“В каждом миге таится прошлое, настоящее и будущее. В каждом мгновении — вечность.”
Если что-то и могло сравниться по уровню ожидания с GTA V на ПК, так это Ведьмак 3. И неспроста - польская студия CD Projekt Red благодаря первым двум частям доказала всем, что способна делать превосходные игры. А громкие обещания по поводу заключительной части трилогии только подогревали интерес к игре. Нам обещали ни много, ни мало, а одну из лучших рпг игр. И… и они это сделали. Собственно на вашем месте, если вы конечно какого-то чёрта до сих пор не прошли её, я бы даже не стал читать обзор, а просто ломанулся покупать игру и погружаться в её чудесный мир, ведь этот мир получился настолько хорош, что его лучше один раз увидеть самому, чем сто раз услышать. Но коль скоро вы решили всё-таки сперва ещё раз услышать, то я постараюсь максимально точно объяснить, чем же игра так хороша.
“Но знаешь, когда сказки перестают быть сказками? Как только в них начинают верить.”
Собственно, рассказать что-то, чего многие и так не знают, будет довольно-таки сложно, но я всё же постараюсь. Хотя начну всё-таки с вещей довольно-таки очевидных, ведь они же и являются главными достоинствами игры, а именно сюжет и мир. Для меня, как для фаната серии книг Анджея Сапковского, анонс в уже далеком 2005 году игры по вселенной Ведьмака был своего рода откровением, ведь сама история в книгах была закончена очень неоднозначно и оставила немало вопросов. Таким образом первая часть Ведьмака стала первой моей игрой, за которой я следил с самого анонса и чем больше я видел, тем больше мне нравилось. Сама игра получилась прекрасной и стало ясно, что и поляки могут сделать шедевр. Дальше была вторая часть, которая логично продолжила сюжет, начатый в первой, ну и, наконец-то, спустя 10 лет всё пришло к закономерной развязке.
История наша происходит в разгар очередной войны между Нильфгаардом и Северными Королевствами, ослабленными междуусобицами и последствиями убийств королей, случившимися во время второй части игры. Герой наш, как и прежде, ведьмак по имени Геральт из Ривии. Как мы помним, в итоге он вернул память, вспомнил что их связывало с черноволосой волшебницей Йеннифер из Венгерберга, вспомнил о Цири, о событиях, которые предшествовали потере памяти, а вместе с памятью пришла и цель: найти Йеннифер. Само собой наш ведьмак не был бы самим собой, если б такая простая цель не обернулась непредвиденными сложностями, которые как обычно приводят к тому, что наш герой оказывается впутан в сложнейшие интриги между государствами. И тут уже придется выбирать, выбирать ли чью-то сторону или, как и прежде, стараться хранить нейтралитет, ведь призвание ведьмаков - охотиться на чудовищ, а не решать судьбы народов. Хотя отчаянные времена требуют отчаянных мер, но в итоге решать вам.
“Существуют просто Зло и Большое Зло, а за ними обоими в тени прячется Очень Большое Зло. Очень Большое Зло, Геральт, это такое, которого ты и представить себе не можешь, даже если думаешь, будто уже ничто не в состоянии тебя удивить. И знаешь, Геральт, порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: «Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше»”
Характерной чертой всей серии этих игр является необходимость выбора и его (выбора) последствия. В этой же части сам механизм последствий отработан до совершенства. Зачастую даже незначительная фраза может оказаться началом цепочки событий, которые в итоге приведут к совершенно неожиданным, а возможно и к трагичным последствиям. Решили погеройствовать и вступиться за незнакомца? Он может быть в благодарность вас наградит, а может оказаться тем ещё гадом, которого в итоге придется убить, приложив для этого немало усилий. В принципе, для серии ведьмака это не новшество, но в третьей части механизм морального выбора “отшлифован” до блеска, и иной раз подкидывает такие дилеммы, что приходится не на шутку задумываться, выбирая то зло, которое кажется лучше, ведь жизнь не всегда заставляет выбирать нас из “правильного” и “неправильного”. Короче говоря, моральный выбор в этой игре является основополагающей конструкцией.
Впрочем, это не единственное, чем запоминается сюжет в игре. Помимо основной сюжетной линии, которая целенаправленно ведет нашего героя к объединению с близкими людьми и обретению настоящей свободы, нам будет открыт огромный (и это действительно ОГРОМНЫЙ) мир, населенный самыми разными людьми (и не только). В нём нам всегда найдется чем заняться, и иное незначительное поручение выльется в свою запоминающуюся историю, которая даст фору иной самостоятельной игре. А главное во всём этом - разнообразие и продуманность. Даже обычные “найди-принеси” задания в Ведьмаке наделены интересной историей, пускай подчас и совсем коротенькой.
Помимо этого, достоинством можно назвать и многочисленных персонажей игры, которые немало позабавят нас замечательными диалогами. Здесь мы встретим очень и очень многих знакомых Геральта по книгам и предыдущим частям, а также заведём немало новых приятных (и не очень) знакомств. Лично для меня особенно приятно было взглянуть на повзрослевшую Цириллу, императора Нильфгаарда Эмгыра вар Эмрейса, друида Мышовура, ну и конечно же прекрасную сумасбродную Йеннефер.
Вообще с точки зрения сюжета игра максимально достоверно переплетается с книжным первоисточником. Как и там, окружающий нас мир жесток и беспринципен, а человек, которому мы только что помогли, спустя мгновение будет нас гнать с презрением, а то и нож в спину постараются воткнуть.
И это хорошо, потому что мир, который окружает нас, хоть и суров, но всё же прекрасен. И в этом заслуга всей команды: с одной стороны сценаристы наделили это всё историей и смыслом, можно сказать вселили душу, но без работы дизайнеров и самих разработчиков игры все равно всё было бы неполным, а здесь и они постарались на славу. Нас будут окружать потрясающие и разнообразные пейзажи, от которых буквально захватывает дух. Поверьте мне (хотя лучше не верьте и убедитесь сами), первые ваши закат и восход вы запомните навсегда, как впрочем и иные капризы природы, будь то гроза, или шквальный ветер, гнущий деревья до земли, ведь, как говорится, “у природы нет плохой погоды”. А ведь нам доведется осмотреть и совсем иные миры, которые по-своему прекрасны. Правда я здесь немного лукавлю (совсем чуть-чуть). Чтоб насладиться всей красотой местной природы, придется сперва найти место, где не будут висеть дезертиры, или лежать трупы солдат. И это хорошо, если это будут просто тела, ведь смерть притягивает всяческую нечисть, которая будет не прочь полакомиться любым встречным.
"Ходят гули у дороги, съели руки, съели ноги. Скоро им жратвы не хватит. Так что ты смотри, приятель!”
Хотя не скажу, что её порадует попытка насладиться вкусом нашего героя, ведь его работа - убивать нечисть, и будет несправедливо не признать его успехов в этой сфере. Как известно, ведьмаки - магически (и генетически) модифицированные люди, которые были намеренно созданы, для убийства всякого рода страховидлов: они намного быстрее, сильнее и выносливей обычных людей, обладают при этом небольшим магическим потенциалом, иммунитетом к болезням и большой устойчивостью к химикатам, что позволяет им относительно безвредно потреблять чрезмерно токсичные зелья, которые усиливают их и без того потрясающие физические данные. Кроме того, ведьмаков с малых лет учат науке борьбы с чудищами. И не сказать, что наука пройдет даром, ведь для борьбы с разными врагами требуется разная тактика, что делает игру ещё более разнообразной, ведь здесь действительно тактика боя против разных противников существенно отличается. Да и не только в боях дело - жизнь ведьмаков в третьей части проработана до мельчайших подробностей - уход за оружием, выбор зелий специально под каждый бой, сбор информации (ооо, это просто великолепно сделано), планирование охоты и только затем непосредственно бой. Всё спланировано, как и должно быть у профессионала. Не знаю как для других, а для меня вопрос аутентичности очень важен, и я крайне благодарен разработчикам за такую доскональную проработку ведьмачьего быта.
“Убийство — всегда убийство, независимо от мотивов и обстоятельств.”
Да и не только быта. Боевая система была тоже неплохо проработана. Из неё исключили элементы, которые создавали дисбаланс, и теперь (по крайней мере на высшем уровне сложности) даже бой 1 на 1 требует внимательности, а при менее равных вариантах игра перестает прощать ошибки, хотя если быть до конца честным, то это только до высоких уровней и качественного снаряжения, добившись которого наш герой становится значительно сильнее большей части врагов, что впрочем не умаляет достоинств баланса, ведь добиться этих самых высот будет ой как непросто.
“…иметь миллион и не иметь миллиона — это вместе два миллиона…”
А непросто это не в последнюю очередь из-за того, что, согласно канонам вселенной, наш герой живёт отнюдь небогато, и будет ещё менее богато жить, если мы будем поступать по совести, а не ради выгоды. Поэтому ради заработка придется усердно работать: выполнять всяческие заказы на чудовищ, которые в изобилии водятся в охваченных пламенем войны городах и сёлах, выполнять просьбы богатых и влиятельных людей, искать клады, участвовать в кулачных боях, скачках, ну и (а чем чёрт не шутит) играть в карты.
Кстати говоря, в Ведьмаке просто потрясающая мини-игра в карты. А если быть точным, то полноценная коллекционная карточная игра, которая сделана настолько хорошо, что могла бы стать вообще отдельной игрой, при том довольно интересной, но, благодаря серьезному подходу к качеству со стороны польских разработчиков, она стала ещё одной причиной, чтоб любить ведьмака.
“Доказательства можно сфабриковать, действия и их мотивы можно интерпретировать. Но существующих фактов не изменит ничто.”
Нельзя, конечно, сказать, что всё в игре абсолютно идеально, но недочёты уже такие мелкие, особенно после серии патчей, что даже стыдно про них говорить. Упомяну разве что топорное решение о сведении озвучки в диалогах, результатом которого стала так нелюбимая многими манера персонажей постоянно менять темп речи: то тараторят, что не разобрать не слова, то тянут слова, как будто пьяные. И это тем сильнее заметно, что сама локализация была бы очень даже неплоха.
Хотя, есть конечно и чисто субъективный недочёт. Закончив игру, ты понимаешь, что это конец. Конец истории Геральта из Ривии. Можно конечно неоднократно возвращаться к нему, но это уже будут просто новые грани знакомой истории, а не что-то совершенно новое, и именно поэтому, посмотрев последние титры, осталась лёгкая тоска по всем этим чудесным моментам, которые были пережиты вместе с героями этого замечательного мира.
“…только когда умрут и исчезнут понятия воли и подчинения, приказа и послушания, хозяина и подчинённого, будет достигнуто единение. Общность, слияние в единое целое. Взаимопроникновение. А когда такое наступит, смерть перестанет что-либо значить.”
Впрочем, даже для меня есть лучик света - ведь среди огромной массы мелких дополнений, выпущенных командой разработчиков совершенно бесплатно, есть замечательный инструмент для создания пользовательских модификаций, а значит есть надежда на неугомонных мододелов, стараниями которых мы можем увидеть какие-то новые истории. Ну и не стоит забывать о грядущих крупных дополнениях, которые дополнят историю дополнительными 30 часами, кроме основной сотни с лишним. Поэтому, видимо, ещё слишком рано для сентиментов и мы ещё увидим что-то новое в этой, без преувеличения, шедевральной игре. А значит: “Шевелись, Плотва”
Хотя этот, я думаю, ты можешь попробовать прочитать. Думаю что он не так плох
Грамотно, лаконично, интересно, а главное то, что игра действительно получилась великолепной.
Респект и + тебе в карму.
В Ведьмаке мне не встречалось больше двух-трёх багов, и то мелких.
Если уж на то пошло, я играть начал сразу после выхода и описанных тобой багов я не встречал. Мои претензии были только к инвентарю.
Слышал, кстати, инфу, что прожекты уже в раздумьях над продолжением, мне кажется, без Геральта - спорная затея. Ты что об этом думаешь?
Я мистер Мисикс, посмотрите на меня!