RuneScape, иногда называемая RuneScape 3 – фэнтезийная многопользовательская онлайновая ролевая игра (MMORPG) британской компании Jagex, впервые вышедшая в январе 2001 года. Изначально это была браузерная игра, построенная на языке программирования Java, но к 2016 году базис по большей части был переведен на самостоятельный клиент, написанный на C++. В игре было создано более 200 миллионов аккаунтов. В книгу рекордов Гиннесса игра попала как самая большая и самая обновляемая бесплатная MMORPG.
RuneScape происходит в мире Гилинора – средневековом фэнтезийном мире, разделенном на разные королевства, регионы и города. С помощью разных средств – ходьба, магические заклинания, чартерные корабли – игрок может путешествовать по Гилинору. В каждом регионе свои типы монстров, ресурсов, квестов. Игроки представлены в виде настраиваемых аватаров. В RuneScape нет линейной сюжетной линии, игроки ставят собственные цели. Игроки могут выбирать: вести бои с NPC-монстрами, выполнять квесты, повышать опыт в доступных навыках. Между собой игроки могут взаимодействовать посредством торговли, чатов, участия в мини-играх и активностях; некоторые из них состязательные или боевые по своей природе, некоторые требуют кооперативной игры.
Первая публичная версия RuneScape вышла в январе 2001 года в форме бета, а Jagex и владелец копирайта были сформированы позже в этом году. Популярность игры росла, и движок переписали и выпустили под названием RuneScape 2, а оригинальную версию игры переименовали в RuneScape Classic. Третья итерация игры, RuneScape 3, вышла в июле 2013 года. Old School RuneScape – отдельная старая версия игры от августа 2007 года – вышла в феврале 2013 года, сохранившись наряду с оригинальным клиентом. В 2018 году вышли мобильные версии игры для Android и iOS. 14 октября 2020 года RuneScape вышла на Steam и менее чем за месяц получила около 5,000 положительных отзывов.
Геймплей
Игрок начинает в уединенной области, где проходит обучение, знакомящее с самыми базовыми навыками игры. После обучения игрок получает доступ к учителям и советникам, находящихмся в городах; они могут дать игроку должную информацию про его навыки. Игрок задает свои цели и задачи. Он может развивать навыки, биться против монстров и других игроков, выполнять квесты. Игроки могут взаимодействовать посредством торговли, разговоров, участия в мини-играх.
Навыки
RuneScape содержит 28 навыков. 17 навыков доступны бесплатным игрокам, еще 11 навыков членам. Навыки позволяют осуществлять различную деятельность по взаимодействию с NPC, средой и другими игроками. Игрок получает очки опыта в навыке, который использует. Например, при добыче руды тренируются шахтерские навыки. Когда игрок накапливает достаточно очков опыта в навыке, его персонаж «повышается». Вместе с повышением навыка повышается способность добывать более качественные сырьевые материалы, производить более качественные продукты, так же как дается опыт при использовании новых способностей. Общий уровень навыков игрока частично символизирует статус игрока в игре. Подписчики с высоким общим уровнем могут появляться в списках лидеров. После достижения наивысшего возможного уровня в навыке члены могут купить специальную накидку, символизирующую их достижение.
Некоторые навыки, как то резка дерева и рыбалка, позволяют собирать сырьевые материалы, которые можно перерабатывать в предметы, полезные для других навыков, как то оперение и кулинария. Предметы, созданные игроком, можно использовать или продавать в магазины и другим игрокам. Другие навыки позволяют убивать определенных NPC, строить собственные дома, легче перемещаться по карте, красть у различных NPC, зажигать огни, готовить собственную еду, создать собственные зелья, изготовить рунные камни и оружие, высадить свои растения, охотиться на животных, совершать набеги на подземелья, призывать знакомых для помощи в бою и тренировки навыков.
Бой
RuneScape содержит боевую систему с частично реальным временем. Бой – важный аспект игры, позволяющий побеждать монстров, чтобы получить выпавшие предметы или выполнить квесты. Боевой уровень – индикатор силы игрока или NPC в бою. Для всех игроков этот уровень определяется применением математической формулы к их боевым навыкам. Игрок вступает в бой, нажимая на врага, затем бой автоматически происходит, пока оппонент или игрок не будет убит, или пока кто-то не отступает. Большинство оружия в игре – средневековые или фантастические, обладают разными сильными и слабыми сторонами. Игрок может вызывать знакомого на помощь в бою, использовать специальные атаки под названием «способности» для причинения урона, использовать зелья и навык Молитвы для боевых бонусов.
Бой подразделен на 3 главные категории: ближний, магический и дальний. Магические атаки сосредоточены на применении рунных камней, создающих заклинания, дальние атаки – на применении оружий типа стрел, дротиков и метательных ножей. Эти типы боя образуют «Боевой треугольник», работающий по принципу камня-ножниц-бумаги: ближние атаки лучше дальних, дальние атаки лучших магических, магические атаки лучше ближних, а два одинаковых стиля нейтральны относительно друг друга. Особенности боевого треугольника затрагивают и игроков, и NPC. Игрок не должен выбирать ни класс персонажа, ни определенную боевую категорию. Он может свободно чередовать или комбинировать 3 стиля боя, переключая оружие и броню.
Бой работает через систему жизненных очков. У каждого бойца есть максимальное количество жизненных очков, а если здоровье доходит до 0, персонаж умирает. Потерянные жизненные очки можно восстановить, поглощая определенную пищу или напитки, или же посредством способностей. Умерший игрок возрождается в точке возрождения, с восстановленными здоровьем и навыками; однако, он теряет все предметы, кроме трех избранных, а также определенные обычные предметы. После смерти остается могильный камень, за которым находятся все предметы игрока; могильный камень существует в течение ограниченного времени. Однако, есть ситуации, в которых после смерти утрачиваются все предметы.
В июне 2012 года игроков пригласила на бета-тест новой боевой системы «Эволюция боя», включающей фундаментальные изменения вроде изменения Боевого треугольника с целью уйти от предпочтительности ближних атак, замены специальных оружейных атак на способности, создающие ряд эффектов. Система вошла в игру с 20 ноября 2012 года. Бета-версия отдельной боевой системы «режим Наследия» была открыта 16 июня 2014 года, а в игру введена с 14 июля. Режим Наследия позволяет переключаться на боевую систему и интерфейс из версии до июня 2012 года.
Бой игроков против игроков (PvP)
PvP можно вести в определенных контролируемых мини-играх и в области, называемой Дикой местностью. На Дуэльной арене можно ставить деньги и предметы, а в других PvP-играх есть свои награды. В Дикой местности игрок может участвовать в боях с определенными диапазонами боевых уровней; если игрок убивает оппонента, он в награду получает его предметы.
До декабря 2007 года игроки шли в Дикую местность, чтобы сразиться с другими игроками в определенном диапазоне боевых уровней, надеясь убить их и получить их предметы. В декабре 2007 года Дикую местность изменили, чтобы игроки не могли передавать предметы за деньги реального мира. PvP бои удалили из Дикой местности и временно ограничили новыми мини-играми «Охотник за наживой» и «Клановые войны». Первую из этих мини-игр 6 мая 2009 года заменили на специальные «Миры наживы», в которой игроки находились в Дикой местности и могли получать определенные цели для убийства. 15 октября 2008 года ввели «PvP миры», где игроки могли вести бои в любой локации Гилинора, а 1 февраля 2011 года восстановили PvP бой в Дикой местности и удалили мини-игры «Миры наживы» и «PvP миры».
Взаимодействие с NPC
NPC (неигровые персонажи) населяют Гилинор. С некоторыми NPC, как то с владельцами магазинов и некоторыми квестовыми персонажами, нельзя вступать в бой. Однако, на большинство NPC можно нападать, как правило, они зовутся монстрами. Монстры варьируются от распространенных, низкоуровневых существ вроде куриц и гоблинов, до уникальных и куда более сильных, вроде Королевского черного дракона, Телоса и Вораго.
У большинства монстров есть свои силы и слабости, исключением являются определенные боссы, не имеющие определенных слабостей. Например, у демонов слабая защита от дальних атак, а металлические драконы отлично от них защищены. Слабость индивидуального монстра отображается в интерфейске над этой моделью, наряду с боевым уровнем и жизненными очками.
Монстры могут быть агрессивными или неагрессивными. Неагрессивные монстры игнорируют игрока, если на них не нападать, а агрессивные монстры могут атаковать всех игроков или только тех игроков, у которых боевые уровни ниже определенного уровня, в зависимости от обстоятельств или локации. От этого определенные области в Гилиноре могут быть опасными или затруднительными для игроков с низким боевым уровнем.
Взаимодействие игроков
Игроки могут взаимодействовать посредством торговли, разговоров, участия в мини-играх и активностях. Некоторые из них состязательные или боевые, некоторые требуют кооперативной или коллаборативной игры. Игроки могут торговать предметами и золотыми монетами – или между собой лично, или на большом автоматизированном рынке, называемом Великим Обменом.
В системе чата можно общаться между собой. Публичный чат транслирует текст игрокам в местной области на один сервер, текст появляется одновременно над головой говорящего и в окне сообщений. Дружеский чат транслирует текст только в окно сообщений для определенных игроков, подключенных к определенному каналу. У каждого Дружеского чата есть владелец, который может назначать различные ряды отдельным игрокам; ранги игроков определяют их способность исполнять административные задачи на канале. Клановый чат позволяет общаться членам клана посредством отдельного канала. Быстрый чат дает возможность выбора из списка предопределенных сообщений для Публичного, Кланового или Дружеского чата.
В RuneScape также входят независимые мини-игры, хотя большинство из них доступны только платным членам. Мини-игры проходят в определенных областях, обычно включают определенные игровые навыки, требуют от игроков сотрудничать или состязаться между собой. Примеры таких мини-игр – «Замковые войны», похожие на режим захвата флага, «Борьба с вредителями», сосредоточенная на бое мини-игра, «Кулак Гутикса», где один игрок (охотник) пытается остановить другого охотника (жертву), старающегося собрать из зарядов магический камень.
Квесты
Квесты – это серии задач с сюжетной линией, которую игрок может проходить по выбору. Часто в квестах есть требования вроде минимальных уровнях в определенных навыках, боевых уровнях, квестовых очках и/или выполнении других квестов. За выполнение квестов игроки получают различные награды, включая деньги, уникальные предметы, доступ к новым территориям, квестовые очки и/или повышение в опыте навыков. В некоторых квестах игроки должны действовать совместно, во многих квестах игроки вовлекаются в состязательный бой. Квесты группированы по категориям, основанным на требованиях и сложности. Когда игрок выполняет все квесты, становится возможным получить предмет «Накидка квестовых очков». Периодически добавляются новые квесты.
История и разработка
Эндрю Гауэр разработала RuneScape с помощью своего брата Пола Гауэра. Первоначально игра замышлялась как текстовый мультиплеерный онлайновый мир (MUD), но в ранней части разработки добавили графику, и игра перешла в ряды «графических MUD». В первой публичной версии игры использовали смесь 3D и 2D спрайтов. 4 января 2001 года вышла бета-версия, изначально управляемая из их родительского дома в Ноттингеме. В декабре 2001 года братья Гауэры и Констант Теддер сформировали Jagex для ведения деловых аспектов игры. В числе ранних инноваций Jagex разработала интерпретируемый предметно-ориентированный язык сценариев RuneScript, руководящий событиями на сервере RuneScape. В феврале 2002 года ввели ежемесячный сервис подписки, открывающий доступ к новым территориям, квестами и предметам, недоступным бесплатным пользователям.
Игра привлекала новых пользователей, Jagex стала планировать серьезные изменения. Разработчики переписали движок, создали новую версию игры с полностью 3D графикой, под названием RuneScape 2. Бета-версия RuneScape 2 вышла для платных подписчиков в тестовом периоде 1 декабря 2003 года, закончилась в марте 2004 года. После официального релиза RuneScape 2 переименовали в RuneScape, а старую версию сохранили рабочей под названием RuneScape Classic. К 12 января 2006 года Jagex в классической версии забанила за читерство более 5,000 аккаунтов. Для предотвращения читерства в классической версии закрыли создание новых аккаунтов, а доступ ограничили для тех, кто хотя бы раз сыграл между 3 августа 2005 года и 12 января 2006 года. Повторные открытия происходили в ноябре 2009 года, июне 2010 года и сентябре 2011 года.
Для поддержки бесплатного контента на игровом экране бесплатных серверов запустили рекламу в баннерах. Поскольку пользователи могли блокировать рекламу, Jagex ввела правило запрета блокировки рекламы. 13 июля 2006 года Jagex подписала эксклюзивный контакт по маркетингу и дистрибуции с WildTangent Games, который дал компании право заниматься рекламой в RuneScape и вокруг нее в США, распространять игру через сеть WildTangent Games Network; был достигнут охват 20 миллионов пользователей на ПК.
16 мая 2006 года Jagex обновила движок RuneScape, улучшив время загрузок и снизив требования к памяти. 1 июля 2008 года Jagex выпустила бета-версию режима «Высокая детализация» для членов, через две недели режим раскрыли для бесплатных игроков. Перед запуском Jagex заявила, что игра будет раскрыта на торговом шоу 2008 E3.
14 февраля 2007 года вышел германский перевод RuneScape, 11 декабря 2008 года последовал французский перевод, 24 июля 2009 года бразильский португальский, 25 апреля 2013 года латиноамериканский испанский. В интервью в мае 2008 года бывший глава Jagex Джефф Иддисон заявил: «Мы планируем пойти на Восток, на рынки Азии и восточной Европы. RuneScape не для Японии, но может сработать, например, в Малайзии. А Индия? Думаю, игру можно адаптировать в англоязычном индийском мире и для говорящих на индийском. Мы смотрим на все эти рынки индивидуально». 8 октября 2009 года игру запустили в Индии через игровой портал Zapak, 27 мая 2010 года во Франции и Германии через Bigpoint Games.
28 февраля 2012 года в игру ввели функцию «Визг фортуны», позволяющую выигрывать предметы на ежедневной основе, крутя колесо. 2 апреля 2012 года стало возможным тратить реальные деньги на дополнительные вращения – то есть появились микротранзакции. Глава Jagex Марк Герхард ранее назвал микротранзакции «теневым налогом», и обновление вызвало жалобы игроков, считавших, что их «предали» этим. В июле 2012 года Jagex сделала возможным покупать за реальные деньги «рунные монеты», применимые к косметическим наградам. 29 августа 2012 года Герхард ответил: «микротранзакции значительно поддерживают дальнейшую разработку, и хотя эти решения не обязательно популярны, они обеспечивают будущее игры». 4 февраля 2014 года «Визг фортуны» заменили «Охотником за сокровищами»: игроки получали ключи для открытия желаемых ящиков. 26 марта 2014 года Герхард анонсировал партнерство с рекламой Supersonic, позволяющей игрокам заработать рунные монеты путем просмотра рекламы.
30 августа 2012 года Герхард анонсировал разработку HTML5 версии RuneScape, позволяющей играть на планшетах и даже смарт-ТВ. 22 марта 2013 года вышло сообщение о новой версии игры, RuneScape 3, которая включает полностью настраиваемый пользовательский интерфейс и улучшенный звук. Эта версия вышла 22 июля 2013 года.
На RuneFest 2014 разработчики сообщили о создании нового клиента для замены версии HTML5, которая так и не вышла из-за проблем с производительностью. Новый клиент, NXT, содержал улучшения времен загрузки, новые графические эффекты и улучшенную производительность. Публичный релиз клиента произошел 18 апреля 2016 года.
23 мая 2018 года стало известно, что из-за накопления багов и несовместимости движка с современными инструментами поддержки, серверы RuneScape Classic будут закрыты с 6 августа 2018 года. 14 октября 2020 года RuneScape вышла на Steam.
Графика и звук
RuneScape можно запускать с разными уровнями графической детальности. Высокая детализация выглядит лучше, низкая детализация выглядит чище и снижает лаг. В RuneScape используется графический движок RuneTek 5, поддерживающий DirectX, OpenGL и консоли, графические эффекты вроде небесных ящиков, эффекта свечения (bloom), Z-буфферинг. Высокая детализация подключает аппаратное ускорение, может выполняться через Java OpenGL или DirectX.
RuneScape содержит систему кастомизации персонажа. Игровые персонажи – люди, но можно выбирать пол, прическу, цвет кожи, одежду и другие опции. На внешний вид персонажа влияет экипировка. Игрок может выражать эмоции посредством специальных анимаций, эмотов; часть из них стандартная, часть добывается через геймплей или выпускается в праздничных событиях. У оружий есть различные анимации.
В RuneScape есть оригинальная музыка и звуковые эффекты. Музыка подчеркивает культурные различия разных локаций, а фоновые звуки, вроде криков чаек, звучат в подходящих местах. В определенных территориях и ситуациях есть голосовое озвучивание. В обновлении RuneScape 3 появилась оркестровая музыка композитора Джеймса Ханнигана, записанная в Братиславе.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.