Друзья! 30 июня состоялось знаменательное событие, которого игроки всего мира ждали, затаив дыхание, аж целых восемь лет! Я говорю о Crash Bandicoot: N-Sane Trilogy, анонс которой состоялся на двадцатилетие сериала. И пусть игра представляет собой всего лишь сборник подтянутой классики, а не полноценную новую часть, люди так изголодались по Крешу, что в Британии, например, игра уже несколько недель удерживает лидерство, обставив GTA V и Splatoon 2. Наконец, в мир платформеров пришёл настоящий праздник - король вернулся на законный трон. Дабы отметить это прекрасное событие, я предлагаю посвятить эту неделю ретроспективе бандикута, вспомнить все взлёты и падения, да и просто понастольгировать. Однако, ту самую трилогию и гонки от Naughty Dog все и так хорошо помнят - я же хочу рассказать о трудном и тернистом пути сумчатого, начиная с того момента, как он остался за бортом компании-родоначальника. Пристегнулись? Держитесь, будет штормить! Поехали!
Скитания сумчатого
Начнём с того, что Crash Bandiccot: the Wrath of Cortex был первой платформенной игрой, созданной над под крылом Naughty Dog. У неё была сложная судьба - сначала она должна была делаться другой студией под чутким руководством небезызвестного Марка Церни, который славится дизайном серий Crash Bandicoot, Spyro the Dragon, Knack, а также ответственен за техническое наполнение консолей Sony. Кроме того, игра изначально должна была иметь открытый мир и кучу революционных нововведений. Но не задалось - разработчики перессорились и работа над дебютной игрой серии для шестого поколения приставок была поручена Traveller's Tales. Те, в свою очередь, чувствуя на себе тяжкий груз, никак не совместимый с их опытом, решили пойти по проторенной дорожке и явить миру очередной платформер в духе бессмертной третьей части, чуть обновив графику и переделав уровни. Вся эта ситуация отчего-то напоминает режиссёра Джей Джей Абрамса, который решил повторить в седьмом эпизоде Звёздных Войн ситуации, уже имевшие место быть раньше. Такой шаг понятен - когда берёшься продолжать культовую серию, над тобой нависает слишком большая ответственность и любая вольность может быть воспринята публикой в штыки. Так и тут - вместо того, чтобы изобретать велосипед, авторы попытались слегка усовершенствовать то, что и так прекрасно работало до них. Релиз игры состоялся в конце 2001 года на Playstation 2, XBOX и GameCube. Повторила ли эта игра успех предыдущих частей, смогла ли сравняться с творчеством родоначальника? Не узнаем, пока не разберёмся.
Сюжет
Вступительный ролик показывает нам коридоры логова Нео Кортекса. Затем мы видим зал, в котором Ука-Ука, злобный брат Аку-Аку отчитывает своих подчинённых за то, что те так и не смогли противостоять полоумному бандикуту. В первую очередь под горячую руку, конечно, попадает доктор Кортекс. В оправдание тот что-то мямлит про то, что нельзя недооценивать бандикута, но сподручный злого гения, чудаковатый тип с ракетой в голове, Н. Джин вступается за коллегу и говорит, что прямо сейчас готовится мощное оружие по захвату мира - генетически модифицированный бандикут по имени Кранч. Однако, для того, чтобы он смог обрести полную силу, ему нужна энергия четырёх элементалей - стихийных масок наподобие Ука-Уки и Аку-Аку. Рассказывается, что давным-давно эти маски были пленены и обесточены силой магических кристаллов.
Тем временем, в доме Креша течёт спокойная и мирная жизнь. Но идиллию прерывают природные катаклизмы. Аку-Аку подозревает в этих бедах своего тёмного брата и отправляется на переговоры в космический храм из Crash Bash. Встретившись с Ука-Ука, он видит четырёх освобождённых масок и чудом остаётся в живых. Поняв, что нужно действовать срочно, Аку-Аку снаряжает команду для сбора кристаллов, чтобы снова ослабить негодяев и заточить в темницу, на этот раз навсегда.
Так выглядит завязка истории. Понятно, что она не претендует на драматичность и не стремится перевернуть ваш внутренний мир, но для игр серии Crash Bandicoot сценарий здесь достаточно подробный. Более того, это, пожалуй, первый и последний случай, когда персонаж, будучи злодеем в сериале, постепенно трансформируется в героя. Другое дело - графика. К сожалению, даже для начала двухтысячных игровые модели выглядят убогими, пластмассовыми и бездушными. Я сейчас даже не говорю о потребности сопереживания, герои в Crash Bandicoot: the Wrath of Cortex банально отвращают. Каким-то чудом модель Креша из игры пятилетней давности с в три раза меньшим количеством полигонов выглядит приятнее глазу, чем нынешняя. Это определённо минус.
Геймплей
Игровой процесс в новом проекте мало отличается от Crash Bandicoot 3: Warped. Протагонист традиционно попадает в командный центр, откуда совершается выход в любой из доступных уровней. Центральный мир делится на несколько зон, состоящих из пяти уровней и обязательного босса. Причём пяток уровней вы можете проходить в любой последовательности, но только прохождение всех пяти открывает битву с боссом. Босс всегда один и тот же - Кранч, только с применением сил разных стихий: в одном уровне он будет насылать на вас морские волны, а в другом использовать огонь. В целом, это, конечно, интересный подход, но разнообразия тут мало - хочется видеть разных злодеев. В конце концов, зачем было показывать ту кучку злых гениев в самом начале, если они потом нигде не будут задействованы? После того как вы побеждаете босса, вам открывается доступ в следующую зону, к очередным пяти уровням. И так далее до самого конца. Есть тут и секретная зона, состоящая из пяти необязательных к прохождению уровней. Однако, если вы любитель выжать из игры максимум и набрать более ста процентов, их тоже придётся исследовать.
Базовые элементы остались прежними. Креш по-прежнему умирает от любого прикосновения врага и защитить от этого его может лишь маска. Собрав трёх Аку-Аку, которые хранятся в деревянных ящиках, вы обеспечите себе временную неуязвимость, при которой любой противник умирает от соприкосновения с вами. При этом на заднем плане звучит бодрая мелодия на барабанах, символизируя ваше величие. Также бандикут не изменил и своему любимому лакомству - фруктам вампа. Они здесь разбросаны в огромном количестве на манер золотых колец из Sonic the hedgehog и сбор сотни таких даёт вам дополнительную жизнь. Цель любого уровня - найти фиолетовый кристалл, поскольку именно они нужны для того, чтобы остановить элементалей. Но это не единственный коллекционный предмет, который здесь есть. Помимо кристаллов, без которых вы никак не продвинетесь по сюжету, в каждом уровне можно собрать по одному или более драгоценных камней. Серые камни можно получить за крушение всех ящиков на уровне. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд - некоторые ящики хитро запрятаны, и для того, чтобы их отыскать, придётся исследовать каждый уголок той или иной локации. На отдельных уровнях есть два серых камня. Это означает, что помимо разбития ящиков вы должны найти ещё один секретный проход, где содержится дополнительный камень. Как правило, это участки обладают повышенной сложностью и вам придётся долго материться прежде, чем вы осилите их. Также тут есть редкие цветные камни разной формы - достать их задача вообще фантастическая. Они запрятаны лучше всех остальных сокровищ.
Наконец, помимо камней вы можете зарабатывать реликты. Для этого вам нужно будет вернуться в уже пройденный уровень и взять вначале пути специальный секундомер. После того, как вы это сделаете, вверху экрана появится таймер. Теперь вам нужно как можно быстрее добраться до финиша - от этих показателей будет зависеть ваша конечная награда. Сапфировый реликт получить очень просто. Дальше идёт (в порядке возрастания ценности) серебряный, золотой и платиновый реликты. Последний собирать даже не пытайтесь, если предварительно не прошли сюжет - без специальных сапогов-скороходов ничего не получится. Когда вы принимаете режим игры на время, обычные деревянные ящики на уровне заменяются на числовые. Разбивая такой ящик, вы замораживаете таймер на то количество секунд, которое указано на гранях ящика. Самый редкий и ценный ящик даёт три секунды форы. Режим этот довольно сложный, но навряд ли он сможет тягаться со сложностью игр Naughty Dog. Кстати, ваши стараются не останутся незамеченными - за каждые пять реликтов тут открывается один уровень из дополнительной зоны.
Основной фишкой геймплея по-прежнему являются ящики. Их насчитывается с десяток видов и почти все нам уже знакомы. Тут есть обыкновенные ящики, в которых может хранится фрукт вампа, а также слегка упрочнённые, из которых можно выудить десяток фруктов, если Креш будет прыгать на них сверху. При этом ящики покрыты эластичный материалом, который действует как батут, и при желании, их можно использовать как пружины.
Другие ящики следует обходить стороной, поскольку они могут вас убить. TNT ящик после прыжка на него начинает отсчитывать три секунды до взрыва (или взрывается мгновенно, если вы крутитесь вокруг него), а ящики с Nitro вообще трогать противопоказано. Примечательно, что для того, чтобы собрать серый камень, вам необходимо уничтожить и эти ящики в том числе. Как? Всё очень просто - обычно на конце таких уровней вас ожидают специальные железные ящики с восклицательным знаком. Разбивая их, вы уничтожаете все взрывоопасные ящики на уровне. Впрочем, иногда нужно действовать хитрее и, например, уничтожать ящик, отбросив на него своего врага. Атака у Креша по-прежнему осталась той же - он может либо прыгать на своих противников сверху, либо крутиться, аки Тасманский дьявол. При этом на каждом уровне разные враги и ко всем нужен свой особый подход - одни, к примеру, носят на спине шипы, и поэтому прыгая на них, вы сделаете хуже только себе, а другие наоборот, хорошо защищены по бокам, но абсолютно беззащитны сверху.
У Креша по ходу игры появится несколько приёмов, которые вы откроете только после победы над очередным боссом. Набор довольно типичный - фруктовая базука, двойной прыжок, продвинутый вихрь, удар животом и ускоряющие ботинки. Всё это уже было в Crash Bandicoot 3: Warped и несколько обидно видеть эксплуатирование одних и тех же идей.
Теперь к нововведениям. В Crash Bandicoot: the Wrath of Cortex было добавлено несколько новых механик, позволяющих отдохнуть от бесконечных пробежек. Например, тут есть несколько уровней, где Креш помещается в большой шар и катается, будто главный герой Super Monkey Ball. Подобные уровни могли бы принести не мало приятных эмоций, если бы не местная физика. Шар чертовски трудно управляется, благодаря чему легко закатиться в какую-нибудь яму и потерять драгоценную жизнь. Если после первого такого уровня вы будете хвалить разработчиков за смелые идеи, то после третьего проклянёте их и их семьи. Кроме шара, Креш оденет на себя параплан и даже сядет в робота! Всё это похвально, но при всех стараниях Traveller's Tales не могут сделать выдержанную и сбалансированную игру.
Ещё одним значимым нововведением является полноправное участие в игре сестрёнки Креша, Коко Бандикут. Если раньше мы могли играть за неё только в уровнях с водным сёрфингом или при пилотировании самолётом, то здесь нам дают возможность управлять героиней и в обычных платформерных уровнях. Их, конечно, довольно мало, но оно и понятно - нельзя затмевать главного героя. Управление за Коко не сильно отличается от привычного нам, что делает героиню менее уникальной. Уж парочку своих особых трюков могли предложить.
Дизайн уровней особых нареканий не вызывает. Нас кормят уровнями в морских глубинам, в небесах над вулканом, в средневековых замках с драконами, в тропических джунглях, в ледяной Арктике, в ковбойских салунах и ещё целым списком любопытных локаций. Надо отдать должное, над уровнями ребята поработали на славу. Геймплей в данной игре имеет множество преимуществ и недостатков, но того детского чувства азарта, как в случае с третьей частью, он почему-то не может пробудить. Это сложно объяснить человеческим языком, но игра по неизвестным причинам смотрится вторично. То ли грязное дело сыграла слабая графика, то ли просто консерватизм - не ясно. Ясно одно - Traveller's Tales далеко до Naughty Dog.
Музыка и звук
Печально констатировать, но факт - в новой игре разработчики сменили композиторов. Разумеется, бесследно такие изменения не прошли - музыка в Crash Bandicoot: the Wrath of Cortex написана в техно ключе. Видимо, пытаясь осовременить саундтрек, композиторы отреклись от привычных африканских мотивов и добавили больше электронных инструментов. Это видно уже на главном меню, где знаменитую вступительную композицию изуродовали непонятными электронным бренчанием. Да, пожалуй, в отрыве от классики эта музыка звучит вполне приятно уху, но если уходить в сравнения, она по всем параметрам проигрывает. Местами, правда, встречаются не плохие треки, которые потенциально могут хорошо прослушиваться и вне игры, но таких безбожно мало. Зачем австралийскому сумчатому за кадром клубная музыка - остаётся загадкой.
Теперь поговорим о звуке. Фоновые шумы разбития ящиков, всхлипов врагов и лепетания бандикута звучат убедительно. Но вот с актёрами произошла неприятная история. Дело в том, что большинство из тех, кто работал над первыми частями серии оказались на занятыми в этой. Неизменным остался лишь голос доктора Нео Кортекса. Есть, правда, и приятные стороны - одного из героев тут озвучивает легендарный Марк Хэмилл, известный прежде всего по саге о Звёздных Войнах. Не может не радовать!
Послесловие
Crash Bandicoot: the Wrath of Cortex - хорошая игра, которую затмевает величие прошлых частей. Сама по себе она вполне любопытна и предлагает смелые идеи, вот только если ударяться в сравнение, все эти идеи меркнут на фоне великолепной Crash Bandicoot 3: Warped. Этому есть вполне разумное объяснение - Traveller's Tales переняли сериал, долгое время принадлежавший другим людям и попросту не поняли, что с ним делать. Испугавшись груза ответственности, они просто пошли по накатанной и повторили третью часть с небольшими нововведениями. Плагиатом это назвать трудно - всё же ребята имеют полное право творить, что им вздумается, ведь Креш принадлежит им. Но с другой стороны подобное купание в лучах чужой славы делает игру вторичной. Стоит похвалить разработчиков за сценарий, который вводит нового и весьма харизматичного бандикута по имени Кранч. Нужно также отдать должное, что введение Коко как игрового персонажа приятно удивило поклонников. Обрадовала и разноплановость локаций. Вместе с этим пластмассовая графика и скучная музыка заставляют чуть снизить итоговую отметку. Crash Bandicoot: the Wrath of Cortex рекомендуется к покупке только фанатам.
ИТОГО:
- Сюжет: 9/10
- Геймплей: 8/10
- Музыка: 6/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 7.5
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.