Описание
Fez впервые продемонстрировали на фестивале 2008 Independent Games. Там игра получила награду за «изобразительное искусство» и была номинирована на две другие награды. Позже Фил Фиш (Phil Fish), главный автор Fez, глава Polytron, продолжил разработку, а затем и выпустил игру.
Разработка
В Indie Game: The Movie Фиш рассказывал о самостоятельной пятилетней борьбе за сохранение Polytron Corporation, происходившей после ухода ведущего звукового дизайнера Джейсона Дегрута (Jason DeGroot). Во время демонстрации игры на PAX Prime 2011 Фиш подал иск против бывшего бизнес-партнера, связанный с неурегулированными авторскими гонорарами. В ходе разработки Fez трижды подвергалась полному переделыванию из-за отсутствия финансирования. Дата релиза на Xbox – пятница, 13, 2012 – была выбрана специально, с иронией. На премьере Indie Game: The Movie Фиш заявил об отсутствии планов по релизу Fez на иных платформах, однако не исключил таковой возможности в случае удачных продаж.
Сюжет
Гомез получает письмо от загадочного человека с наглазной повязкой. В письме – просьба о встрече в городе отправителя. Человек прибывает на загадочном небесном кубе. Гомез внезапно приобретает способность к вращению двумерного мира, в котором он живет. Задача героя – собирать кубы и их аналоги, антикубы.
Геймплей
Игра является платформером с «головоломками» (так называемый puzzle-platformer). Основные элементы геймплея – пересечение карты, открытия, коллекционирование предметов. Гомез умеет ходить, прыгать, лазить, хвататься за выступы, толкать, подбирать и метать предметы. В начале игры он получает возможность вращения 2D-мира по вертикальной оси (Y), с шагом в 90 градусов. Таким образом, герою открывается, что окружающая среда трехмерна по своей природе. Несмотря на способность пересечения нескольких плоскостей, Гомез может двигаться и взаимодействовать только в рамках плоскости, связанной с игроком, и всегда переходит к основному слою, если имеет такую возможность. Например, он не может со стороны войти в дверной проем, равно как не может пройти в задний коридор, скрытый за объектом переднего плана. Попав в задний слой, Гомез становится тенью; кроме того, заглушается музыка.
У Гомеза нет шкалы здоровья. После смерти он возрождается на последней посещенной устойчивой платформе. Импульс движения сохраняется: если прыгнуть вправо, а затем повернуть мир на 180 градусов, Гомез продолжит движение уже влево. Но, если повернуть мир на 90 градусов, движение прекратится.
Собрать можно 64 куба: 32 золотых куба и 32 синих антикуба. Помимо целых кубов, можно находить их частицы. 8 частиц = 1 куб. Как правило, антикубы добывать сложнее, потому что для этого нужно решать головоломки, а не просто перемещаться по платформам. Некоторые головоломки включают расшифровку символов и следование инструкциям из расшифровки. Другие основаны на ритме: контроллер вибрирует в такт с тем или иным направлением вращения.
Достигнув конечного экрана, можно начать «Новую игру +», с возможностью просматривать мир от первого лица. Вид от первого лица необходим для прохождения некоторых головоломок. В «новой игре» появляется возможность летать, активируемая четырехкратным нажатием «вверх» и удержанием «A». После повторного прохождения, т.е. прохождения «новой игры», раскрывается опция стереоскопического 3D.
Окружающий мир
Мир Fez состоит из нескольких областей, на первый взгляд обыкновенных, однако иногда содержащих своеобразные физические параметры, выходящие за рамки способностей Гомеза. Например, некоторые карты до бесконечности, по циклу прокручиваются вверх и вниз, некоторые – телепорты, уносящие Гомеза вдаль.
Карта мира
Представляет собой запутанное, комплексное 3D-дерево с разветвлением локаций. Каждый уровень и комната являются отдельной «областью», представленной в виде шестиугольной клетки. Клетка, обозначающая уже исследованную область, содержит информацию о предметах и секретах, которые еще не найдены. Если все секреты данной области открыты, рамка клетки загорается золотисто-зеленым цветом.
Деформация (Варп)
В нескольких областях, «хабах» Fez, содержатся кубические ворота, связывающие разные части мира. Небольшие ворота переносят Гомеза к началу области, экономя время на возврат.
Угрозы
- Падение: упав с высоты более 8 блоков, под которыми нет воды, Гомез погибает. При этом высота прыжка со стартовой позиции не учитывается.
- Давление: определенные платформы передвигаются по вертикали. Если Гомез попадает между двух таких платформ, он погибает и возрождается на последней устойчивой платформе.
- Черные дыры: могут появляться в пространстве. При контакте с Гомезом засасывают его.
- Регенерирующие блоки: чтобы устранять определенные блоки, необходимы бомбы. Однако, если не уничтожить всю цепочку, блоки восстановятся и собьют Гомеза с платформы.
- Тотемы: препятствуют вольному вращению экрана. Чтобы получить доступ ко всем областям, необходимо воздействовать на сами тотемы.
- Вода: Гомез умеет плавать и выпрыгивать из воды, но опасная вода мгновенно убивает его.
Предметы и символы
В мире скрыто 4 артефакта: пишущий куб, считающий куб, том и череп. За исключением черепа, артефакты содержат глифы, используемые для дешифровки языка и цифр. В Fez имеется скрытый язык, числовая система и код; эти элементы выражаются посредством глифов.
Алфавит
Расшифровать алфавит проще всего, войдя в комнату, где красная лиса прыгает через лежащего на полу пса. Это отсылка к знаменитой англоязычной панграмме «quick brown fox jumps over the lazy dog». Кроме того, алфавит можно создать, составив, собственно, эту панграмму.
Цифры
Существует несколько способов выразить цифры. Цифры соотносятся с открытыми пространствами каждого квадрата. Единица эквивалентна открытому пространству на вершине квадрата. Двойка – открытое пространство в правой части квадрата. Тройка – пространство в нижней части. Четверка – пространство слева. Кроме того, например, тройку можно представить как квадрат с открытым пространством сверху и справа, т.е. как 1 + 2. Дальнейшие цифры выражаются более сложными комбинациями.
Код
Коды – это глифы, состоящие из тетрамино, символизирующих команды контроллера («вверх», «вниз» и др.). Если нажимать кнопки в правильной последовательности, можно раскрыть секреты.
Саундтрек
Приблизительно в 2009 году, музыку к игре сочинил канадский музыкант «6955», он же Джейсон Дегрут. Эти демо-треки были выложены на сайт Polytron. После релиза официального саундтрека страницу с данными треками удалили.
Официальный саундтрек сочинил и исполнил музыкант «Disasterpeace» (Рич Вриленд) из Сан-Франциско. Цифровой альбом, доступный на Bandcamp, вышел 20 апреля 2012 года.
- 1) Adventure, 3:18
- 2) Puzzle, 2:14
- 3) Beyond, 3:05
- 4) Progress, 4:16
- 5) Beacon, 2:33
- 6) Flow, 3:47
- 7) Formations, 2:20
- 8) Legend, 1:18
- 9) Compass, 2:43
- 10) Forgotten, 2:34
- 11) Sync, 2:19
- 12) Glitch, 3:25
- 13) Fear, 3:32
- 14) Spirit, 2:52
- 15) Nature, 4:10
- 16) Knowledge, 1:49
- 17) Death, 3:31
- 18) Memory, 1:16
- 19) Pressure, 4:00
- 20) Nocturne, 2:13
- 21) Age, 2:58
- 22) Majesty, 3:22
- 23) Continuum, 2:35
- 24) Home, 1:35
- 25) Reflection, 9:02
- 26) Love, 1:09
Трек «Continuum», проигрываемый в финальной кинематографической последовательности, включает аранжировку произведения Шопена – фортепианную прелюдию Op. 28 № 4 ми минор.
Ссылки
- Официальный сайт: http://polytroncorporation.com/?page_id=61
- Официальный саундтрек: http://disasterpeace.com/album/fez
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.