Здравствуйте, мои дорогие стратеги. Сегодня я расскажу про ещё одну из самых значимых серий стратегических игр в мире — Total War. Конкретно же я буду вести рассказ про свою любимую часть: Total War: Shogun 2, которая меня зацепила больше всего.
События
Действие игры неразрывно связано с историей, и происходит в Японии XVI века, в период, который называется Сэнгоку дзидай (вольная транскрипция) или же «эпоха воющих провинций». Это период смуты и феодальной раздробленности, который привел к свержению власти сёгуната Асикага и установлению сёгуната Токугава. Мы играем за даймё (крупного феодала), который является правителем одной из провинций, и нашей целью является объединение Японии под властью нашего клана. Мешать нам в этом будут другие кланы, ну и конечно же сёгун (правитель), который на начальном этапе игры является сильнейшим во всех планах игроком[.
Кроме того, к игре вышло дополнение Fall of the Samurai, которое рассказывает о событиях XIX века, приведших к закату эпохи самураев.
Геймплей
Как и все игры серии игра подразумевает под собой смесь глобальной пошаговой стратегии и тактической стратегии в реальном времени. Так как игра соединяет два принципиально разных режима: пошаговый и real-time, разумно будет рассказать о них отдельно.
Стратегический режим
Так как основной задачей игры является объединение Японии, этот режим является основополагающим. Начинается всё с выбора клана. Нам предоставлены на выбор 10 кланов (в оригинальной версии), список которых впоследствии дополнялся за счёт DLC. У каждого клана есть свои сильные и слабые стороны, а также уникальные юниты. К тому же они различаются стартовой провинцией. Соответственно, выбрав клан мы переходим непосредственно к игре.
Нам доступна деревня, которую со временем мы сможем превратить в город с замком, которую игроку следует отстраивать, причем сделать это будет не так-то просто, ведь кроме банальных экономических потребностей имеется так же ограниченность места. Мы не сможем построить в провинции ВСЕ здания, а значит постоянно придется решать, что же в этой конкретной провинции нужнее. Помочь в решении нам смогут уникальные ресурсы, которые находятся в этой местности. У нас есть камень? Будем строить замки, а значит и лучники окажутся полезнее. А в другой провинции имеются обширные пастбища, а значит самое отличное место, для строительства кавалерии. Как видите строительство в игре чрезвычайно сложное. А ведь я не касался его второй стороны: экономической. Для постройки зданий нужны деньги, которые получать в основном можно торговлей и налогами. Кроме того необходимо следить за производством пищи. И это только вершина айсберга. Эта игра отличается сложнейшей экономической моделью, что существенно дополняет геймплей.
Но одной работой сыт не будешь. Развивая провинцию не стоит забывать и о научном прогрессе. Для этого необходимо проводить исследования в самых разных отраслях, а влияние, которое они окажут никак нельзя недооценить. Вырвавшегося по науке вперед даймё едва ли кто-то сможет потом остановить.
Озаботившись благополучием своей провинции, нельзя забывать и про её безопасность, ведь богатая провинция — лакомый кусочек для соседей. Для осуществления безопасности нам необходимы защитные сооружения и войска. Войска в игре принципиально делятся на пехоту, лучников и кавалерию, причем в каждом из классов идёт серьёзная градация по видам в зависимости от оружия, которым они будут вооружены, а также от уровня их подготовленности. Поверьте, даже большая армия новобранцев может быть смята всего-лишь одним отрядом отборных самураев. Видов оружия и юнитов в игре огромное количество, поэтому я не стану подробно его описывать. Кроме того, Япония — островное государство, а значит нам никак не обойтись без флота, как для торговли, так и для боевых действий. Передвигаться войска могут как небольшими отрядами, так и армиями, содержащими несколько отрядов. Во главе армии можно поставить генерала, что существенно повысит её боеспособность, а также создаст возможность организации снабжения, позволяющего восполнять потери. Кроме того генералы могут иметь свои амбиции, поэтому следует следить за их лояльностью, чтобы эти прохвосты не устроили бунт.
Но заботясь об армии не стоит забывать слова Сунь Цзы: «Лучшая война та, которая не началась». Для этого нам следует постоянно заниматься дипломатией. Как говаривал товарищ Сухов: «Восток — дело тонкое», а стало быть и дипломатия в игре имеет массу нюансов, которые нам следует учитывать. Надо постоянно следить за тем, кто и с кем имеет какие-то соглашения и реагировать на это. Иногда можно будет одерживать победы без единой жертвы, только за счёт граммотной политики. Кроме того, сёгун и другие кланы будут следить за каждым вашим шагом, поэтому не стоит сразу идти хватать вооруженной рукой одну провинцию за другой, ведь это вызовет у наших оппонентов желание нас остановить. Тут надо будет действовать тоньше. Из интересных особенностей хочу особо отметить возможность династических браков и предоставления заложников, как гаранты мира, но рассказывать больше я не стану, дабы сэкономить время. Лучше один раз увидеть.
Не стоит также забывать и о шпионаже, который в игре способен позволить добиться немалого преимущества при умелом его использовании. В основном для этого будут использоваться монахи, умелые в пропаганде, нинзя, которые не особо любят болтать, но зато вполне способны скрытно перемещаться и незаметно убивать зазевавшегося противника, ну и наконец мацуке, которые являются опытными шпионами и контршпионами. В принципе, иногда есть возможность, комбинируя эти 3 класса, захватывать целые провинции.
Тактический режим
Переход к тактическому режиму возможнен, когда как минимум 2 армии воющих сторон встретятся на полях сражения (теоретически возможно использовать единовременно несколько армий). Начинается бой с приветственной речи нашего генерала, где он вкратце расскажет какие мы хорошие, какой у нас сильный противник, и что мы ему обязательно организуем сэпукку. После этого мы переходим к расстановке наших отрядов и затем к непосредственному управлению ими. Тактический режим, также как и стратегический, отличается вниманием к деталям. На успех сражения влияет не то, как быстро мы будем отдавать команды, а множество тончайших нюансов: моральный дух, снабжение, опыт отряда, рельеф. Например, если убить вражеского генерала, можно обратить в бегство довольно-таки многочисленный отряд врага, если у него уже был низкий боевой дух. Кроме того важно учитывать вид вооружения наших отрядов, потому что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, а стало быть надо использовать их силу и не позволить врагу воспользоваться слабостью.
В общем тактический режим чрезвычайно хорош. Можно почувствовать себя настоящим боевым генералом, когда, проявляя чудеса тактической мысли, побеждаешь врага, превосходящего тебя числов в 2-3 раза.
Оформление
Пожалуй, Shogun 2 — одна из самых красивых стратегий в мире. Отличное качество графики, для своего времени, позволяет различить чуть ли не каждого бойца на тактической карте. Кроме того игра превосходно стилизована под японскую культуру, что позволяет максимально погрузиться в игровой процесс и почувствовать себя самым настоящим феодалом эпохи Сэнгогу дзидай. Причем в этом участвует не только картинка, но также и музыка с озвучкой, которые выполнены выше всяких похвал.
Итог
На мой взгляд Сёгун 2 — лучшая игра в серии Тотальных войн. Она позволит вам погрузиться в крайне интересную историческую эпоху, завораживая потрясающей картинкой, чудесной музыкой, оставаясь при этом крайне проработанной игрой, внимательной к тончайшим мелочам каждой стороны игровой механики. Я этой игре никак не могу ставить меньше 10 баллов. Если вы любите вдумчивые стратегии и не играли ещё в Total War, то срочно бегите её покупать и играть. Удачи вам в этом и до новых встреч.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.