Впервые данная игра вышла в 1983 году на 8-битном семействе компьютером Atari. Главным героем стал хрупкий шахтер, единственной целью которого является достижение колоссальной пещеры с невероятным сокровищем внутри. Задачу усложняют естественные элементы пещеры, смертоносные существа и крайняя слабость героя.
История
Игру разработала компания Micro Graphic Image, по большей части состоявшая из бывших сотрудников Games By Apollo. Последняя компания была в числе первых банкротов во время падения североамериканского рынка видеоигр в 1983 году. Одним из главных разработчиков был Тим Мартин. Его имя упоминается во всех версиях Spelunker, включая сиквел 2009 года Spelunker HD.
В свое время использование имен разработчиков в играх было распространенной практикой, достаточно вспомнить Сида Мейера и Уилла Райта. Основными создателями Spelunker считаются также Роберт Барбер и Кэш Фоли, однако условным автором игры был избран Тим Мартин, поскольку именно он придумал идею, а затем разработал «игровую логику». Разработчики из MicroGraphic Image были уверены, что после Spelunker они еще сделают много игр, так что шанс закрепить свое имя будет у каждого.
К сожалению, в 1983 году игровая индустрия переживала критический спад. Издание Spelunker разработчики передали компании Broderbund, которая впоследствии выпустила версию игры под Commodore 64. Хотя Micro Graphic Image не стали банкротами, их операции были прекращены в 1984 году.
Геймплей
Герой начинает в самой вершине пещеры. Пересекая препятствия, лазая по веревкам, используя тележки и подъемники, герой должен добраться до дна пещеры. Необходимо собирать предметы, восполняющие уходящий запас воздуха, бомбы для расчистки камней, ключи для открытия дверей и различные усиления.
Герой столь уязвим, что практически всё в пещере может моментально убить его. Падения в воду, пересеченная местность, падающие выступы, паровые вентили, острые скалы, столбы огня – лишь неполный список опасностей.
В пещере встречается несколько видов существ. Самый распространенный – летучие мыши, парящие по определенной траектории. Мыши сбрасывают смертельные гуано. Часто встречаются, пожалуй, самые простые враги – змеи. Они также передвигаются по определенному шаблону. Самые же опасные существа – призраки. Музыкальная тема предупреждает игрока, что в области есть призрак. Существует оружие, которое можно использовать против призраков, однако есть несколько сложностей. Во-первых, оружие не дается по умолчанию, хотя встречается оно очень часто. Во-вторых, призрак должен быть виден на экране, а игрок быть абсолютно неподвижен. Последнее означает повышенную уязвимость перед элементами пещеры.
Хрупкий герой
Наиболее запоминающаяся особенность Spelunker – полная неспособность героя вынести любой урон. Некоторые способы умереть:
- Упасть с высоты, превышающей высоту прыжка;
- Быть отброшенным дальше, чем на высоту прыжка;
- Прикоснуться к любому врагу;
- Попасть под испражнения летучей мыши;
- Попасть под каплю воды;
- Стоять на расстоянии менее половины экрана от размещенной бомбы;
- Коснуться заостренной скалы.
Дополнительную проблему представляет то, что происходит после смерти. Игра без предупреждения возрождает героя в последнем «безопасном» месте. Там герой может в самом скором времени умереть снова.
В пещере часто встречаются веревки – одна из главных опасностей. В версиях для MSX и NES, когда герой держится за веревку, нужно сначала нажать кнопку направления, а затем прыгнуть. При падении герой может разбиться.
Наконец, на сложность Spelunker влияет дизайн уровней. Во многих ситуациях от игрока требуются точные действия, иначе герой погибнет.
Ностальгия в Японии
В последние годы среди японских геймеров возникла абсолютно необъяснимая волна ностальгии по Spelunker. Вокруг самой заметной лицензии по франшизе Spelunker, IREM начало разрастаться движение.
Spelunker дошла до Японии в декабре 1985 года, посредством релиза для Nintendo Famicom. Хотя игра продавалась хорошо, была и значительная негативная реакция. Многие игроки, раздраженные безумной сложностью, возвращали игру назад или продавали в магазины для бывших в употреблении игр. За годы версия под Famicom приобрела в Японии репутацию «игры из корзины»; часто в аналоге секонд-хенда для игр можно было найти десятки копий Spelunker. Возможно, из-за этой особенности многие игроки начали испытывать некое желание возвратиться к платформеру Spelunker, некогда доставившему им только раздражение.
Ностальгия по Spelunker наиболее выражена в японской интернет-культуре: аниме, фан-арт на форуме 2ch, музыкальные концерты, косплей, бесчисленные видео на сайте Nico Video (японском аналоге YouTube).
Сиквел
На TGS 2008 компания IREM анонсировала HD-версию Spelunker. Игра под названием Minna de Spelunker должна была выйти в 2009 году на PlayStation Network (PS3). Хотя обычно данную игру называют «ремейком», это не вполне корректно, поскольку в Spelunker HD нет ни одного уровня из оригинальной версии. Игра содержит «ретро»-режим с графикой в стиле NES-версии, но абсолютно новыми уровнями и элементами геймплея (например, онлайновый совместный режим).
Вслед за успехом Spelunker HD волна ностальгии усилилась. Компания From Software применила 3D-версию героя из Spelunker HD в качестве шаблона для настраиваемого героя своей экшн-ролевой игры 3D Dot Game Heroes.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.