Jumping Flash! – платформер от 1-го лица, первая часть одноименной серии. В 2007 году игра вышла повторно на PlayStation Network. Героем игры является робот-кролик Роббит, который ищет пропавшие реактивные капсулы, разбросанные антагонистом-астрофизиком Байроном Алохой. Роббит должен исследовать каждую секцию Кратерной планеты, чтобы добыть все капсулы, остановить Алоху и спасти мир от уничтожения. Игра была сделана в качестве демонстрации технологий консоли PlayStation и представлена в начале 1994 года под предварительным названием «Spring Man». Многое она заимствовала из движка игры Geograph Seal, другой разработки Exact для домашнего компьютера Sharp X68000.
Jumping Flash! считается предшественником или ранним примером 3D-графики в консольных играх. В целом, она была хорошо встречена критиками, получив похвалы за графику и уникальный платформенный 3D-геймплей; со временем, однако, игру затмили новые 3D-платформеры для консолей 5-го поколения. К игре вышло два сиквела: Jumping Flash! 2 и Robbit Mon Dieu. Несмотря на высокие оценки в свое время, и даже попадание в «топ-100 игр всех времен» от Next Generation через год после релиза, Мэтт Касамассина в 2007 году в IGN поставил игру на 3-е место среди самых недооцененных игр. В книге рекордов Гиннесса игра записана как «первая платформенная видеоигра в настоящем 3D».
Геймплей
Игрок видит мир от 1-го лица, может вращать камеру в любом направлении. Его персонаж, робот-кролик Роббит, может свободно перемещаться в трехмерном пространстве. Вверху экрана отображается оставшееся время, очки игрока, персонаж Кумагоро – сопутствующий Роббиту искусственный интеллект, дающий подсказки и предупреждения. В верхнем левом углу экрана отображаются собранные усиления. В верхнем правом углу находится радар, отображающий расположение объектов (врагов, усилений, капсул, вражеских ракет). Внизу, по бокам находится шкала здоровья, в центре – количество оставшихся жизней. Игрок начинает с 3 жизнями. Новая жизнь выдается после набора одного миллиона очков.
Геймплей основывается на прыжках Роббита. Роббит может до 3 раз подпрыгнуть в воздухе, благодаря чему может достигать предельных высот. В отличие от других платформенных игр, сохраняющих горизонтальный обзор при прыжке, Jumping Flash! при двойном или тройном прыжке качает камерой вниз, чтобы игрок увидел тень Роббита и мог легко приземлиться в желаемой точке. Игрок может стрелять из маломощного лазера с прицелом посреди экрана. Другим способом нанесения урона врагам являются различные фейерверки: вишневые бомбы, ракеты, римские свечи и спиннеры.
На каждом уровне действует лимит по времени, 10 минут, если он кончается, то игра завершается. Просрочив лимит, игрок теряет все жизни и предстает перед выбором продолжения или возврата к главному экрану. В каждом мире разбросаны усиления, представленные в виде рам картин; это морковки, увеличивающие здоровья Роббита, дополнительные жизни, остановка часов и заморозка движения на несколько секунд, песочные часы, увеличивающие оставшееся время, пилюли, дающие кратковременную невидимость. Враги варьируются от антропоморфных версий существ до роботов и растений.
Игра состоит из 6 миров, каждый мир состоит из 3 уровней, то есть всего нужно пройти 18 уровней. На каждом уровне надо собрать 4 реактивные капсулы. В финальном уровне каждого мира находится босс. Дизайны уровней варьируются от заснеженных гор до карнавалов. Большинство уровней – большие, открытые, также есть пара уровней с узким интерьером. Наличествуют бонусные уровни, состоящие из блоков и шаров; лопая шары, игрок получает монеты или усиления. На каждом пройденном уровне доступен режим прохождения на время (time attack).
Сюжет
Игра начинается на Кратерной планете. История связана с безумным астрофизиком Бароном Алохой, планирующим получить большую прибыль благодаря своему злому гению. С помощью машин Алоха снимает с планеты гигантские части земли, чтобы превратить их в частные курорты. Кроме того, он удаляет и прячет 12 реактивных капсул, двигавших каждый мир. Наблюдая за разрушениями, жители Кратерной планеты просят о помощи. Мэрия города Юниверсал отправляет на спасательную миссию одного из своих агентов, механического кролика Роббита. Роббит должен исследовать каждый мир, чтобы возвратить капсулы, остановить Алоху и предотвратить разрушение планеты. В конце игры Алоха бежит на свою родину, Маленький Муу, и обещает отомстить Роббиту.
В течение игры Алоха окружает себя существами, называемыми Муу. Муу – маленькие белые существа с 5 конечностями и миниатюрными пальмами на головах. Во многих игровых FMV-видео показываются Муу в японских тавернах стиля изакая, подсчитывающие свои потери от рук Роббита.
Разработка и релиз
Jumping Flash! была создана японскими компаниями Exact (Excellent Application Create Team) и Ultra. Первое известие про игру пришло в начале 1994 года. Тогда игра еще называлась «Spring Man» и служила демонстрацией технологий готовящейся к выходу консоли PlayStation. Sony Computer Entertainment надеялась, что Jumping Flash! создаст новую «платформенную звезду», столь же долгоиграющую, как Соник или Марио. Игра была основана на движке игры Geograph Seal – 3D-платформера для компьютера Sharp X68000, который Exact выпустила годом ранее. Увидев потенциал в игровом дизайне этой компьютерной игры, директор Sony по развлечениям в Японии, Кодзи Тада, организовал сотрудничество Exact и Ultra для разработки новой игры под PlayStation. Тада заменил директора игры Хироюки Саягусу, но сохранил весь ключевой персонал Exact, работавший над проектом.
Первоначальная разработка была разделена на 2 фазы. Exact разработала движок и геймплей игры; Ultra разработала сюжет и 3D-катсцены, создала персонажей, в том числе протагониста. Ultra видела необходимость отступления от «стереотипной научной фантастики», включающей привычных «космических рейнджеров» или двойных агентов в роли протагонистов. Чтобы игра выделялась среди платформеров, разработчики ввели динамичную камеру, которая автоматически смотрит вниз, на тень Роббита, при высоких прыжках. Jumping Flash! считалась первой игрой в платформенном жанре, сделанной в полностью трехмерной компьютерной графике. Музыку для игры сочинил японский композитор для видеоигр и аниме Такео Миратсу. Многие треки из игры, а также из Jumping Flash! 2, вошли в альбом Jumping Flash! 2 Original Soundtrack, композитором которого также является Миратсу.
Прием и наследие
Игру встретили хорошо. Критики хвалили уникальные инновации, продвинутую графику, геймплей и чистые текстуры. 4 журналиста в Electronic Gaming Monthly дали ей награду «Игра месяца», обратив внимание на выдающуюся графику и инновационный 3D-геймплей. Стиль игры назвали почти слащавым, но не отталкивающим. Major Mike в GamePro сказал, что игра, хоть и странно выглядит, обладает экшном, стратегией и некоторым юмором. Next Generation написал, что игра «серьезно переопределяет многие границы», отличаясь от прокручиваемых платформером видом от 1-го лица и исследуемыми трехмерными средами. Журнал назвал игру превосходной и дал оценку 5 с отметкой «революция». Maximum назвал игру одной из самых образных, играбельных, приятных и оригинальных для 5-го поколения консолей. Одновременно издание критиковало малую продолжительность игры и недостаток сложности. На легкость и краткость игры указал и Game Revolution.
В обзоре от 2007 года Грег Миллер в IGN критиковал устаревшую графику, обращая внимание на острые углы и неразборчивые цвета, а также назвал каждый аспект игры слабым, не выдержавшим испытание временем. Эндрю Юн в ретроспективном обзоре в Engadget похвалил геймплей и инновации, сказав, что «зернистая антикварная» графика не вредит живой атмосфере игры. Роб Фейхи в Eurogamer в 2007 году заявил, что игру можно назвать одним из самых важных предшественников всех 3D-платформеров. Альберт Ким в Entertainment Weekly говорил, что игра, возможно, была самой эйфорической сенсацией своего времени, называл вид от 1-го лица гипнотическим. Мэтт Торсон, создавший независимую игру TowerFall, похвалил Jumping Flash: «нечто в чувстве прыжков в трехмерном пространстве захватило мое детское воображение». 1UP.com назвал платформинг от 1-го лица из Jumping Flash предшественником Mirror's Edge.
Сиквелы
Так как игра была популярна, Sony сделала сиквелы. Игра Jumping Flash! 2, также разработанная в Exact, вышла на PlayStation через год во всем мире; она продолжила историю Роббита и Барона Алохи. Сиквел был встречен положительно. Другая игра, Robbit Mon Dieu, вышла на PlayStation в 1999 году только в Японии, и получила неоднозначные оценки. После слияния Exact со SCEI в 2000 году серия ушла в прошлое. В 2007 и 2009 году две первые игры повторно выпустили на PlayStation Network.