Многие разработчики на постсоветском пространстве давно пытаются сделать свой ответ Fallout, что стало следствием появления не только хороших игр, но и плохих. Ближе всего к цели подошла GSC Game World — авторы оригинального S.T.A.L.K.E.R, а также двух продолжений к нему. Игры серии имели отличную атмосферу, сильно сыгравшую на её популярности и превратившую в народный выбор №1. Только там было еще кое-что. В этих играх также была одна большая гениальная механика, о которой постоянно упоминали разработчики, но которую так и не довели до ума. Украинские девелоперы постоянно говорили о своей живой песочнице, о том, что каждый ваш заход в игру будет превращаться в нескончаемый поток приключений и интересных уникальных событий, а все ваши действия должны были влиять на мир вокруг вас. Будь-то помощь случайно попавшему в беду сталкеру, отстреливающемся от бандитов, или уничтожении стаи собак. В действительности, первая игра имела лишь основные зачатки этой песочницы, да и последующие недалеко ушли от неё. Особенно её загубило само исполнение — S.T.A.L.K.E.R и по сей день считается одной из самых кривых игр, даже по меркам других представителей восточного игростроения. Причем тут Far Cry? У этих двух серий схожая идея: обе они пытаются представить игроку продуманную экзотическую экосистему, со всеми вытекающими событиями в ней. Во второй части Far Cry мы посещали Африку в разгар гражданской войны, что само по себе уже интригует и предполагает огромное количество возможностей для создания интересной песочницы. Тут Ubisoft ушли дальше украинцев, так как их экосистема работала очень исправно и никогда не давала сбой. Проблема была в том, что события, происходящие в ней, постоянно повторялись и надоедали спустя час игры. Еще у игрока не было особого стимула к прохождению, ибо история состояла из набора миссий за две враждующие фракции, с редкими отступлениями. Вся эта скукота буквально убила игру и её быстро забыли. Можно было предположить, что сериал из-за этого похоронили, но как бы ни так.
После прохождения Far Cry 3 становиться очевидным три вещи: первое, команда поняла свои ошибки и исправила их, второе, разработчикам дали много времени и денег на проект, что, в конечном счете, сильно сказалось на его качестве, ну, а третье это то, что эта игра единственная у издателя, которая имеет такую же великолепную живую песочницу как в GTA. Плюс, ко всему, это одно из лучших приключений, которое я переживал в последние несколько лет.
Во всем есть смысл, главное найти его
В отличие от других игр подобного типа, здесь наш протагонист будет подростком. Знакомьтесь, Джейсон Броди — самый обычный тинейджер двадцать первого века. Наивный, любящий потусить в ночных клубах, не думающий о своем будущем. В итоге, его обычная подростковая глупость приводит к заточению в бамбуковой клетке с его братом Грантом, где они дожидаются, пока их не продадут в рабство. Их поймали пираты, что орудуют на острове, где-то в Южной Америки, куда Джейсон вместе со своими друзьями и братьями приземлялись с парашютом. Стоит ли упоминать, что никто из них даже не знал этого острова? Впрочем, это не самое худшее. Вдобавок, Джейсон, как нельзя кстати, напоролся на главаря пиратов Вааса. Сумасшедшего психопата, наркомана и работорговца. Он этакий альфа-самец и в своей первой тираде ни упустит шанса упомянуть вам об этом. Тут-то многие наверняка почувствуют необычность ситуации. Чаще всего это мы альфа самцы в играх, а не другой персонаж, здесь же мы играем за молокосса, который даже убить не может (согласитесь, вы уже давно привыкли убивать в играх, и как-то было странным осознание того, что есть люди, которые этого делать не могут). Дальше двум братьям всё-таки удается выбраться из клетки, но при попытке бегства, Гранта убивают, а Ваас зачем-то отпускает Джейсона со словами “Беги, Форрест! Беги!”. Лучше бы он этого не делал. Хотя, кто знает? Как бы то ни было, Джейсон недалеко уходит (попутно убивая свою первую жертву) и падает в реку, откуда его благополучно выхватывает один из членов местного племени воинов, Деннис. Тот делает нашему протагонисту “крутую” татау и дает деньги на оружие. Зачем? Просто теперь Джейсон полон жажды мести и решимости найти своих оставшихся в руках пиратов друзей, а без убийства сотни человек, как и пиратов, так и других личностей, тут никак не обойтись. Но не бойся Джейсон, ведь всё бывает когда-то в первый раз.
После прочтения описания друзей Джейсона и разговоров с ними, сразу как-то появляется отвращение к этим субъектам (назвать их людьми, язык не поворачивается). За исключением одной Дейзи, вся компания поголовно состоит из потребителей современного общества, у которых на первом месте стоят развлечения и деньги. Вопрос в том, лучше ли садист и убийца Джейсон таких как они, застрявших в своем крошечном мирке? → “Здесь — общество. Здесь порядок. Там — джунгли. Там синапсы в мозгу затухают. Там сразу забываешь, кто ты и откуда”.
Относиться к сюжету Far Cry 3 можно по-разному. Одни считают историю обычным клишированным бодреньким боевичком, другие же относят её к разряду гораздо глубоких сюжетов о психике человека и в частности, об издевательстве над современными глупыми штампами голливудских блокбастеров, типа “хорошего” парня, убивающего десятки плохих парней или, скажем, о сексизме. Так как это Ubisoft, то логично было бы предположить, что первый вариант самый верный, но тут сразу же встает вопрос: а зачем тогда всё это начало и упор на взросление (хотя кто-то скажет деградирование) Джейсона в ходе игры? Зачем все эти цитаты из “Алисы в стране чудес”, которые фактически ломают “четвертую стену”? Почему в загрузках на экране периодически возникают слова “отец” и “мать”? И почему даже безумный (который вовсе не безумен) Ваас, говорит о том, что игрок сошел с ума, каждый раз убивая кучу народа в процессе захвата бесчисленных аванпостов, то есть повторяя одно и то же, думая только что это что-то изменит? В конце особенно хорошо видно, что он имел в виду, ибо только тогда игрок начинает понимать, что он не слишком-то отличается от него.
Ваас, между прочим, не один харизматичный персонаж в игре. Таких довольно много, но мой любимый — ЦРУшник Виллис, который просто иногда поражает своим чувством юмора, склонным к откровенной чернухе. Но главное в нем не это, главное что авторы этим персонажем показывают как они иронизируют над всем культом Америки. Эх, надеюсь, что когда-нибудь новую часть сделают на просторах России, где также можно поиздеваться над культом личности Путина, на примере какого-нибудь ГРУшника. Вот была бы умора.
Мнение у всех разное и я никому не хочу навязывать свое, но факт остается фактом: Far Cr 3 эта вторая игра после Spec Ops:The Line, которая таки говорит игроку (пусть и не совсем прямо), что он, на самом деле, еще тот моральный урод. Это, как минимум, заслуживает уважение.
Ты не в своем уме, Алиса
Деннис поначалу будет вашим проводником в мире джунглей. Он покажет, где охотиться, где покупать оружие и как открывать новое, как захватывать аванопосты, а также как делать снадобья из трав и как делать улучшения вашего снаряжение. Это классический подход к игроку, но всё равно это немного раздражает. Хочется поскорее уже изучить этот яркий уголок мира, скрывшийся ото всех. И вот Деннис на время уходит, а вы сходите с проложенной дороги, надеясь найти шкуру тапира для создания снаряжение. Лучи солнца нещадно палят прямо в камеру, создавая кучу бликов, а через наушники вы слышите тихое журчание реки. Далее вы заходите еще дальше в дебри и перестаёте слышать реку. Теперь слышен только шелест листьев. Вот вы видите небольшую группу беспомощных тапиров и улыбаетесь от того, что они вас не видят. Вы хищник. Вы повелитель мира, если угодно, а они — добыча. Вот вы уже прицеливайтесь с автомата, готовясь открыть очередь. Прицеливаетесь очень тщательно, иначе тушки быстро разбегутся и вам придется бежать за ними. Вы уже думаете, сколько можно будет положить вещей в новый рюкзак, сделанный из шкур сейчас мирно пасущихся животных… и тут БАМ!!! На вас нападает сзади медведь, двумя ударами убив вас на месте. Всё Джейсон, отдыхай.
Игра безумно красива. Картинка хоть и не самая технологичная, но яркие цвета делают свое дело и заставляют прочувствовать всю прекрасную тропическую атмосферу острова. После джунглей Far Cry 3, джунгли Crysis (в обновленной версии) смотрятся как скучное серое месиво.
Данный пример очень хорошо иллюстрирует начало игры. Обычно как: мы с вами непобедимые герои, которые за несколько секунд успевают уложить десяток солдат. Но тут, в самом начале вы еще всего лишь обычная жертва, неспособная даже медведя завалить. Захватывая аванпосты, вы, тихо затаившись, кидаете камушки в темные углы, дабы там тихо убить зазевавшегося головореза, при этом страшно боясь других, так как они могут очень легко заметить вас и толпой просто загнать, а затем убить. Только вот это не навсегда. Джейсон быстро учиться, получая новые умения посредством доделывания тататау при повышении уровня, но и вы вместе с ним тоже растете. Спустя двадцать часов игры, ваши действия по захвату аванпостов могут выглядеть так: сначала пробираетесь через дыру в заборе, затем ломаете клетку запертого в неё животного, которое в следующий момент устроит суматоху, пока все отвлечены, вы по лестнице забираетесь на крышу ближайшей лачуги и убиваете снайпера там. Дальше действо идет максимально быстро: одна секунда и вы спрыгиваете на двух стоящих под крышей пиратов, всаживая каждому мачете, вторая секунда и вот вы бежите на еще одного бандита, стреляющего в животного, который слишком поздно заметил вас, третья секунда и вы хватаете пистолет из кобуры мертвого головореза, а потом несколькими выстрелами кладете троих других, успевших уничтожить опасного животного, но не успевших убить вас. Если вам нравится стоять в окружении трупов, что ж, на этом моменте вы можете себя поздравить. Сейчас вы чистокровный хищник. Теперь вы — воин. И скорее всего, дальше вы пойдете еще захватывать аванпосты. А затем снова. Снова. И снова.
Умения не столько влияют на геймплей, сколько создают правильное ощущение того, что Джейсон становиться сильнее и взрослее.
Учтите что скрытный способ далеко не единственный. Вы также можете спокойно расстреливать пиратов из снайперской винтовки, сидя с далекой от аванпоста скалы, или просто въехать на машине внутрь лагеря, а затем расстрелять там всех. Ведь, как и у любого другого хищника, у вас есть выбор. То, чего в меньшем количестве у стада травоядных.
Следуй за кроликом
Настоящей жемчужиной игровой механики стала собственно сама песочница. Мир острова живет своей жизнью, независимо делает ли что-то игрок и это создает ощущение уникальности происходящего. В том же захвате аванпостов, лагерь случайно может проезжать машина с пиратами, которая наверняка станет неожиданностью для игрока, так тот уже подбирался к последнему оставшемуся бойцу. Или мой пример с охотой на тапира, который тоже мог быть абсолютно у любого игравшего, так как появление медведя произошло случайно. Вообще, лучше большего всего бояться местную фауну, нежели пиратов, а незнакомых животных обходить стороной. Если вы конечно по профессии не ботаник и знаете, что казуары не очень миролюбивые птицы и которые еще, при любом удобном случае, вцепятся вам в задницу (я этого не знал). Но в игре есть задания, требующие как раз выследить особого представителя животного вида и убить его. На такие задания стоит ходить, предварительно применив специальные снадобья. Одни помогают выслеживать, другие наносить больший урон, третьи отпугивают от вас животных. Применяя их, вы тем самым сильно облегчаете себе жизнь, что сильно пригождается на высоком уровне сложности. Шкуры же таких животных, нужны для изготовления самого продвинутого снаряжения.
Если немного подумать, то можно быстро понять что цитаты из “Алисы” очень хорошо состыкуются с игрой. Кстати говоря, Алиса здесь — это вы. Даже не Джейсон, а сам игрок.
Правда, листики для снадобий немного муторно собирать, хоть и разбросаны они вдоволь. Но вас никто не заставляет собирать их. Вы вполне спокойно можете купить снадобья в магазине, за разумные деньги. Сами деньги даются при выполнении различных дополнительных вещей, находятся везде где только возможно, а также их можно получить от продажи ненужного мусора, найденного в многочисленных контейнерах. Тратить деньги надо с умом, так как стоит всё в магазине дорого (иногда проблемно даже боеприпасы купить), а размер бумажника ограничен. Обычно деньги траться на покупку обвесов для вашего арсенала (кол-во обвесов на каждом оружии ограниченно) и патронов. Также вы способны покупать оружие, но это не слишком умно, ибо большинство стволов вы получаете бесплатно от открытия вышек, которые к тому же, еще и открывают кусочек карты острова. Ваше состояние лучше схоронить для покупки особого оружия, открывающегося при выполнении специальных челленджов. Обычно они представляют усовершенствованную версию оригинального ствола, со всеми примочками. Сам арсенал очень обширный: тут и револьверы, дробовики, гранатометы, пистолеты, снайперские винтовки и т.д. Есть и экзотические виды, типа лука и огнемета. Ну просто рай для социопата!
Проснись, Алиса. Пожалуйста
Когда вы станете хищником, вы вряд ли вспомните о настоящей цели своего перерождения. Наверное, вы случайно увидите желтый восклицательный знак на карте и вспомните о ней. Или, что более вероятно, на данном этапе вы полностью открыли все доступные элементы татау и вам захотелось еще больше, потому как, только выполняя сюжетные задания, вы получаете доступ к новым навыкам. Но впрочем, Джейсону не наплевать на друзей и в сюжетных заданиях он, рискуя жизнью, находит и спасает их. Даётся ему это непросто. В своих стремлениях он будет встречать (и убивать) самых разных личностей, естественно просящих о различных услугах. К примеру, смуглая и властная девушка Цитра, взамен на помощь попросит найти некий старинный кинжал, принадлежавший когда-то самому первому члену племени ракьят. Джейсону, в поисках ножа, даже придется сыграть в роли этакого Индианы Джонса. Тут есть и древние руины в пещерах с кучей ловушек, а также загадочная история, стоящая за древним кинжалом. Только вот, вы опять забудете вашу цель. Зачем вы ищете нож, как вы думаете? Чтобы спасти друзей? Или же чтобы овладеть Цитрой, которая лишь едва покачнув бедрами, практически овладела вами?
Самое большое заблуждение, которое есть у коммьюнити насчет игры, это то, что Ваас безумен. Никто не обращает внимания, что об этом нам мельком говорит Ваас, в своем известном монологе. Проще говоря, нарушается один из принципов психологии: если человек считает себя апельсином, то он точно не является таковым Все эти его срывы, являются только следствием психического истощения (которые бывают у всех) и ничего более. Ваас знает, что о нём думает Джейсон и поэтому всячески издевается над ним (те же слова о том, что такое безумие), пытаясь сказать, что безумец здесь далеко не он, а сам Джейсон. То есть игрок, убивающий сотни людей, чтобы попросту захватить аванпосты или спасти тварей друзей, или чтобы трахнуть какую-то телку … Алиса, ты все еще не хочешь просыпаться?
Во общем, сюжетные ситуации очень разнообразные и они делают приключение еще более захватывающим и интересным, что никак не может не радовать.
Итог: “Джейсон, ты полный дибил!”
Игра является хорошим примером того как идея должна развиваться изначально. Не со второго раза, а именно с первого. К сожалению, так не всегда происходит и нам остается только радоваться, что Ubisoft хотя бы со второго раза сумела довести механику экосистемы до ума. Far Cry 3 — умная, интересная, яркая и с натягом, даже можно сказать, что уникальная. Ведь кроме неё, никто так и не смог сделать нормальную песочницу от первого лица. Главный франчайз Ubisoft на сегодняшний день.
9.5/10
“Алиса послушно вскочила и побежала домой, но и по дороге она все
думала, какой же это был чудесный сон - сон, который, наверно, никогда не
забудешь…”
или ты решил подождать и посмотреть будет ли поток или нет, а потом уже выложишь?