Разработчики нового эксклюзива для актуальной консоли от Sony из Supermassive Games, несомненно, вдохновлялись проектами мастеров игр с моральным выбором из Telltale Games (The Walking Dead), Dontnod Entertainment (Life is Strange) и Quantic Dream (Beyond: Two Souls), вобрав в свой интерактивный триллер от третьего лица Until Dawn все лучшее, что было в играх данного жанра. Тут есть место и драме, и экшену, и моральному выбору, и неожиданным сюжетным поворотам в лучших традициях всех вышеперечисленных игр от других разработчиков, но Supermassive Games смогли сделать из всего этого нечто настолько достойное, что я просто не могу не поделиться впечатлениями от игры с вами, дорогие читатели.
Сюжет
В феврале 2014 года группа американских подростков из десяти человек отправляется на выходные в классический «домик в горах» с целью получения фана от молодых лет посредством банального «вписона». В силу того, что ребята все же молодые и американские, им взбредает в голову подшутить над одной из своих подруг по имени Ханна. Ханна шутки не понимает и в порыве страшнейшей обиды убегает в темный горный лес, где ее поджидают опасности такого масштаба, что говорить о них я просто не могу, дабы избежать спойлеров. Сестра Ханны, Бэт, долго не раздумывая, отправляется на поиски своей сестры, находит ее, и в результате некоторых стечений обстоятельств обе сестры трагически погибают.
Через год после событий, показанных в прологе, восемь из десяти оставшихся в живых друзей отправляются в злополучное место в горах, дабы снова отдохнуть, но делают это, откровенно говоря, нехотя и только потому, что брат погибших сестер, Джош, очень просит их о том, чтобы те приехали и поддержали товарища после такой серьезнейшей потери, подготовив для них целую программу развлечений, в рамках которых главные герои и сам Джош сталкиваются с ужасной мифической тайной заснеженных гор, несущей за собой только смерть.
Действующие лица
- Саманта — спортсменка, комсомолка и просто приятная глазу девушка, которая, как мне показалось, является не только лицом данной игры, но и, судя по концовке, ключевым персонажем.
- Крис — стереотипный умник в очках, которому раньше других удается раскусить тайну убийцы в маске. Самоотверженный, верный.
- Эшли — наивная, злопамятная девчонка. Может стать причиной гибели одного из персонажей, в силу своего характера.
- Майк — еще один ключевой персонаж, представляющий из себя типичного мачо, но, что поразительно, смелого и готового пойти в самые страшные места игры в одиночку.
- Мэтт — чернокожий «качок», особого интереса не представляет. Ревнивый, злопамятный.
- Эмили — азиатская хабалка с высоким уровнем ЧСВ, ведет себя достаточно гнилым образом на протяжении всей игры по отношению к своим друзьям.
- Джессика — типичная красотка-чирлидерша, беспокоящаяся из-за потери мобильного телефона на фоне ужасных событий. Еще один из персонажей, добавленных в игру для поддержания «стереотипщины».
- Джош — третий ключевой персонаж игры, преданный своим сестрам весельчак с некоторыми отклонениями в области головы.
Геймплей
Игра состоит из десяти глав, на протяжении которых появляется возможность управления каждым из восьми персонажей. Сам игровой процесс от подконтрольного персонажа особо не меняется, принося возможности изучения довольно-таки небольших локаций с целью поиска предметов, которые погружают игроков в историю таинственной гибели двух подруг в 2014 году и некоторых других событий, происходивших в горах в 1952 году.
Разумеется, в Until Dawn есть место и QTE, в рамках которых путем быстрого нажатия определенных клавиш появляется возможность стрелять, лазать по скалам, преодолевать различные препятствия и укрываться от противников. Специфика последнего основана не на простом нажатии какой-то клавиши вовремя, а на удержании геймпада неподвижно. Стоит отметить, что ближе к концу игры проигрыш QTE с удержанием геймпада на ровном месте может сказаться на жизни главных героев, поэтому я считаю данную особенность довольно-таки хардкорной.
Также в игре уделили особое внимание моральному выбору, который не только предоставляет возможность выбора вариантов ответа в диалогах, но и действий персонажей, от многих из которых зависит дальнейшее развитие сюжета и жизни протагонистов. Данную фишку разработчики назвали «эффектом бабочки», надпись о появлении которого появляется в верхнем левом углу экрана всякий раз, когда то или иное решение персонажа является ключевым и гарантированно принесет за собой последствия.
«Эффект бабочки»
Суть «эффекта бабочки» заключается в том, что некоторые последствия выбора, попадающего под этот эффект, могут нести за собой незамедлительные последствия, а иные могут аукнуться лишь спустя несколько глав. Долгосрочный эффект бабочки или же незамедлительный попался вам, придется понять методом проб и ошибок, так как многие последствия возникают настолько неожиданно, что голова идет кругом.
Пример одного из быстродействующих решений в рамках «эффекта бабочки»:
В игре есть эпизод с Мэттом и Эмили, когда парочка поднимается вглубь гор, дабы передать сообщение спасателям с радиовышки. Так вот, по пути на персонажей не то чтобы нападает, но ведет себя довольно-таки агрессивно стадо оленей. В этот момент, играя за Мэтта, есть возможность ударить одного из оленей топором, сделав это, Мэтта атакуют животные, в результате чего он падает с обрыва и разбивается насмерть. В том случае, если оленя не бить, Мэтт и Эмили спокойно проходят сквозь стадо оленей без потерь, если нервные клетки не считать.
Локации, атмосфера и звуковое сопровождение
Локаций в игре не так уж и много, но все они проработаны довольно-таки детально, а отличились, несомненно, эпизоды в темных, заброшенных шахтах и психиатрической лечебнице, где персонажам постоянно приходится использовать осветительные приборы и факелы, дабы хоть что-то разглядеть. Шорохи, звуки кричащих существ, резкие звуковые перепады — все это нагнетает атмосферу истинного ужаса, а неожиданно появляющиеся объекты по типу скримеров заставляют строить кирпичный завод на протяжении всей игры. Также стоит упомянуть камеру из классических игр серии Resident Evil, которая преподносит ракурсы, акцентирующие внимание не на персонажах, а на объектах интерьера. Конечно же, отдельный плюс заслуживает сам сеттинг зимних отпускных гор, в которые многие отправляются с целью катания на лыжах. Падающий снег и очевидная минусовая температура вносят в игру некий ледяной шарм.
Графика
Общая картинка замечательна. Пейзажи локаций, освещение и тени выглядят вполне достойно, но главной фишкой является лицевая анимация главных героев. В игру даже добавили специальную функцию, которая предусматривает переход камеры крупным планом на лицо подконтрольного персонажа, если не трогать стики геймпада в течение нескольких секунд, дабы разглядеть все мимические морщины в деталях, покрутить головой и сделать несколько впечатляющих скриншотов. Посему видно, что разработчики гордятся данным визуальным достоинством игры и при любой возможности стараются ей покрасоваться. Не зря создатели игры в виде бонуса за прохождение одной из глав добавили специальное видео, в котором показаны все актеры, с лиц которых и делали захват анимации. Сходство просто поразительное. Анимация же движений самих моделей протагонистов оставляет желать лучшего, тем не менее, топорность не критична.
Локализация
Голоса действующих лиц придутся по вкусу всем тем, кто играл в другие эксклюзивы c PlayStation 3 и PlayStation 4 вроде «The Last of Us», так как актерский состав практически не сменился. Фальши стало меньше, но вот сам дубляж за анимацией губ немного запаздывает и, откровенно говоря, уж слишком надоело слово «охренеть», которое протагонисты произносят около сотни раз на протяжении десятичасового прохождения.
Итог
Поскольку игра все-таки называется «До рассвета» в дословном переводе или «Дожить до рассвета» в русской локализации, ее основной сутью в итоге становится то, кто же из действующих лиц останется к финалу в живых. После первого прохождения в живых у меня остались всего два человека — Саманта и Крис, которые, кстати говоря, мне очень понравились своими характерами. Тем не менее, к третьему прохождению мне все же удалось сохранить жизни всем персонажам, благодаря методу проб и ошибок. И главное все же в том, что каждое новое прохождение данной игры интересно не менее, чем предыдущее, что, в свою очередь, является неоспоримым успехом для игры в данном жанре.
Моя оценка, несомненно, десять «эффектов бабочки» из десяти за неожиданный переход от банального триллера к действительно страшному хоррору по мере прохождения, за потрясающую лицевую анимацию протагонистов и, конечно же, за сам «эффект бабочки», благодаря которому игру хочется перепроходить снова и снова.
Как фанат Telltale Games, заявляю, что разработчикам следует начать беспокоиться за судьбу своих игр, поскольку Until Dawn показывает, что моральные выборы могут действительно влиять на последствия не только «где-то там, в пятом эпизоде», но и «здесь и сейчас».
Стоит ли покупать PlayStation 4 ради этой игры? Однозначно стоит, но только в том случае, если вы являетесь поклонниками Тэйлов, Квантиков или Life is Strange, поскольку Until Dawn, на мой взгляд, является лучшей игрой в жанре интерактивного кино.
Тебе сложно что ли сказать?! А?!
Игра в своем жанре действительно чуть ли не лучшая, но при этом минусов она не лишена явно. Сюжет интересен только в середине (4-7 главы), ибо начало - это скримеры с животными, а конец - это мистическая околесица. Абсолютная неадекватность персонажей, которые не имеют внятной предыстории, а только раскрываются нашими действиями. Из всех персонажей более или менее адекватна только Сэм (и то ее планы в стиле "Давайте разделимся" умом не блещут).
Ужастиком эту игру назвать язык не поворачивается из-за клише на каждом шагу, что одновременно и плюс и минус. Плюс, потому что большую часть игры персонажи ходят по парам, и каждая их история отсылается на разные фильмы. Минус, потому что это уже не интересно. И не страшно.
Дубляж ужасен. Сони приглашают хороших актеров, а из-за нашего дубляжа этого не оценить. Он и сам по себе очень очень очень плох.
Графика иногда очень крута, а иногда уровня второго Анчартед (дрейкфэйс).
Я бы от себя поставил 8.5/10, но из-за дичайшего бреда в конце игры снижу до 6. Ибо это меня вынесло. Даже действительно потрясающее влияние на жизни персонажей не спасает эту игру от "потрясающего" сюжета.
Лично я испугался когда в начале у меня Джессику через окно забрали, на паре скримеров в начале и при первых появлениях индиго. Потом просто скримеры уже не пугают, а угнетающая атмосфера теряется когда понимаешь с чем имеешь дело.
Атмосфера угнетает до самого конца, даже когда за шизика Джоша в шахтах играешь. В шахтах, вообще, мне всегда крайне некомфортно было, особенно после того, как у знал о тех, кто там "ошивается".
Смешно.
На большее этот примат не способен;)
Ты пытаешься справиться с QTE, а тут неожиданно выскакивает какая-нибудь хренота и убивает тебя, это действительно стремно. Лежа с пивасом на пузе и чипосами в зубах перед монитором этого не понять и не почувствовать.
Я мистер Мисикс, посмотрите на меня!