Z – стратегия реального времени от британской компании Bitmap Brothers. В ней 2 армии роботов, красная и синяя, сражаются за завоевание разных планет.
Сиквел, Z: Steel Soldiers, вышел в 2001 году.
Сюжет
Игра открывается выстрелом Командира Зода в логотип Bitmap Brothers Logo. Выстрел сносит логотип с экрана. Тем временем, Корабль снабжения дрейфует в воздухе. Его обитатели, два робота Брэд и Аллан, просыпаются под радио зуммер. Роботы находят два новых сообщения от Командира Зода. В первом сообщении Зод рассказывает про свою доставку, опоздавшую на час; во втором он угрожает «надрать их красные задницы», если он узнает, что они расслабляются. Аллан и Брэд только возобновили свою миссию. Они ведут корабль очень неровно (при одном повороте сбивают название игры в открывающие титры, видные в космосе) и, наконец, прибывают к первому назначению. Миссия ведет их через 20 уровней на 5 планетах, в сражение с вражескими солдатами. Только после завоевания 5 планет начнется вечеринка.
После финального уровня Зод получает повышение до Верховного космического полковника. Зод и другие солдаты празднуют, выпивая много канистр ракетного топлива, а на следующее утро многие пустые канистры валяются на земле. Зод с Брэдом и Алланом забирается в корабль снабжения и решает показать им, как летать на космическом корабле. Зод использует корабль для осуществления акробатических трюков в космосе. Аллан, достав из ящика еще одну канистру с топливом, замечает на ней надпись «не встряхивать». Он встряхивает канистру и передает ее Зоду. Когда Зод открывает канистру, гремит взрыв, который разносит корабль. Брэда и Аллана выбрасывает, шляпу Зода видно летящей в глубоком космосе.
Геймплей
В отличие от традиционных стратегий реального времени (RTS), сбор ресурсов или строительство определенных структур не обязательны для создания армии; этот же принцип был введен игрой Nether Earth (1987), одной из предшественниц RTS. Регионы и структуры внутри границ, которые реально производят юнитов, захвачены движущимися войсками под свои флаги. Все, что нужно делать – удерживать приобретенную позицию в течение некоторого времени, пока юнит производится. Чем больше регионов под контролем игрока, тем меньше времени требуется. Более сильные юниты производятся больше.
Цель игры – устранить оппонента, захватив его командный Форт. Для этого нужно или послать юнита войти в форт, либо напрямую уничтожить форт. Альтернатива – уничтожить всех юнитов оппонента.
В начале каждой миссии каждая сторона получает контроль над своим Фортом и маленькой группой юнитов. Ряд беспилотных турелей и транспортных средств обычно разбросан по карте, и отправка роботов к ним позволит игроку добавить их к своей армии. Однако, назначенный робот останется в захваченном транспортном средстве в качестве пилота или стрелка, хотя его можно будет удалить от оружия, по сути, отделив его от отряда.
Игра значительно отличается от других игр своего типа: например, водители транспортных средств могут получать урон от вражеского огня, и если водитель будет уничтожен, машина будет управляться беспилотно, и ее сможет захватить та или иная сторона. Во время релиза отмечали, что Z более комплексная, интенсивная и сложная, чем другие игры того времени, вроде оригинальной Command & Conquer, где геймплей обыкновенно сводился к набегу на искусственный интеллект, не проявлявший должной агрессии. Кроме того, разные типы роботов вели себя по-разному. Юниты с более высоким уровнем интеллекта реже вылезали из танка, поскольку были вероятной мишенью.
Игра начинается с простых, симметричных уровней, где процессор начинает приблизительно с таким же аппаратным обеспечением, как игрок. Когда игра развивается, уровни становятся более комплексными, требуют больше навыков для контроля всех юнитов, а компьютер получает преимущество в стартовых юнитах. Например, в форте компьютера обычно значительно более сильные защитные турели. Кроме того, компьютер пользуется большим количеством логистических преимуществ. Бои происходят на нескольких планетах, по 4 миссии на каждой планете. Когда планета успешно захвачена, космический корабль перевозит армию роботов на другую планету.
Особенности
- Интуитивный интерфейс управления
- Детальная графика и анимация
- Много захватываемых зданий вроде фабрик, радаров и ремонтных инсталляций
- 6 типов роботов, 11 типов аппаратного обеспечения, от танков до артиллерии
- Более 30 минут анимированных катсцен с голосовым озвучиванием
- Условная музыкальная система, переводящая одну тему в другую для соответствия происходящему
- Быстрый, неистовый геймплей с поддержкой до 4 игроков по интернету или локальной сети
- Масштабирование и вращение спрайтов в реальном времени, работающее через автоматическое аппаратное масштабирование
Только в расширении:
- Улучшения искусственного интеллекта и баланса юнитов
- 3 уровня сложности и 3 настройки сложности
- Поддержка до 4 игроков в мультиплеере при одном диске (ZExpansionXP улучшает мультиплеерную поддержку)
- 35 одиночных карт, 25 карт для двух игроков, 15 карт для трех и четырех игроков
- Редактор мультиплеерных уровней
- Бонусный пакет тем Windows 95
Мир
Бой происходит на нескольких планетах, на каждой планете 4 миссии. Когда планета захвачена, космический корабль перемещает армию роботов на другую планету. Миры разделены на следующие типы:
- Пустыня: засушливая, открытая, со слабой растительностью среда, в которой у юнитов мало проблем со свободным перемещением. Проходя бои, игрок находит реки и острова. Некоторые территории контролируются через островные флаги.
- Вулканическая местность: гораздо более враждебная среда. Лава течет, как непроходимый барьер.
- Арктика: замороженный мир из снега и льда, покрытый ледниковыми скальными образованиями.
- Джунгли: зеленый мир грозных болот и непроходимых пропастей. Болотные крокодилы поедают роботов, болтающихся в грязи.
- Город: распадающийся индустриальный комплекс, где опасность лежит за каждым углом. Монстры в сточных системах, движущиеся в воде, поджидают роботов в засаде.
Юниты
- Гранты: самые слабые юниты, строятся быстрее всего. Оснащены винтовками, могут быть полезны для транспортных средств на случай, когда подстреливают водителя, чтобы у игрока были юниты для контроля транспортного средства. Гранаты значительно усиливают грантов. Чаще всего этим юнитам стоит предпочитать более сильных юнитов.
- Психи: умеренно сильны, медленные, но быстро строятся. Могут переносить скорострельные пулеметы и быстро устранять незащищенных грантов.
- Крепыши: сильные, имеют наилучшую броню. Не очень умны, носят ракетницы, сравнимые с танковыми турелями, но не могут устранять врагов из транспортных средств. Этих юнитов стоит держать в стороне, если хочется не уничтожать транспортные средства, а захватывать их.
- Снайперы: вооружены винтовкой, хорошо устраняют врагов в транспортных средствах и артиллерийских оружиях, более эффективны, чем гранаты. Очень умны.
- Пиротехники: дорогие, но эффективные, особенно против танков. Это юниты со средним умом, а по защищенности лишь немногим уступают крепышам.
- Лазеры: юниты, переносящие лазеры. Уязвимы из-за медленной перезарядки, однако, атакуют мощно. Не очень умны, строятся дольше всего.
Транспортные средства
Водителей можно расстреливать, оставшиеся без водителя машины можно захватывать.
- Джип: распространен в ранней части игры, потом обычно игнорируется ввиду наличия танков. Джипы перевозят пулеметы, быстры, могут уклоняться от гранат и устранять более слабых юнитов.
- Легкий танк: самая быстрая машина, легко убивает большие группы грантов, но может иметь проблемы с любым видом артиллерии или несколькими джипами. Легкий танк несложно захватить.
- Средний танк: быстрее тяжелого танка и медленнее легкого. Может быть предпочтительнее тяжелого, когда скоростью нельзя полностью пренебрегать.
- Тяжелый танк: мощная машина, но строится очень медленно. Хорошо защищена, обладает увеличенной дальнобойностью, поэтому эффективна почти против всего.
- Мобильная ракета: очень дорогая на фоне других машин. Долго строится, очень медленная, но представляет огромную угрозу. Может легко уничтожать артиллерию благодаря маневренности.
- Бронетранспортер: используется для перевозки и защиты роботов. Адаптируется под перевозимых юнитов. Вооружение бронетранспортера переменчиво.
- Кран: используется для ремонта уничтоженных зданий и мостов. Для использования отремонтированных фабрик сохраняется необходимость в машинах.
Артиллерия
Эффективность артиллерии базируется на уме юнита, управляющего ей.
- Гатлинг: пулемет Гатлинга скорострелен, но не переносит много урона; обычно его уничтожают даже самые слабые юниты.
- Турель: оружие с ракетами, способными уничтожить легкие танки. Быстрее гаубицы и ракет, более защищено, чем пулемет Гатлинга.
- Гаубица: превосходная дальнобойность и хороший урон. Медленно строится, слабее, чем турель, но обычно не подпускает юнитов достаточно близко для причинения урона. Очень медленная скорострельность может позволить юнитам подобраться близко для нанесения урона.
- Ракета: сильнее тяжелых танков, имеет хорошую как для артиллерии броню. Обычно равна мобильной ракете, но имеет недостаток – стационарность.
Оружие
Есть 6 типов оружий, некоторые типы могут использоваться разными юнитами.
- Винтовка: используется грантом и снайпером, роботам причиняет мало урона, но может быть эффективна в устранении водителей машин.
- Пулемет: благодаря повышенной скорострельности дает психам серьезное преимущество над юнитами с винтовками.
- Ракетница: оружие робота с наибольшим уроном, сравнимо только с турелями танков.
- Огнемет: хорошая скорострельность, одно из лучших оружий против танков, легко может устранять роботов.
- Лазер: самое мощное оружие робота, хорошими параметрами перезарядки и пробивания танков, имеет прицел.
- Граната: разбросанные по карте, гранаты – дальнобойное оружие, позволяющее слабым юнитам уничтожать скалы, здания и мосты, причинять серьезный урон танкам.
Структуры
В игре 8 видов структур.
Штаб-квартира: у крепости игрока может быть до 4 артиллерийских юнитов, расположенных в углах; если игрок уничтожает штаб-квартиру, послав внутрь юнита, игра автоматически завершается.
- Радар: после его захвата игрок видит всю карту. Если радар игрока уничтожен, ему не так просто отслеживать среду или врагов.
- Фабрика роботов: строит роботов и артиллерию, может быть уничтожена.
- Фабрика машин: строит машины, может быть уничтожена.
- Ремонтная фабрика: тут чинятся машины. Штраф за производство новых машин может быть высоким, поэтому полезно поддерживать юнитов в хорошем состоянии.
- Мост: используется юнитами для пересечения болот. Роботы могут передвигаться по болотам, но это потенциально опасно. Если мост уничтожен, машины или должны менять свой маршрут, или чинить сломанный мост, чтобы пересечь его.
- Скалы: выступают в роли барьера. Их можно уничтожить танками или роботами, оснащенными гранатами.
- Болото: может быть опасным, только роботы могут пересечь его. Есть шанс, что роботов съедят крокодилы.
Версии
Есть 2 главные версии для ПК: одна для MS-DOS под названием Z, другая для Windows 95 под названием Z 95 & Expansion (вносящая Зедитор и расширение с дополнительными уровнями от 20 до 35; все эти уровни параллельны, то есть 21-й уровень такой же, как 1-й, но с увеличенной картой и доступом ко всем юнитам). Для запуска первой версии на Windows XP нужен эмулятор DOSBox. Несовместимость Z 95 с Windows XP обойдена с помощью «Z Expansion XP», где отключены некоторые инструкции в исполняемом файле Z 95 и включен установщик, работающий под Windows XP.
Версии для PlayStation и Sega Saturn вышли в 1997 и 1998 году только в Европе.
Мобильная версия, разработанная Питером Харрапом и TickTock Games, вышла через KavCom в 2011 и 2012 году, сначала на iOS, затем на Android, Kindle и BlackBerry Playbook. Ремейк мобильной версии в 2012 году вышел на Mac, а 4 июля 2014 года был издан через Kiss Ltd и KavCom на Steam и GOG.com.
Кроме того, есть «Директорская версия» игры. Количество этих версий очень ограничено, большая их часть была куплена во времена релиза. Там только пара уровней и рейтинг «R» из-за голосов роботов.
Различия Z и Z 95
Игры отличаются мало. В расширении было добавлено несколько уровней. В Z 95 модифицированный интерфейс, версия Z DOS значительно медленнее, что отражается на геймплее. В Z 95 для улучшения баланса изменены некоторые параметры игры.
Прием
В GameSpot игру назвали «алкогольным, головорезным, пьяным, близким родственником Command & Conquer»; игру похвалили за доступность, сетевой мультиплеер, возможность пробиваться через мешающую местность. Журналист Next Generation написал, что Z выделяется среди стратегий реального времени отсутствием управления ресурсами, чем подчеркивает скорость реакции и чистую стратегию, а не экономику. По его мнению, Z недостает долговечности ближайшего конкурента, поскольку довольно мало миссий и одинаковые юниты на обеих сторонах. Журнал PC Zone написал: «Z – отличная стратегия, сложная, с массой фирменных забавных фишек Bitmap Bros». Computer Gaming World поставил игре 3.5/5: «отличная быстро-грязная версия Command & Conquer, урезанная ради скорости и играбельности».
Наследие
ZZone
В период без официальной поддержки игра выживала с помощью неофициального фанатского сайта ZZone. Фанаты создали исправления для поддержки Z95 на более современных системах, чем Windows 95.
Zod Engine
Zod Engine – активно разрабатываемый ремейк игры с открытым исходным кодом. Главная цель ремейка – сделать кросс-платформенный мультиплеерный код. Разработчики ремейка решили сделать одиночную игру лишь опцией мультиплеера. Сейчас Zod Engine содержит почти все элементы оригинальной игры и находится на бета-стадии. В июне 2011 года про ремейк написал журнал Linux Format.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.