The Last of Us Part II – экшн-приключенческая игра американской компании Naughty Dog, происходящая через 5 лет после The Last of Us (2013). Игрок контролирует 19-летнюю Элли, которая ищет мести и вовлекается в конфликт между военизированными силами и сектой в пост-апокалиптическом США. В игре есть элементы ужастика с выживанием, она происходит от 3-го лица. Игрок может использовать огнестрельное оружие, импровизированное оружие, стелс, чтобы защищаться от врагов и каннибалистических существ, инфицированных мутировавшим штаммом гриба Кордицепс.
6-летняя разработка игры началась в 2014 году, вскоре после выхода The Last of Us Remastered. Нил Дракманн вернулся на роль креативного директора, Густаво Сантаолалла вернулся сочинить саундтрек. Игру анонсировали в декабре 2016 года и дважды откладывали, сначала для дальнейшей разработки, затем из-за логистических проблем, возникших после пандемии COVID-19.
Геймплей
The Last of Us Part II – экшн-приключенческий хоррор с выживанием, демонстрируемый от 3-го лица. Игрок может использовать огнестрельные оружия, луки, импровизированные оружия, стелс, чтобы защититься от враждебных людей и каннибальских существ, инфицированных мутировавшим штаммом гриба кордицепс. Геймплейные механики расширены относительно прошлой части, The Last of Us. Игровой персонаж может пересекать среду более открыто, достигать дающих преимущество возвышенных точек с помощью прыжков и подъемов – это возможно благодаря проворности Элли. Можно ползать ничком, чтобы избегать врагов. По ходу игры игроку могут помогать неигровые персонажи.
В игру возвращен режим Прослушивания, позволяющий находить врагов посредством усиленного слуха и восприятия пространства; это обостренное восприятие обозначается линиями, видимыми через стены и объекты. Кроме того, для обновления навыков в дереве навыков игрок может собирать добавки. Три главных ветви дерева – Выживание, Крафтинг и Стелс. Обновления выживания улучшают здоровье, дальность работы режима прослушивания, дистанцию броска. Обновления крафтинга делают возможными обновления контактных оружий, повышают скорость крафтинга, дают возможность сделать дымовую и оглушающую бомбы. Обновления стелса улучшают скорость передвижения ползком, ускоряют навыки стелса, раскрывают глушители для пистолетов. Введены сторожевые собаки, которые могут чувствовать запах игрока.
Сюжет
Большую часть цивилизации уничтожил мутировавший гриб кордицепс. Он превратил людей в агрессивных существ, известных как инфицированные. Через 5 лет Джоэл Миллер сопроводил подростка Элли, имеющую иммунитет, к госпиталю, которым руководит повстанческая армия «Светляки». Цель визита – разработка лекарства. Узнав, что Светляки собираются убить Элли, чтобы создать вакцину, Джоэл убивает хирургов и уходит с бессознательной Элли. Он лжет ей, что лекарство было невозможно сделать. Теперь живя в поселении в Джексоне в штате Вайоминг, Джоэл признается в вине перед своим братом Томми.
Абби ведет членов Фронта Освобождения Вашингтона (WLF) на окраину Джексона. Абби хочет отомстить Джоэлу, так как ее отец был «светляком», убитым им. Джоэл и Томми спасают Абби от инфицированных, она возвращает их к группе. Поняв, кто такой Джоэл, Абби стреляет в него. Элли и Дина отправляется на поиски братьев и находят укрытие в библиотеке. Там они целуются. На следующий день Элли прибывает в лагерь WLF и видит, как Абби забивает Джоэла до смерти.
Элли хочет мести, но в Джексоне недостает ресурсов для борьбы с WLF. Томми отправляется преследовать WLF в Сиэтл, Элли и Дина идут за ним. Элли и Дина убегают из засады WLF и узнают, что другой патруль WLF был убит сектой, известной как Серафиты. Они отступают в театр, где Элли сообщает Дине о своем иммунитете и узнает, что Дина беременна. На следующий день, когда Дина больна, Элли сама преследует Томми и встречает бывшего бойфренда Дины, Джессе, который сопровождает ее в Сиэтл.
Уходя от серафитов, Элли выслеживает другого члена WLF, Нору, до госпиталя. Посредством пыток Элли добывает у нее информацию. Поняв, что Нора бывший светляк, Элли вспоминает, как два года назад вернулась в госпиталь светляков и узнала правду. На следующий день Джессе уходит преследовать Томми, а Элли направляется в укрытие Абби в аквариуме. После борьбы Элли убивает союзников Абби, беременную Мел и Оуэна. В театре Элли, Дина, Джессе и Томми попадают в засаду Абби. Абби убивает Джессе и берет Томми в заложники.
Тремя днями раннее Абби узнает о пропаже Оуэна при изучении серафитов. Лидер WLF, Айзек, считает, что он мог сбежать, и планирует штурмовать поселение серафитов на острове. Ища Оуэна, Абби попадает в плен и видит, как серафиты дробят руку беглого серафита Яры. Их спасает младший брат Яры, Лев. В аквариуме Абби находит Оуэна. Он планирует уплыть в Санта Барбару, где, как он считает, Светляки производят перегруппировку.
Руку Яры нужно ампутировать, поэтому Абби и Лев добывают в госпитале медицинские припасы. Госпиталь захвачен инфицированными. Лев убегает в поселение серафитов, чтобы убедить свою мать уйти из секты. Абби и Яра преследуют его, отбиваясь от атаки Томми. В поселении они видят, что Лев был убит своей набожной матерью при акте самозащиты. WLF атакует поселение, Яра убивает Айзека и жертвует собой, чтобы обеспечить отступление Абби и Лева. Абби и Лев возвращаются в аквариум и видят, что Оуэн и Мел убиты. Они находят карту, ведущую к укрытию Элли в театре. Там Абби стреляет в Джессе и Томми, вступает в драку с Элли и Диной и оказывается сильнее их. По настоянию Лева, когда Элли сообщает, что Дина беременна, Абби щадит ее.
Проходит некоторое время. Элли и Дина живут на ферме, растят ребенка Дины. Элли страдает от посттравматического стресса. Когда Томми прибывает с информацией о местонахождении Абби, Элли собирается в Санта Барбару, чтобы убить ее, несмотря на уговоры Дины.
Абби и Лев прибывают в Санта Барбару, чтобы найти Светляков, но попадают в плен Раттлеров – бандитов, порабощающих выживших. Элли получает ранение в ловушке раттлеров, но убегает, спасает Абби и Лева, ослабленных неделями пыток. Угрожая убить Лева, Элли заставляет Абби вступить с ней в бой. Элли побеждает, но сохраняет Абби жизнь. Элли возвращается в дом на ферме и видит, что он пустой. Она играет на гитаре Джоэла, вспоминает свое обещание Джоэлу попытаться простить его, и уходит.
Разработка
Работа над The Last of Us Part II началась в 2014 году, вскоре после выхода The Last of Us Remastered. Нил Дракманн снова стал креативным директором и писателем; однако, на этот раз он написал историю совместно с Халли Гросс, которая руководила созданием повествования. Брюс Страли, директор оригинальной игры, покинул Naughty Dog в 2017 году. Энтони Ньюман и Курт Маргенау были выбраны игровыми директорами для Part II; Ньюман ранее был дизайнером контактного боя для The Last of Us, Маргенау игровым директором Uncharted: The Lost Legacy. Джош Шерр раньше работал писателем для всех игр серии Uncharted, кроме Uncharted 3: Drake's Deception, где был повествовательным дизайнером и дополнительным писателем. Густаво Сантаолалла вернулся для сочинения и исполнения саундтрека. Планы по мультиплееру были закрыты из-за того, что ресурсы перебросили на улучшение масштаба игры. Naughty Dog заявила, что The Last of Us Part II была самой долгой по разработке их игрой. Кроме того, в игру вернулся Томми.
Анонс Last of Us Part II состоялся на событии PlayStation Experience в декабре 2016 года. В первом трейлере представили Элли и Джоэла, чьи истории происходят через 5 лет после первой игры. Игрок контролирует 19-летнюю Элли, которая была играбельной в некоторых секциях первой игры, хотя главным игровым персонажем был Джоэл. Первая игра была посвящена любви, а вторая, по словам Дракманна, центрируется на ненависти. Дракманн предсказал, что игра может посеять разногласия, но «волнующим образом». Захват движений для игры стали осуществлять в 2017 году.
Вскоре после релиза The Lost Legacy в августе 2017 года, работа команды, делавшей эту игру, перешла в помощь в разработке Part II; таким образом, над второй частью стала трудиться вся студия. Второй трейлер игры вышел в октябре 2017 года в рамках Paris Games Week. В трейлере показали 4 новых персонажей: Яра, Лев, Эмили и безымянный женский персонаж. Дракманн заявил, что персонажи «очень важны для следующего путешествия Элли и Джоэла». Игра была показана на мероприятии Sony's E3 2018. Другой трейлер продемонстрировали на презентации State of Play, посвященной новым играм PlayStation, в сентябре 2019 года.
Согласно данным Джейсона Шрейера на Kotaku, который общался с анонимными сотрудниками Naughty Dog, разработка шла с большим скрипом. Шрейер намекнул, что разработка замедлилась из-за большой текучки кадров после разработки Uncharted 4, заявил, что некоторые разработчики втайне надеются, что Part II провалится, чтобы компания сделала выводы и прекратила культуру переработок. Разработчик получил 2 дополнительных недели на исправление багов.
В апреле 2020 года Бейкер подстегнул игроков отправиться в историю с открытым умом, раскрыл, что у Джоэла «центральная роль». Он сказал, что нет уверенности, что игрокам понравится история, но у игроков не будет «амбивалентного» восприятия истории.
4 мая стало известно, что игра полностью разработана, диски готовы к печати. Еще через два дня Naughty Dog выпустила сюжетный трейлер с Джоэлом и Элли после нападения на город Джексон.
Релиз
Last of Us Part II должна была выйти 21 февраля 2020 года, но в октябре 2019 года была отложена до 29 мая 2020 года. Sony анонсировала пять изданий: стандартное, специальное, коллекционное, цифровое люксовое и издание Элли. В разных изданиях – разные физические предметы, разные игровые предметы и раскрытые способности для игры. Также, был бонус для предварительного заказа игры.
2 апреля 2020 года Naughty Dog сообщила, что Last of Us Part II почти готова, но откладывается на неограниченное время из-за логистических проблем, вызванных пандемией COVID-19. 27 апреля Sony сообщила о новой дате релиза, 19 июня 2020 года. Игра вышла в указанный срок.
В день анонса, незадолго до самого анонса, в сеть утекло несколько видео с демонстрацией катсцен, сюжетных и геймплейных деталей. Дракманн написал, что ему обидно за фанатов и команду, посвятившую разработке несколько лет. Через несколько дней Sony заявила, что авторы утечки идентифицированы и не связаны ни с Sony, ни с Naughty Dog. По словам Шрейера, хакеры использовали слабость безопасности в прошлой игре Naughty Dog, чтобы проникнуть на серверы Naughty Dog.
Цензура
Last of Us Part 2 была запрещена в ОАЭ и Саудовской Аравии из-за наличия гомосексуальных персонажей. В японском релизе удалили сцену секса между Абби и Оуэном.
Прием
До релиза
Второй трейлер был принят хорошо, но его критиковали за насилие. Президент Sony Interactive Entertainment Europe Джим Райан выступил в защиту трейлера, сказав, что игра сделана взрослыми для взрослых. Дракманн объяснил: «Мы делаем игру про цикл насилия, мы заявляем про насильственные действия и их воздействие… идея в том, чтобы игрок почувствовал эффект некоторого насилия, которое причиняет сам».
В катсцене с презентации на 2018 E3 Элли целовала Дину. Игру похвалили за этот поцелуй – часто считается, что его сложно анимировать – за страстность и достоверность.
Отзывы критиков
На Metacritic через две недели после релиза игра имела средние баллы 94% (112 обзоров) и 50% (108867 оценок). Критики хвалили игру за улучшенный геймплей, графическую четкость, уровень актерской игры. Джонатон Дорнбуш в IGN назвал ее «шедевром, достойным предшественника, слоистой, эмоционально дробящей истории с стелсом и экшном, улучшенным относительно механик прошлой игры; игра находит время на тонкое исследование силы и хрупкости человеческого духа». Энди МакНамара из Game Informer написал: «лучшая повествовательная игра, в которую я когда-либо играл; сиквел, поднимающий повествование в видеоиграх на новые высоты». Кейти Клайн в NPR назвала игру «эмоциональными американскими горками», написала «Думаю, эта игра немного изменила меня лично. Она отлично дала осознать мелкие вещи в моей жизни, которые я считала само собой разумеющимися, вещи, которые ты не ценишь, пока они не будут навсегда оторваны». Калли Плагге в GameSpot написала: «Красивая и опустошающая игра. Чем больше я про нее думаю, тем больше ценю историю и персонажей как ее ядро».
Кристофер Берд в Washington Post написал: «Last of Us Part II – впечатляющее достижение, демонстрирующее, как видеоигра может совместить увлекательный геймплей, отличное окружающее повествование и вызывающую тревогу моральную сложность. Это игра не про зомби. Она про медитацию над потерей – не просто потерей жизни, но общества, семьи, индивидуальных способностей. И про попытку выйти из сводящего с ума горя». Эндрю Уэбстер в Verge написал: «Игра некомфортная и выматывающая, но что делает ее крутой… эти мрачные, волнующие моменты. Это не просто игра про насилие. Она показывает последствия насилия». Кеза МакДональд похвалила актеров, выступавших для захвата движений.
Некоторым журналистам не понравилось повествование и его попытки исследовать темы насилия и мести. Мадди Майерс в Polygon назвал игру «историей про персонажей, неспособных учиться или расти», неблагожелательно сравнил ее с играми прошлого десятилетия, пытавшимися обсуждать насильственные действия; он написал: «Если Naughty Dog заставляет тебя почувствовать себя достаточно плохо, возможно, в следующий раз ты не будешь делать… вещи, которые игра заставляет тебя делать?». Райли МакЛеод в Kotaku написал: «Однажды поздно ночью я поставил игру на паузу и спросил себя вслух: разработчики думают, что я глуп, если считают, что существование насилия ранее не приходило в мою голову»; он счел, что игра достигла меньше, чем прошлая часть. Роб Закни в Vice выразил такую мысль: «Игра плоха стилем Naughty Dog, который больше похож не на фирменный, а на смирительную рубашку»; он негативно оценил игру за неспособность истории погрузиться в персонажей «Никто даже не пересматривает свой поиск мести. Все одержимы местью». В Jeuxvideo.com посчитали, что персонажам вроде Джессе и Манни не хватает проработки.
Стейси Хенли в VG247 сообщила, что в трансгендерном сообществе есть недовольные образом Лева – трансгендерного мальчика. Критика была связана с тем, что иногда Лева называют по его старому имени, данному при рождении, и с тем, что Лева придумали писатели, не являющиеся трансгендерами. Хенли ответила, что захват движений для Лева был осуществлен с помощью трансгендерного мужского актера.
На Metacritic пользователи подвергли игру бомбардировке негативными оценками. Отмечалось, что бомбардировка началась вскоре после релиза, когда игроки еще не могли успеть пройти игру. Некоторые предположили, что негативные оценки были основаны на неполной информации из утечки сюжета. Комментаторы заметили, что во многих негативных обзорах есть жалобы на сюжет игры, особенно на проработку персонажей и сюжетные дыры. Другие заметили отзывы про игровые политики «воинов социальной справедливости» – некоторые ядовитые отзывы касались присутствия ЛГБТ-персонажей.
Через две недели после релиза игры Патриция Эрнандес написала в Polygon про накал атмосферы вокруг релиза игры. Было отмечено, что Sony от лица Naughty Dog лично связывалась по меньшей мере с одним журналистом, негативно оценившим игру, Робом Закни, чтобы он смягчил оценки. Кроме того, лица, вовлеченные в разработку игры, креативный директор Нил Дракманн и озвучивающий актер Трой Бейкер, атаковали через Twitter журналиста Джейсона Шрейера, рассказавшего про трудности разработки и сомнительную рабочую этику компании. Эрнандес заключила, что взгляд на журналистов как на предателей, которые не на стороне разработчиков, в сочетании с негативной реакцией игроков на контент игры, «не является плодотворной средой для честных обзоров или критических дискуссий, и это становится плохой услугой для самой игры».
Продажи
Количество предварительных заказов на Part II в Европе превысило таковые для Marvel's Spider-Man за три недели до соответствующих релизов. В Великобритании Part II стала наиболее продаваемой игрой для PlayStation 4 в течение дебютной недели, побив показатели прежнего рекордсмена, Uncharted 4: A Thief's End, более чем на 1%, а первой части – на 76%. В Японии игра была самой продаваемой в неделю релиза, было куплено 178,696 копий. Эти числа не учитывают цифровые продажи. За неделю во всем мире было продано более 4 миллионов копий, что стало рекордом для игр под PlayStation 4 – больше, чем 3,3 миллиона у Marvel's Spider-Man и 3,1 миллиона у God of War.
Премии
В 2017 году Last of Us Part II назвали «Самой ожидаемой игрой года» согласно читателям PlayStation Blog, «Самой ожидаемой игрой» на Golden Joystick Awards и Game Awards. В 2018 году аналогичную премию игра получила на Gamers' Choice Awards.
Игра крутая.
Почему только на плойку :(