр. И все это очень хорошо. Печален лишь посыл, который DeusEx:HR несет игрокам – ни современные технологии, ни интересы глобальных организаций не способны сделать жизнь людей лучше, т.к. это попросту не в нашей природе. Спасибо за внимание!
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.