Любовь — самое противоречивое чувство, которое может испытывать человек. Наше нутро может поддастся ей в одну секунду, что заставит вас делать необдуманные поступки. Она окрыляет и открывает новые неизведанные тропы в вашей душе. О ней написано много книг и снято много кино. О ней поют песни и восхваляют многие философы. В “Илиаде” Гомера рассказывается о том, что именно из-за неё пала Троя, а загадку силы этого естества пытаются разгадать многие ученые. Иногда, кажется, что весь мир крутиться вокруг одной этой сущности, так как она влияет на все стороны нашей жизни. В любви дух и тело неразрывно связанны в ней между собой, и сложно говорить о том, что является животным началом, а что человеческим. Но мораль очень четко отвечает на этот вопрос и уже давно у нас принято считать сексуальное желание нечто постыдным и второстепенным, когда дело касается отношений, потому как мы относим необходимость секса к животным инстинктам. Многие люди держат в себе такие скрытые чувства, и эта замкнутость порождает небольшой психоз, ибо человек чувствует давление со стороны общества и сильно переживает из-за этого. Это доказывает то, что любовь вызывает самые разные явления, бывающие не всегда положительными. Тем не менее, во многих случаях оно делает мир лучше, ведь оно обращается к самым светлым уголкам нашей души, являясь в виде духовного и физического влечения. Без неё в мире была бы лишь ненависть. Любовь словно привязывает вас к другому человеку, и разорвать такую связь обычно очень сложно, хоть и бывают случаи, когда она слишком слаба или люди думают, что она есть. Но если она есть, то близкие люди похожи на балласты скрепленные цепью. И именно о любви с нами говорит Silent Hill 2, в стиле гениального психологического хоррора, не обделяя вниманием ни одну из сторон этой силы. Тут нет инфантильной и платонической любовной истории, которую нам сейчас пытаются впихивать современное искусство. Эта история именно про настоящие отношения, где нет ничего простого, где есть место ненависти и эгоизму, а также преступлению и наказанию, где фантазии становятся кошмаром наяву, где показывается, как наши мечты не совпадают с реальностью и как эти мечты оказываются ничем перед тем, что мы имеем, а мы не видим и не ценим этого. В игре выражены все мысли, которые может вызывать любовь, пусть и в ужасной, но предельно честной форме. Игра рассказывает историю сразу нескольких людей пострадавших от влияния или же от отсутствия пленительного чувства, но есть и главное действующие лицо коим является Джеймс Сандерленд. Это человек, обрезавший свой балласт.
Псалом любви
Джеймс — это обыкновенный человек как мы с вами. Он вел вполне обычную жизнь и редко в его судьбе наставали такие моменты, когда он мог просто отдохнуть ото всей этой обыденности. Наверное поэтому, Джеймс вместе со своей женой Мэри приехал отдохнуть в маленький городок Сайлент Хилл, — чтобы немного развеяться. В этом месте они получили необыкновенное духовное наслаждение, и город стал для них их собственным уголком рая на Земле. Но хорошее рано или поздно заканчивается: Мэри заболевает неизлечимой болезнью и начинает медленно умирать, а Джеймс из-за этого впадает в депрессию. Отношения между супругами в такие периоды очень сложно объяснить — они могут быть самыми разными и иногда вместо того, чтобы держаться вместе муж и жена наоборот отдаляются друг от друга. Так произошло в этом случае. После обнаружения, что она заболела, Мэри замкнулась в себе и никого хотела видеть даже супруга. Она знала об этом и ненавидела себя за это, но не могла ничего поделать с собой. Джеймс же, отвергнутый женой, тоже начинает вариться в своих мыслях и желаниях. Он хочет жить полноценной жизнью, но умеряющая Мэри не дает ему этого сделать и как балласт, тянет его на дно. Но это не значит, что они не любили друг друга. Нет, у них оставалась духовная связь между собой, но между ними возникла гигантская пропасть непонимания. В конце концов, практически в одиночестве Мэри пришлось мучиться в больничной койке до самой своей смерти. Казалось бы, что теперь Джеймс мог отбросить прошлое и жить дальше. К сожалению, что-то досихпор удерживало его и он так и не смог продолжать нормальное существование. Но однажды ему присылают письмо с того света от Мэри, где говориться, что она ждет его в Сайлент Хилле, в их личном “особом” месте. Джеймс едет в Тихий Рай на поиски ответов.
Нигде не упоминается, что за болезнь была у Мэри, но судя по её внешнему виду и симптомам, я предполагаю, что это одна из открытых форм туберкулёза, а если быть точнее: кожаная.
С самого начала мир игры кажется вам одновременно и ирреальным и настоящим. Сюрреалистические прекрасный эмбиент погружает вас в состояние прострации и вы чувствуете себя здесь словно во сне, но реальным настолько, что кажется будто можно прикоснуться и почувствовать поверхность грязной плитки в придорожном туалете или испачканное зеркало. В этом мире считается нормальным нахождение огромной дыры в конце дороги или монстров гуляющих по улицам. Туман, обволакивающий с ног до головы, не чувствуется как обычное климатическое явление, а как некая живая субстанция видящая вас насквозь. Да и вообще, вам вдруг начинает казаться, что сам Сайлент Хилл живой и это не далеко от истины. Понимание, что город для всех людей разный приходит не сразу, но как только вы узнаете об этом, то сразу поймете, что облик всего происходящего это отражения нутра Джеймса. Поэтому мир наполнен символизмом и чаще всего: эротическим. Достаточно взглянуть на вид монстров, чтобы понять, что секс играл важную роль в отношениях Джеймса и Мэри. По крайней мере, у Джеймса уж точно. Но монстры других людей не отстают от главного протагониста. Авторы не стесняются показывать нам живую кровать, облепленную странной материей и под которой четко видно как мужчина насилует ребенка. Видно, что разработчики не лицемерят и честно говорят про табуированные в обществе темы, показывая людей такими, какими они есть. Сами персонажи же тут, говорят очень медленно и странными словами, которые в начале имеют мало смысла для вас. У каждого из них есть своя личная история, приведшая их сюда, так же находящее отражение в их собственном видении города и знания об их судьбах можно почерпнуть из реплик и поступков. Типажи этих персонажей очень разняться: есть Анжела, подвергнувшаяся насилию, монстр которой описывался выше. Есть Эдди, у которого в душе осталась лишь ненависть, из-за унижения со стороны общества. Присутствует маленькая девочка по имени Лора, невидящая монстров, так как в её детской душе еще нет тьмы и откуда-то знающая Мэри… а еще есть Мария — стриптизерша, странным образом похожая на умершею жену Джеймса. Она очень походит на Мэри и не только внешностью: в её нраве есть отголоски любимой женщины нашего протагониста. Но всё-таки она другая. Её внешность намного более вызывающе и притягательнее, а в характере находятся нотки цинизма. Эта странная блондинка будет сопровождать Джеймса в некоторых эпизодах, по мере сил помогая ему. Практически все эти люди развиваются независимо от вас и получается так, что вы не чувствуете себя центром всей истории как во многих других, а скорее одним из нескольких паломников, что пришли сюда по какой-то причине. Сайлент Хилл знает об этой причине и даже больше чем вы сами, используя это, чтобы вы сами поняли, зачем вы на самом деле здесь оказались. Только помните, что разгадка может оказаться совсем не такой, какой вы думаете.
Ночь в раю
Выше всяких похвал заслуживает дотошное внимание к самому туманному городку. Все локации выполнены с величайшим старанием и вниманием к деталям. В игре нет такого, что зайдя в какое-то помещение, вы сразу обнаружите, что если бы оно существовало, то оно бы не вписывалось в привычный для нас интерьер, а выглядело бы так, словно в нем никто никогда не находился. Особенно хорошо это заметно в отеле, где видно, что комнаты действительно использовались раньше и если начать изучать их, то у каждой из них обнаружится своя скрытая история владельца, а каждая частичка помещения будто наполнена мыслями человека жившего здесь. Кроме отеля, будут классические для хоррора места, типа психиатрической клиники. Но как только вам надоест какое-нибудь место, как игра включает “альтернативную” версию города.
Пусть Мария другой человек, но всё же Джеймс признает, что она очень похожа на его жену. Поэтому советую следить за репликами сексуальной блондинки очень внимательно. Если правильно анализировать сказанные ею слова, то может статься, что Джеймс довольно податлив в отношениях, а Мэри и вовсе была еще той истеричкой.
Геймплей базируется на исследовании, убийстве монстров и решении головоломок. В большинстве случаев вы можете перемещаться по южной части города совершенно спокойно, если у вас достаточно много припасов для борьбы с тварями. Обычно вам указывает цель, куда нужно идти и вы должны сами найти путь к месту назначения. Есть и некие “сайд квесты”, открывающиеся, когда вы находите оставленную карту, записку или когда вы услышите какой-то голосовое послание, не обязательно адресованное вам. Наградой служат боеприпасы, предметы восполняющие здоровье и оружие, что бывает очень полезно, особенно на высоких уровнях сложности боя. Сам бой довольно топорный и сложного ничего в нем нет, кроме управления и камеры, активно ставящие палки в колеса игроку. Сражения хоть и завязаны на двух кнопках, но из-за неудобной камеры и странной манеры перемещения Джеймса, они в некоторые моменты становятся настоящим испытанием. Мягко говоря, такая “сложность” сильно поначалу раздражает, но потом вы как-то начинаете привыкать и принимаете это как данность. В игре присутствует большой арсенал оружия, как для ближнего боя, так и для дальнего, но пользоваться этим широким разнообразием не имеет смысла, так как большинство врагов умирает с трех или четырех выстрелов обычного пистолета. Более мощные, винтовку и дробовик следует использовать только при битве с боссами. Тоже самое касается и лечебных средств. Врядли вам понадобиться на среднем уровне сложности ампулы, восстанавливающие семьдесят пять процентов здоровья, кроме как в сражениях с последними боссами. Кстати, во многих местах, монстров можно оббежать и не сражаться с ними. А о их приближении шумом сообщит радио, которое Джеймс найдет в самом начале своих поисков.
Если начать разбирать каждую метафору и личную историю в сюжете игры, то обнаружится, что авторы выразили абсолютно все формы любви, которые есть на свете и так искусно вписали в их сценарий, что язык не повернется назвать историю плоской. А далее, обнаружится еще более интересный факт: оказывается, соперничать с такой глубокой и многогранный историей о любви, может только скандальная “Лолита” Набокова. И вы досихпор сомневаетесь, что книги и фильмы могут иметь лучший сюжет, чем сюжетно ориентированные игры?
Небольшой неприятный момент есть и в головоломках. Из-за общего сюрреализма происходящего, они чаще всего всегда нелогичны. Хорошим примером объективности написанного, служит загадка в госпитале, где нужно найти крючок и волос, для того чтобы достать ключ из водостока. Игра целиком состоит из таких примеров и в принципе, такие загадки решать довольно интересно, потому что они неординарны, но математические умы явно не оценят такой подход. Только вот самое главное в Silent Hill 2 совсем не в головоломках или в боях с монстрами, а в ощущении настоящего страха от ужасности происходящего на экране. Мало кто сразу поймет, почему игру называют одной из самых страшных за всё историю. Тут отсутствует скриммеры как таковые, а действительно темных помещений довольно мало и лишь изредка нас заставляют понервничать перед неизвестностью. Тут скорее играет главную роль психологический фактор. Монстры в игре представляются в виде извращенных сексуальных образов протагониста, которые буквально наполнены разными домыслами их происхождения. Создается такое ощущения, что нарисованы они не вполне нормальным человеком (хотя и так понятно, что каждый художник по-своему безумен). Но если сначала твари просто пугают, то ближе к концу игры, когда история начинает складываться в целостную картину, и вы познаете всю смысловую ужасность обликов монстров, вас начнет немного тошнить и захочется пойти помыться ото всей этой грязи, а у впечатлительных людей гарантировано будут кошмары несколько ночей. История, придуманная авторами, проникает в самые темные уголки нашего сознания и выуживает оттуда самые страшные затаенные мысли, о которых мы бы никогда не знали, если бы не поиграли в игру. Но гениальность этой игры даже не в этом. Silent Hill 2 гениален просто потому, что он единственный в своем жанре, при всей своей давящей психоделической атмосфере может вызывать чувство прекрасного. Как вы думаете друзья, почему? Ответ до боли простой: любовь. Это всего лишь самая честная история о многих формах любви без прикрас, за всё время существования видеоигр.
Итог: Waiting for you…
Сложно описать ощущения после прохождения. Это как будто кто-то вошел в вашу душу с парадного входа и успел вам сразу и нагадить, и подарить частичку чего-то настолько прекрасного, что полюбить это просто невозможно. Вы вместе с Мэри плачете в конце над чтением письма и с еще большим сожалением понимаете, что эта страшная и ужасная, но между тем, красивая и берущая за душу, великолепно написанная и поставленная история закончена. У вас появиться такое ощущение, что будто вы сами побывали в этом тихом раю под названием “Сайлент Хилл”. И более того, вам покажется, что вы вместе с Джеймсом оставили кусочек своей души там. Уже купленный саундтрек в телефоне, написанный гениальным композитором Акирой Ямаока, будет напоминать вам об этом, и вы поймете, почему фанаты говорят, что Сайлент Хилл никого никогда не отпускает. Вы рано или поздно вернетесь сюда, и даже зная исход, всё равно будете идти вперед, вновь и вновь спрашивая у Анжелы, видела ли она Мэри, а та в ответ скажет, что не видела ей и предупредит что в городе опасно. Но удивительно то, что после первого прохождения вы еще больше сливаетесь с личностью Джеймса и вам абсолютно пофигу на предупреждение. Потому что ОНА ждет вас. В вашем личном раю…
"В своих беспокойных снах я вижу тот город. Сайлент Хилл. Ты обещал, что возьмешь меня туда когда-нибудь еще. Но так и не взял. Теперь я там одна... В нашем "особом" месте. В ожидании тебя..."
10/10
P.S. С игрой Silent Hill 2 связывают сильные воспоминания. Даже будучи ребенком, я впитал в себя все соки данного произведения. Недавно же, решил окунутся в этот мир вновь, только уже с сформировавшимся сознанием и...удивительно! Не смог даже дойти до первого монстра. Уж очень гнетущая атмосфера. Но, прочитав обзор, захотелось попробовать вновь)
P.P.S. Некая ирония, читая обзор заиграла композиция Akira Yamaoka)))