Изначально созданная как модификация оригинальной Half-Life, игра Counter-Strike стала самостоятельной франшизой, установив новые стандарты для онлайновых командных шутеров, на значительное время став самой популярной онлайновой игрой в мире.
Описание
Counter-Strike начинал свою жизнь как бесплатная модификация к оригинальной игре Half-Life. Будучи командным шутером от первого лица, игра сталкивала игроков друг с другом в серии стычек контр-террористов (спецназа) и террористов. Основа геймплея Counter-Strike заключается на двух командах, члены которых пытаются убить членов противостоящей команды и/или выполнить определенную цель миссии. Обычно такой целью (в зависимости от типа карты) является установка/обезвреживание бомбы, спасение заложников или убийство/защита особо важной персоны. На старте каждого раунда игрок имеет несколько секунд, чтобы приобрести снаряжение за деньги, получаемые на старте каждой игры и за выполнение предыдущего раунда. Когда игрока убивают, он становится наблюдателем и должен ждать окончания раунда.
Популярность
Популярность Counter-Strike стала совершенно феноменальной, и этот мод к Half-Life стал самой популярной онлайновой игрой мира. Последующие релизы серии (включая самостоятельную версию игры, Condition Zero), включили различные графические улучшения, но изменили геймплей и физику, что подверглось критике в последней части, Counter-Strike: Source. С выходом новых шутеров от первого лица серия теряла популярность, однако, влияние Counter-Strike на игровую индустрию огромно и легко заметно в других сериях, как то Unreal Tournament, Call of Duty и Battlefield.
Counter-Strike и электронный спорт
Вскоре после создания Counter-Strike набрал внушительную базу игроков. Лиги типа OGL (Online Gaming League) и CAL (Cyberathlete Amateur League) начали предлагать различные соревнования, с таблицами и дивизионами. С течением времени выходили новые версии Counter-Strike, и CAL стала самой популярной игровой лигой, а ее дивизион Cal Invite (Cal-I) – самой популярной онлайновой лигой. Поскольку онлайновые лиги переносили стремительный рост и команды типа 3D и SK стали крупными организациями, то стали организовываться события LAN (игра по сети). Counter-Strike стала первой игрой на мероприятиях the ESWC (Electronic Sports World Cup), WCG (World Cyber Games), the WEG (World e-Sports Games) и, в особенности, CPL (Cyberathlete Professional League) в период между 2000-ым и 2007-ым годами. CPL проводила летние и зимние мероприятия в 2000-ом, и стала местом проведения первого турнира команд Counter-Strike. Турнир практически всегда проводился в Далласе штата Техас, и команды съезжались со всего мира. В сочетании с CAL, их партнерской онлайновой организацией, данные организации сформировали основной оплот для турниров по Counter-Strike.
США и Швеция, в целом, считаются крупнейшими силами за историю профессиональных турниров по Counter-Strike, вместе с Норвегией, Польшей, Германией, Францией и Бразилией. Игроки типа HeatoN, Ksharp, element, potti, f0rest, fr0d, tr1p и sunman стали культовыми фигурами в своих кланах. Денежные призы на крупнейших турнирах по Counter-Strike составляли, в сумме, 150,000 долларов, с призами за первое место от 15,000 до 60,000 долларов. Команды типа SK, NiP, 3D, MYM, NoA, fnatic, coL, hoorai, team9, JMC, MiBR и PGS доминировали в период, рассматриваемый как «золотая эра» Counter-Strike. Другая крупная лига, открытая в то время – CEVO (Cyberevolution), платная лига, набравшая вес, сравнимый с Cal-I. Веб-сайты типа gotFrag приобрели значительную популярность ввиду охвата ими лиг Counter-Strike, событий и команд. События LAN стали общераспространенными на территории США, даже среди аматоров. В течение некоторого времени CAL обладала 5-тью дивизионами для Counter-Strike: Open, Intermediate, Mian, Premier, Invite (все кроме последнего – с региональными ограничениями).
Counter-Strike Source и упадок состязательного Counter-Strike
Долгое время последней версией Counter-Strike оставалась версия 1.6; в октябре 2004 года компания Valve представила сиквел к оригинальной игре, Counter-Strike: Source, с полностью обновленной графикой, измененной механикой оружия и более доступным для освоения геймплеем. Новая игра стала популярной, но, ввиду того что многие профессиональные игроки выразили неприятие нового геймплея, турниры по Counter-Strike 1.6 продолжались еще пару лет. Однако, в 2006-2007 годах ряд североамериканских команд перешли на сторону Counter-Strike Source. Ввиду этого сообщество Counter-Strike быстро фрагментировалось, и со временем популярность стала уходить к другим онлайновым играм, как то World of Warcraft или Call of Duty 4.