Black Mesa (ранее известная как Black Mesa: Source) – игра в жанре шутера от 1-го лица, разработанная и изданная через независимую компанию Crowbar Collective. Это ремейк Half-Life (1998) от сторонней компании на движке Source. Изначально изданная как бесплатный мод в сентябре 2012 года, игра получила одобрение от Valve (разработчика оригинальной игры) на коммерческий релиз. Коммерческую версию впервые выпустили в ранний доступ в мае 2015 года, полный релиз состоялся в марте 2020 года для Microsoft Windows и Linux, еще запланирован релиз для macOS.
Black Mesa разработали в ответ на Half-Life: Source (2005), порт оригинальной игры на движок Source, выполненный самой Valve. В том порту не было новинок или улучшений. Проект Black Mesa был сформирован при слиянии двух отдельных команд, желавших улучшить этот ремейк; в конечном счете команды превратились в компанию Crowbar Collective. Изначально релиз планировали на 2009 год, потом команда осознала, что поспешила, пересмотрела свои усилия, чтобы повысить качество ремейка.
Затем разработка затянулась ввиду внимания к деталям, адаптации игры к улучшенной версии движка Source, полного переделывания часто высмеиваемых финальных глав Half-Life, известных как Зен. Среди важных изменений в ремейке были преобразованная коллекция текстур, моделей и NPC, более долгое время прохождения, улучшенный дизайн уровней и головоломок, изменение ИИ врагов, дополнительные диалоги и сюжетные элементы.
Black Mesa получила после релиза очень хорошие оценки. Хвалили игру за геймплей и внимание к деталям, сравнивая ее с официальным релизом Valve, за улучшения в главах Зен.
Геймплей
Black Mesa – шутер от 1-го лица, требующий выполнения боевых задач и решения различных головоломок для прохождения игры. С дизайнерской точки зрения базовый геймплей мало изменился относительно оригинала; игрок может переносить ряд оружий, найденных в ходе игры, хотя для большинства оружия нужно находить и отслеживать боеприпасы. Игровой персонаж защищен специальным костюмом, отслеживающим его здоровье, имеющим функционал щита, поглощающего часть урона. В ходе игры можно находить пакеты здоровья и аккумулятора, а также станции для восстановления здоровья или заряда костюма.
Однако, в отличие от Half-Life: Source, где оригинальные ассеты и геометрия игры были просто портированы на движок Source, Black Mesa была переделана с нуля, под самые новые версии движка. Обновления коснулись не только графики, но и физического движка, сложности головоломок, платформенных возможностей. Искусственный интеллект врагов был улучшен, стал сложнее. Некоторые боевые пространства переделали, чтобы дать игроку больше возможностей. Кроме того, было принято несколько повествовательных и дизайнерских решений, связанных с многочисленными сюжетными ветвями, представленными в Half-Life 2 через Retcon. В основном, общий дизайн и прогресс по уровням не изменились, самым большим изменением стало преображение финальной главы «Зен», считающейся самой слабой частью оригинальной игры.
Также в Black Mesa включили поддержку индивидуальных и командных мультиплеерных режимов с боем насмерть, тоже на обновленных картах.
Сюжет
Сюжет Black Mesa почти идентичен оригинальному сюжету, доступному через главу «Ядро Лямбды». Как в оригинальной игре, игрок управляет ученым Гордоном Фрименом, работающим в исследовательском объекте «Черная Меса». Он должен поместить образец странного материала в электромагнитный инструмент, а для безопасности взять Костюм для опасных условий 4-й версии. Однако, образец материала производит «каскад резонансов», опустошает объект и создает пространственную щель, ведущую в инопланетное измерение Зен. Инопланетяне попадают на Землю. Фримен выживает, находит других выживших, продвигается к поверхности под защитой костюма. Достигнув поверхности, он обнаруживает, что военные зачищают объект от всех живых существ, будь то инопланетяне или люди. Через других ученых Фримен выясняет, что единственный способ остановить инопланетное вторжение – перейти в портал и уничтожить сущность, поддерживающую портал открытым.
Разработка
Первоначальные усилия (2005-2012)
Вместе с выпуском Half-Life 2 в 2004 году, Valve повторно выпустила несколько прошлых игр, портированных на свой новый движок Source. Одной из обновленных игр стала Half-Life: Source. Движок Source был более графически продвинут, чем движок GoldSrc, использованный в оригинальных играх. В Half-Life: Source включили физический движок Havoc, улучшенные эффекты для воды и освещения. Архитектуру уровней, текстуры, игровые модели не меняли. Этот релиз встретили неоднозначно. В IGN похвалили новый интерфейс и другие технические фишки, но не заметили столько улучшений, как в других портированных на Source играх Valve. GameSpy написал, что игра хоть была «прикольным маленьким бонусом», она «определенно не стала серьезным графическим обновлением, как того ожидали некоторые люди». Управляющий директор Valve Гейб Ньюэлл говорил, что полный фанатский ремейк Half-Life для Source «не только возможен, но и неизбежен».
Black Mesa началась как сочетание двух независимых волонтерских проектов. Каждый проект был нацелен на полное воссоздание Half-Life при помощи Source. Модификацию под названием Leakfree анонсировали в сентябре 2004 года. Через месяц анонсировали проект Half-Life: Source Overhaul Project. Поняв, что их цели сходны, лидеры проектов решили объединить усилия. Они сформировали новую команду из 13 человек, под названием Black Mesa: Source. Позже слово «Source» из названия убрали по запросу Valve – во избежание восприятия как официального или одобренного продукта, которым он тогда не являлся. Позже команда назвала себя Crowbar Collective. Состав команды был разбросан по миру, для удаленной работы использовали онлайновую связь, иногда проводили очные встречи.
Первоначально основанный на версии движка Source, вышедшей в 2004 году с Counter-Strike: Source, в 2007 году проект переключился на более новую версию движка, из The Orange Box. В эту новую версию вошли более продвинутые эффекты частиц, аппаратно-ускоренная лицевая анимация, поддержка многоядерного процессорного рендеринга. Команда ожидала, что проект будет относительно быстрым. Трейлеры выходили в 2005 и 2008 годах, первоначальный релиз планировали на конец 2009 года. Но в середине 2009 года релиз сдвинули на неопределенное время. Wired в 2009 и в 2010 году назвала игру «Vaporware года». Готовясь к релизу в 2012 году, член команды Карлос Монтеро сказал, что в 2009 году они подумали, что сумеют выпустить игру скоро, но обнаружили, что это было бы связано с массой компромиссов. Затем, по его словам, состояние проекта прошло переоценку.
Первая самостоятельная версия Black Mesa вышла 14 сентября 2012 года, бесплатно. В нее вошли переделки всех глав Half-Life, кроме финальной, происходящей в инопланетном мире Зен. Ремейк Зен команда намеревалась включить в финальный релиз, поскольку эта глава считалась самым слабым местом оригинальной игры. Команда оценила, что первоначальный релиз можно пройти за 8-10 часов. Этот релиз совпал с запуском программы Valve's Steam Greenlight, позволившей пользователям голосовать за игры, которые они хотят видеть на витрине Steam. Black Mesa стала одной из первых 10 игр, за которые проголосовали фанаты и которая получила одобрение Valve.
Переход к коммерческому релизу (2013–2014)
В 2013 году вышла новая версия движка Source, помимо новых фишек, она включила поддержку платформ OS X и Linux. Теперь разработчики должны были уделить внимание полному набору фишек этого движка. По словам Адама Энджелса, руководителя проекта при его завершении, на этот раз Valve связалась с командой и предложила сделать Black Mesa коммерческим релизом и, таким образом, получить лицензию на движок Source. Поскольку доступ ко всем возможностям движка обещал сделать игру лучше, команда согласилась пойти по коммерческому пути. В 2015 году некоторых членов команды пригласили в офисы Valve в Америке.
В 2013 году команда опасалась, что финальная версия выйдет нескоро, что мало сделано с главой Зен. Через свой сайт Crowbar Collective продолжила бесплатно распространять версию Black Mesa на старой версии движка.
Когда команда сделала все уровни, кроме Зен, на новом движке, 5 мая 2015 года игра вышла в раннем доступе Steam. В эту версию вошли мультиплеерные режимы формата боя насмерть, происходящие на некоторых переделанных карт оригинальной игры. Ранний доступ дал команде поддержку от разработчиков и художников.
Зен и финальный релиз (2015–2020)
Выпуск части Зен был самым сложным, поскольку команда хотела переделать уровни, чтобы избавиться от плохого их приема в оригинальном релизе. Команда сказала: «Мы хотим, чтобы наша версия Зен реально принадлежала остальной игре в смысле механик, связности и прогресса». В то же время, команда хотела «раздвинуть границы, исследовать уникальный и разнообразный сеттинг, сделать опыт и свежий, и знакомый игрокам-ветеранам». Разработка новой версии Зен была дилеммой курицы и яйца, поскольку без дизайна уровней трудно разработать художественные ассеты, а без ассетов трудно сделать связный дизайн уровней. Также было желание ввести в главу больше сюжетных элементов, например, рассказать, почему ученые стали изучать мир Зен. Хотелось отразить стилистику построения мира, реализованную Valve в начальных частях Half-Life. Значительно переделали бои с боссами, сделав их сложнее. В конечном счете, команда расширила Зен из 1-часового опыта (как в оригинальной игре) до 4-часового.
Помимо ремейка Зен с нуля, команда, приближаясь к дате релиза, стала видеть игру как ознакомление новичков с серией Half-Life, поработала над введением дизайнов и фишек, уместных спустя много лет после релиза оригинала. Бой сделали интереснее, улучшив ИИ врага, создали боевые арены с новыми укрытиями и возможностями. В связи с расширением мира Зен разработчики хотели, чтобы игроки не задерживались в ранних частях игры, и произвели изменения в некоторых уровнях.
Выход Зена в раннем доступе сдвигался несколько раз. Сначала планировали выход в декабре 2017 года, бета-версия сегмента переделанного Зен вышла в июне 2019 года, под стресс-тестирование игроками. Полная бета вышла 6 декабря 2019 года. Дополнительные уровни Зен добавлялись со временем, а 24 декабря 2019 года полная глава Зен вышла в рамках раннего доступа.
Полный релиз игры состоялся 6 марта 2020 года. По совпадению, это случилось за 2 недели до официального возвращения Valve к вселенной Half-Life спустя 13 лет перерыва, с игрой под виртуальную реальность Half-Life: Alyx. Руководитель проекта Black Mesa Адам Энджелс сказал, что это ненамеренно: выход Black Mesa планировался ранее, но внимание к Alyx способствовало поднятию интереса к Black Mesa. Команда также хотела ввести поддержку Steam Workshop, чтобы игроки смогли добавлять в игру свои моды.
Саундтрек игры, созданный звуковым дизайнером Джоэлом Нильсеном, вышел независимо в 2012 году. В 2019 году Нильсен выпустил саундтрек к уровням Зен.
Модификации
В неофициальном моде под названием Surface Tension Uncut глава «Напряжение на поверхности» расширена, включает определенные территории оригинальной игры, не вошедшие в ремейк. Разработчик Чон Кемп, известный по псевдониму TextFAMGUY1, модифицировал главу «На рельсах», включив вырезанные из Black Mesa территории. Позже Кемпа наняли в Crowbar Collective, чтобы переделать Surface Tension Uncut для релиза на Steam. Неизмененная версия On a Rail вышла на Steam Workshop.
Прием
Во время разработки к Black Mesa было привлечено внимание нескольких изданий. Игру упоминали в статьях Computer Gaming World, PC PowerPlay и PC Gamer UK. Valve в 2007 году опубликовала новостное обновление про модификацию на платформе Steam: «Мы так же рады сыграть в Black Mesa, как все остальные».
Получив внутреннюю версию Black Mesa в декабре 2009 года, журнал PC PowerPlay написал, что сеттинг игры выглядит, звучит и ощущается лучше, чем когда-либо. «Тонкие» изменения относительно оригинальной Half-Life назвали «существенным» общим эффектом. Журнал отметил расстраивающий долгий цикл разработки, тогдашнюю неизвестность даты релиза, но отметил, что разработчики продвигаются вперед.
После первого большого релиза в 2012 году, первые впечатления об игре были очень положительными, она получила 86% по 9 обзорам на Metacritic. Игру похвалили за проработанность, многие критики сравнили ее качество с официальной игрой Valve. Destructoid похвалил игру за улучшения относительно оригинальной Half-Life, заметив: «это что-то очень знакомое, но также очень свежее».
В 2012 году Black Mesa выиграла у ModDB награду «Мод года». В 2014 году PC Gamer назвал Black Mesa среди «топ-10 фанатских переделок классики, в которые можно сыграть бесплатно прямо сейчас».
Финальный релиз ремейка в 2020 году тоже был хорошо принят рецензентами. PC Gamer сказал, что весь проект выглядит профессиональной работой, что, хотя оригинальную структуру Half-Life немного изменили, изменения, особенно в новых секциях Зен, позволили правильно чувствовать игру. Eurogamer заметил, что Black Mesa уместнее назвать эволюцией, а не ремейком, ведь определенные уровни были урезаны, при этом были добавлены другие фишки, улучшающие качество продукта, делающие игру чуть ближе к ужастику, чем к оригинальному шутеру от 1-го лица.
На Metacritic через пять дней после релиза финальной версии игра имела 86% (16 обзоров) и 89% (732 оценки). На Steam игроки оставили 29,316 отзывов, в том числе 28,017 положительных.
а к игрокам я с уважением отношусь) просто высказываю своё мнение) на которое всем насрать) вот и всё
это не тупой шутер "беги-стреляй",тут и подумать надобно...
вартикондов жалко:(