The Last Guardian – японская экшн-приключенческая игра, эксклюзивная для PlayStation 4. Во всем мире игра вышла в декабре 2016 года. Игроку предстоит управлять мальчиком, заводящим дружбу с гигантским Трико – наполовину птицей, наполовину млекопитающим. Он должен манипулировать Трико, например, приманивая его с помощью еды. Так игрок достигает удаленных мест. Вместе с тем, он должен избегать врагов.
Team Ico начала разрабатывать The Last Guardian в 2007 году. Дизайнером и директором игры был Фумито Уэда. Стилистически, тематически и геймплейно игра имела сходства с его предыдущими играми Ico (2001) и Shadow of the Colossus (2005). Уэда применял подход «дизайн посредством вычитания», опробованный им на прежних играх: он удалял элементы, которые не дополняли ключевую тему связи между мальчиком и Трико.
Sony анонсировала Last Guardian на E3 2009, планируя тогда эксклюзивный релиз на PlayStation 3 в 2011 году. Игра неоднократно откладывалась. Уэда и другие члены Team Ico покинули Sony, а аппаратные сложности вынудили в 2012 году перебросить игру на PlayStation 4. Тогда стали появляться предположения, что игра никогда не выйдет. Уэда и его студия genDESIGN, составленная из бывших членов Team Ico, осталась креативным консультантом, а сам Уэда сохранил роль директора внутренней японской студии Sony, занимающейся технической разработкой. Last Guardian снова представили на E3 2015, пообещав релиз в 2016 году. Там игру похвалили за художественность, сюжет, образ Трико, хотя некоторые критиковали устарелый геймплей и бессвязное поведение Трико.
Сюжет
Игра имеет тематические сходства с Ico и Shadow of the Colossus. Ее история оформлена как воспоминание старика о своем детстве, где он встретил гигантское оперенное существо Трико, похожее на грифона. Имя этого существо по-японски можно понять как «заключенный» (торико), «птенец» (тори но ко) или комбинацию из «птицы» (тори) и «кота» (неко).
…Мальчика похищают при загадочных обстоятельствах и доставляют в большой просторный замок. Он просыпается и обнаруживает на теле татуировки, которых не было до похищения. Мальчику удается сбежать и плена и встретить Трико. Трико скован, в его теле застряли многочисленные копья, а его крылья слишком изранены, чтобы быть способными к полету. Мальчик помогает удалить копья, снять цепь и накормить проголодавшееся существо. Сначала Трико относится к мальчику враждебно, но понемногу начинает принимать его заботу и советы. Вместе эта пара работает над продолжением побега, избегая охранников замка или вступая с ними в бой. Важную часть игры занимает развитие дружбы между мальчиком и Трико.
Пока игрок выполняет различные задания, его сопровождает озвученный на японском нарратив. В нарративе могут быть полезные рекомендации по прогрессу, если игрок застрял.
Уэда намекал, что в игре могут быть похожие на Трико существа, но не подтверждал этого. Во время разработки некоторые критики, например, веб-комикс Penny Arcade, ожидали концовку в духе предыдущих игр Уэды: один или оба героя умрут. В ответ на эти теории Уэда ответил, что история неограниченна.
Геймплей
Last Guardian – игра с видом от 3-го лица, комбинирующая элементы экшн-приключения и головоломки. Контролируемый игроком безоружный мальчик может бегать, прыгать, карабкаться и исполнять другие действия, чем напоминает о геймплее Ico и Shadow of the Colossus. Также, игрок может использовать окружающую среду для тихого передвижения или устранения теневых охранников. Охранники, хоть и двигаются медленно, могут поймать мальчика. Если в таком случае игрок не сумеет освободить мальчика вовремя, игра закончится.
Передвижения игрока дополняются взаимодействием с Трико, на которого мальчик может залазить, как всадник. По словам Уэды, Трико ведом собственными инстинктами, а игрок должен выяснять, как их обуздать для решения головоломок. Например, игрок может метнуть бочку, которая привлечет интерес Трико и заставит его двигаться в определенном направлении. Игрок может заставить мальчика прыгать, чтобы побудить Трико перепрыгнуть большую щель. Иногда, наоборот, нужно заставить Трико сидеть смирно, пока игрок не закончит дело. Трико может стрелять молниями из своего хвоста. Молнии работают в паре с зеркальным щитом: игрок перенаправляет их так, чтобы решать пространственные головоломки или атаковать врагов. В отличие от типичных для видеоигр напарников, мгновенно реагирующих на команды игрока, Трико с трудом поддается управлению. Бывает, нужно несколько попыток, чтобы заставить Трико исполнить желаемое действие. Представление о текущем настроении Трико можно получить не только по его движениям. Информативны глаза существа: желтые, например, значат осторожность, а фиолетовые гнев и отвращение.
Игрок должен заботиться о существе, кормя его или удаляя из его тела копья и стрелы. Со временем контроль над существом улучшается, происходит своего рода обучение существа. В начале игры Трико может уйти изучать нечто, интересующее его больше, чем мальчик, может отказываться есть то, что плохо пахнет, может засыпать, когда ему вздумается. Улучшение контроля проявляется после выполнения определенных задач. По словам Уэды, «у каждого игрока будет свой Трико: в зависимости от способа общения с ним». С другой стороны, игрок может пользоваться своенравностью Трико, позволяя ему свободно бродить и открывать новые области.
Игрок может раскрывать костюмы для мальчика, проходя игру несколько раз. Некоторые костюмы связаны с Ico и Shadow of the Colossus.
Прием
На Metacritic игра имеет неплохие оценки: 83% (83 оценки от критиков) и 76% (770 отзывов от игроков). В большинстве обзоров отмечается высокое качество игровой среды и истории. Некоторые критики похвалили реализм животного поведения, некоторые посчитали эту фишку затрудняющей и замедляющей геймплей.
Пит Браун в GameSpot превознес персонажей и их взаимоотношения, историю, как важные аспекты игры. Он обратил внимание на крайнюю, временами, независимость поведения Трико: «непонятно, не тест ли это твоего терпения привлекательного, но упрямого существа». Том Сеньор в GamesRadar назвал Трико «величайшим в играх компаньоном с искусственным интеллектом», отметил тонкое применение визуальных и звуковых фишек для персонажа и его влияния на геймплей. Саймон Паркин в The Guardian похвалил дизайн Трико, взаимодействие этого существа с миром и головоломками. Саймон назвал Трико «злоупотребляющим выжившим» (поскольку мальчик спас его), отметил осмысленность и прогресс в отношениях персонажей. Крис Картер в Destructoid сказал, что «детали и реалистичное поведение Трико и мальчика волнуют, большинство разработчиков даже пытались бы достичь такого эффекта»; этот аспект он назвал возможной причиной длительной разработки. Джереми Пэриш в US Gamer высказал убеждение в том, что имеющий собственную волю Трико – революция в дизайне персонажей. Также он счел, что эмоциональные отношения между Трико и мальчиком можно было эффективно реализовать только интерактивными средствами видеоигры. Марти Сильва в IGN иначе отнесся к поведению Трико: его оно раздражало наряду с управлением камерой, особенно внутри тесных помещениях. Тем не менее, Сильва почувствовал успех игры в создании привязанности к персонажам, в обеспечении запоминающихся моментов. Джеймс Козанитис в Game Revolution отметил свое открытие: иногда Трико сам передвигается по среде и выполняет задания, так что управление им становится «неэффективным и необязательным».
В обзорах отмечались проблемы производительности игры на стандартной аппаратной конфигурации PlayStation 4. Так, в Eurogamer's Digital Foundry заметили проблемы с рендерингом и частотой кадров на PlayStation 4, тогда как выполнение в режиме 1080p на более современной PlayStation 4 Pro происходило без провисаний по частоте кадров.
на свою 3 плэйку!)))
XD