Я не буду говорить о том, что Макс Пейн, мол, вышел не тот, что там не та атмосфера, что была в первой части, что это не НУАР (понятия не имею, что такое «нуар», и меня уже настолько бесит это слово, что я даже гуглить его не стану…). Это все вещи глубоко интимные и спорить о них нет никакого смысла. Для меня тоже первый Макс - игра сильно значимая, да еще и первая на стационарном компе. И те эмоции, которые я испытывал при прохождении игры, невозможно передать словами. Или, вернее, очень сложно это сделать, и я просто боюсь, что мне не хватит ни красноречия, ни словарного запаса. Хотя нет! Эти эмоции можно выразить очень кратко, ярко, насыщенно, но предельно неинформативно, ибо весьма нецензурно…
Я хочу поговорить о вещах значительно более объективных и наглядных. О том, что именно отличает новую серию от старых двух, да и вообще о косяках в современных играх, которые уже настолько задолбали, что просто невозможно об этом молчать (почему, собственно, это все и пишется). Заодно хочется проверить, только я один такой долбанутый и эти вещи интересуют только меня, или это все видят, но почему-то молчат…
Говорить я буду о мелочах и только о мелочах. Во-первых, потому, что в основном исполнение нового Max Payne на высоте, во-вторых, что новая часть сумела-таки обрасти новыми достоинствами (в частности, физика и анимация – снимаю свою… где моя шляпа?!), в-третьих, потому как для меня Max Payne - это серия, внимательная к мелочам.
Но для начала вспомним, чем именно игра Max Payne отличалась от всех других игр, когда-либо выходивших в свет. И не просто отличалась, а чем была уникальна. Замедление времени реализовано в тысяче игр. Наверняка сегодня нет ни одной современной трехмерной игры, где бы хоть раз за игру не использовался эстонский режим. Повествование в виде комикса - было. Детализированная проработка оружия - было. Было уже все. Кроме одной вещи, отличающей две первые части игры от всех остальных: гильзы, остававшиеся лежать на протяжении всего уровня. Даже, вернее так: гильзы, пулевые отверстия и трупы. Понятное дело, что на самом деле оставалось не все. Но иллюзия всех деталей присутствовала. Только пересчитывая гильзы на земле, можно было понять, что это на самом деле фокус. Но всегда, из конца уровня пробежавшись в начало, мы могли лицезреть последствия всех своих действий в деталях. Следы от выстрелов, разорвавшихся гранат, коктейлей Молотова, валяющееся оружие, горы тел и гильзы! Мы всегда неповторимо разукрашивали локацию за локацией. Именно это отличало две первые части Максимки от всех других игр. И, как оказалось, от третьей части тоже. Мы лишились именно этой уникальности серии.
Теперь гильзы исчезают секунд через семь. Так недурно разбивающееся стекло пропадает. Осколки и ошметки зданий тоже исчезают на наших глазах. Если вдруг мы решим прогуляться к началу уровня, то внезапно наткнемся на запертую дверь, а в случае нашей смерти можем увидеть, что там, за дверью, вся локация уже чудесным образом регенерировала, трупы и разрушения исчезли.
В этом плане крайне удивительным для меня стало отсутствие технологии PhysX. Уж где-где, а в новом Максе я ждал именно её. Но, увы, не срослось... Но это ж не причина наплевать на детали! Помнится, в первой части серии разработчики из-за недостатка мощностей тогдашних ПК врисовывали некоторые разрушения прямо в текстуру сразу следом за анимацией. Помните, как рушилось стекло? Выглядит это сегодня достаточно убого, но сам факт подобной внимательности заслуживает уважения.
Отдельно затронем детализацию оружия в третьей части. Она очень крута! Проработка оружия радует глаз везде, за исключением пулемета на катере, на который разработчики почему-то положили болт. Отлично функционируют затворы во всех образцах (кроме, опять же, катерного пулемета), и это оооочень круто и, как всегда, мега-респект всем разработчикам, кто заморачивается на таких вещах. Вообще, это первый раз в серии наконец-таки реализовано на всех образцах оружия, а не как раннее, только в избранных экспонатах.
Также в третьей части впервые почти не облажались с количеством патронов в оружие. Только у беретты почему-то 16 патронов в магазине... При том, что патрон в стволе создателями просто не учитывался. И тут мы переходим к перезарядке... Почему каждый раз, когда мы перезаряжаем оружие, не израсходовав всю обойму, затвор отходит назад?! Не только у пистолетов, но и у автоматов. Сам отъезжает назад, идет смена магазина, потом затвор сам возвращается, а после Макс (видимо, для контроля) еще раз взводит затвор?! Это вообще что? Создать реалистичную модель оружия для того, чтобы облажаться с её применением?! Все это тем поразительнее, что остальные-то манипуляции сделаны грамотно. Ну так почему?! Why?!
К слову сказать, в первой части Max Payne был такой забавный глюк: если во время перезарядки отпрыгнуть в сторону, Макс снова начнет перезаряжать оружие сначала, то есть снова выбросит магазин из оружия; если отпрыгнуть в сторону еще, он опять выбросит магазины. Так можно было без конца прыгать и плодить целую кучу магазинов из неперезаряженных стволов. Во второй части этот глюк повторился в точности так же. А вот в третьей части этого глюка нет: как не прыгай, Макс умудряется перезарежаться в прыжках. Видимо возраст, опыт, лысина = +100500 к крутости. Но есть другой косяк: если во время перезарядки использовать обезболивающее – Макс выкинет магазин, примет обезболивающее и на перезарядку забьет, оружие останется пустым, но с новым, чудом появившимся магазином...
Но это все детали скорее забавные, бредовые, толком не влияющие на игровой процесс, просто раздражающие косяки. Но вот что действительно ужасно, так это измененная система баллистики (громковато сказано, но назовем её так).
Поначалу ничего не замечаешь, но через полчаса игры начинаешь задаваться вопросом: как так получается, что за одно замедление можно успеть снести бошки шести, семи врагам, в то время как их пули до тебя только начинают долетать?! Оказывается, в Max Payne 3 твои пули летят быстрее, чем пули врагов! Мало того, не просто быстрее, на самом деле даже так: твоя пуля еще не долетела, а враг уже убит, уже в его башке сияет здоровенная дыра, - а пуля еще летит. Уже появились дырки в стене, но ваши пули-то еще летят!!! Какого хрена?! Именно поэтому всех врагов вы убиваете ловкими хэдшотами. Ну и плюс, Макс одинаково метко стреляет и из снайперской винтовки, и из пистолета, пулемета - с любого расстояния. Именно это мне напомнило больше всего GTA 4, где из машины можно было стрелять на все 360 градусов, да и еще без малейшего разброса, всегда в цель! Именно эта особенность нового Максимки бесит больше всего. Она коренным образом меняет весь геймплей перестрелок. Пули врагов замедляются, а ваши нет! Очень интересно, как этот момент реализован в мультике.
Если вы считаете, что все это мелочи, и в сущности детали, не имеющие никакого отношения к самой игре, то говоря словами профессора Преображенского из известного фильма, вы мой кровный враг на всю жизнь! Почему разработчики, так сильно стремящиеся к максимальному реализму в одних вещах, допускают чуть ли не волшебство в других? Самый яркий пример подобного дебилизма - это исчезновение трупов в современных играх. Я еще могу понять, когда это происходит в консольных играх, но на ПК это очень бесит. Если вы так радеете за производительность - ну сделайте дополнительный пункт в настройках, касающийся трупов, следов от выстрелов, крови, гильз и так далее... Казалось, что с годами бред с пропадающими деталями должен как-то сам собой исчезнуть, что это пережиток времени, от недостатка мощностей. Но год от года выходят все новые и новые игры, которые производители называют такими реалистичными-реалистичными, и где мы постоянно встречаем одну и ту же хрень... Доколе?!
Конечно, для большинства неосведомленного народа такие детали глубоко по бубну, но для меня - просветленного эстетствующего задрота без этих вещей игра превращается в посредственную жвачку... И я только и делаю всю игру, что хочу поверить в происходящее на экране. Очень хочу, но не получается.
К слову говоря, то, что новый Макс может носить только три ствола максимум - это невероятный плюс. Да здравствует логика! Непонятным остается, откуда у него столько патронов и где он их прячет, но это все равно прорыв! Вот только он загублен к черту тем, что оружие кроме как уроном, не отличается больше ничем... Что одноручное, что двуручное - неважно! Макс с любого расстояния снесет башку любому боту. Разброс у всех стволов один и тот же. И это печалит меня сильно...
О субъективном… Помните, как выглядел прицел в прошлых сериях? Маленькая, чуть заметная точка в середине экрана, не меняющаяся никак… А теперь? Это не точка, а шнобель, изменяющийся в диаметре. Зачем менять то, что было идеально?
Эффект пламени, вырывающегося из стволов во время выстрела, мне показался тоже неубедительным. Особенно у двуручного оружия. Выглядит очень коряво. На мой взгляд, лучшей в этом плане частью была вторая, с её гипертрофированными, но очень эффектными вспышками. А в третьей особенно смешно выглядит эффект дробовика, заимствованный у одноручного оружия.
Почему я так дотошен и внимателен к мелким, казалось бы, деталям? Потому что именно из таких мелочей, из таких нюансов и строится атмосфера игры. Её дух, то, что заставляет меня верить происходящему на экране, погрузиться в сюжет. Ну согласитесь, что, если в чистом виде взять сюжеты самых любимых ваших игр и просто услышать их в качестве пересказа, прочесть или увидеть на экране... Скорее всего такой рассказ получится немного неправдоподобным… Да что уж там, в большинстве своем звучать будет как полная чушь! Бред не вполне здорового человека! Иногда достигающий такого уровня, что мозги сворачиваются в трубочку, хочется писать кипятком и носиться голышом по крышам своего родного города. Ну правда, вспомните хотя бы сюжет Metal Gear Solid.
Но, когда мы играем в это, когда мы постепенно погружаемся в увлекательное приключение, заманенные атмосферой, мы верим в трагичность Resident Evil, сочувствуем Сэму Фишеру, переживаем за Nero из Devil May Cry, поражаемся просторам Bioshock, страдаем вместе с Максом из-за утраты семьи... И это несмотря на то, что, если по-хорошему на все на это посмотреть, ну так, проснувшись с утра на свежую голову - Боже, какая же это все хрень!!!
Посмотрите на современные игры. Что их отличает? Именно мелочи. Маленькие детали. Детали, которые делают целые миры неповторимыми, увлекательными и любимыми. Тем обиднее за Макса. Ибо воистину проделана колоссальная работа, игра неплоха. Просто в ней слишком много вещей, которые попросту бесят.
Бесят пропадающие гильзы, косяки с перезарядкой, исчезающие разрушения, невозможность обыскивать что-либо (раньше мы могли тупо шмонать шкафчики, а ощущение свободы было на порядок выше). Я не питаю иллюзий: Max Payne всегда был просто коридорным шутером, но это психология. Когда вы бегаете и пытаетесь убить кого-нибудь - это одно, и совсем другое, когда вы занимаетесь поиском чего-нибудь полезного. Это два разных вида поведения (хотя да, я ж совсем забыл про комплекты сутенерского оружия Саддама Хусейна, разбросанные по уровням)). Бесит запоротая баллистика старых серий. И убогая лживая новая тоже бесит. Очень бесит! Бесит вечно дергающаяся камера во время видео, мелькающая камера во время убийства врагов. Вообще множество мелькающих сцен вкупе с уровнем на дискотеке, создает впечатление, что разработчики пытаются вызвать у нас эпилептический припадок, что хотят нашей смерти (хотя мелькающий коридор на дискотеке был прекрасен). Бесит тупой уровень с катерами! Не было, нет и не будет ничего более тупого в шутерах, чем стационарный пулемет!!! Даже если он на катере. Это почти так же тупо, как бегать по линии крови в замедленном времени. В первый раз это важно для атмосферы, но при перепрохождениях… Бесит, что видеоролики невозможно пропустить.
Вся эта откровенная лажа, состоящая из многочисленных мелочей и косяков, создает эффект, сравнимый с ситуацией, когда вы пришли в кино и смотрите довольно-таки неплохой фильм: дойдя до середины, вы для себя сделали уже множество допущений, которые вам таки позволили поверить в происходящее на экране; идет сцена разговора между двумя главными героями, и тут в верхней части экрана, чуть заметно, но весьма определенно появляется (!) микрофон! И все. Просмотр для вас загублен. Магия кино для вас закончена. Вы больше не в захватывающем приключении сказочного мира, а просто сидите в громадном шумном зале перед большим экраном, среди десятков таких же, как и вы обманутых людей. Из-за косяка, который ни режиссер, ни монтажист не посчитали существенным. А для зрителя фильм на этом закончился…
Вот именно так и с Max Payne 3. Главное же: многое в игре сделано очень хорошо, но увы… проклятый микрофон…
Всем удачи и хороших игр!
да и вообще с каких пор пейн стал игрой в которой главное реализм?Я того, что ты писал про первые части ни разу не заметил за прохождение.
Да и зачем бегать к началу уровня, тебе что сюжет не интересен?
Да и, действительно, разработчики современных игр всегда хвалятся своей современной графикой, проработкой текстур, механикой, но забывают о мелочах, как пропадания, испарения трупов и гильз (сейчас-то компьютер с такой ерундой точно может справиться без потери производительности).