Всем доброго времени суток. Являясь преданным поклонником серии, я был крайне удивлен отсутствием обзора на эту чудесную игру, которую лично я считаю лучшей в серии, как, впрочем, каждую новую, выходящую из рук Сида. И как следствие вместо предисловия хочу предупредить, обзор будет субъективным, ведь написан он человеком, который игру обожает и идеализирует. Хоть это и не помешает мне сдобрить мой рассказ ложкой дегтя, но для меня она (ложка) в этой игре только одна. Так же сразу скажу, обзор написан на Brave New World, а про другие версии просто отпишу вкратце отличия. За сим приступим.
Вступление
Для тех кто ничего не знает о серии отмечу, что цивилизация - это серия, которая берёт начало в далёком 91 году, являясь родоначальником глобальных пошаговых стратегий, да и просто одной из первых стратегий вообще. Каждая новая часть в среднем выходит по 5 лет, по причине основательной переработки всех сторон игры, поэтому любая последующая серия действительно является чем-то новым, а не просто игрой с улучшенной картинкой. Так и с 5ой частью - в игре сделали буквально переворот, особенно в тактическом плане. Но об этом позже. А сейчас, что же вообще такое глобальная пошаговая стратегия?
Геймплей
Цель нашей игры привести вверенный нам народ от древнейших времен к мировому господству. Мечта любого тёмного властелина, банально, но всё же. Как вы будете это делать - выбор за вами. Мечём ли, или ввести моду на ваши джинсы и исполнителей во всём мире, а может даже закулисной дипломатической игрой? Не важно, главное результат. Это что касается глобальности и стратегии, а пошаговость означает, что игровой процесс разбит на ходы, каждая цивилизация ходит по очереди, каждый ход начисляются ресурсы, а у всех юнитов ограничены очки перемещений, ну а сам мир разбит на шестиугольные клетки со своим ландшафтом. Сам мир представляет собой некую планету (условно Землю). Начинает наша цивилизация с малого : воин и поселенец, а чем закончит - зависит от вас. Всего в игре есть 5 вариантов победы:
- Территориальная - банально захватить столицы всех государств.
- Научная - построить космический корабль и отправиться на покорение бескрайних просторов Вселенной(а для начала отправить поселенцев на Альфа Центравру)
- Культурная - ввести моду на вашу культуру во всех государствах.
- Дипломатическая - победить на выборах мирового лидера в ООН.
- Общая - по достижению последнего хода не было выполнено ни одного другого условия, просто по очкам, которые заработала ваша цивилизация.
Как видно из всего вышеперечисленного в игре бесчисленное множество нюансов : развитая экономическая модель, сложнейшая дипломатия, наука, военное дело (тут есть огромное количество тактических изысков, связанных с разнообразием родов войск, а так же с различными свойствами у каждого типа местности), культура, строительство своей государственной модели (на основании выбора вами так называемых общественных институтов). А так же в игре присутствует религия (которая для нас является таким же рычагом влияния на соседей и свою цивилизацию, как и в жизни), шпионаж, градостроительство. О каждой из сторон можно написать отдельный обзор, а всё вместе объединить в книгу, ведь каждая сторона переплетается с другими, но просто скажу лучше - поиграйте и вникните. Каждая партия длится в зависимости от количества игроков и размера карты от 2 до 20-30 часов и является уникальной. У вас не выйдет сыграть 2 одинаковые партии, поэтому игра обладает огромнейшей реиграбельностью. В общем за геймплей тут не может быть меньше 10 баллов, даже несмотря на один-единственный минус, о котором я вам поведаю в конце.
О развитии игры
Как я уже говорил, с момента выхода игра претерпела существенные изменения после выхода двух дополнений:
- Gods&Kings
- Brave New World
В богах и королях была добавлена религия, которая была в 4ой части (правда с огромными изменениями, в лучшую сторону, конечно же), новые цивилизации и шпионаж, который позволяет нам красть технологии и узнавать о заговорах одних государств против других (или нас).
В новом мире изменений было куда больше. Я бы скорее назвал бы это не дополнением, а переработкой игры. Была существенно переработана модель общественных институтов, например, каждому институту добавили уникальное строение, которое может быть построено только одно в игре, только у одного игрока. Так же добавили идеологию(в целом тот же институт, но что в нем развивать - решаем мы, а выбор той или иной идеологии влияет на взаимоотношения с другими цивилизациями). Вдобавок была полностью переработана культурная победа, введено понятие туризма, которого не было никогда ранее, появились новые предметы - шедевры (письменности, изобразительного искусства, музыки). Введена археология. Это было по-настоящему огромное нововведение. Так же была ощутимо переработана дипломатия, появились послы. Ввели торговые пути. Ну и как без новых цивилизаций? Причем есть с по истине уникальным геймплеем. Именно из-за всего вышеперечисленного я и веду рассказ про финальную версию игры.
Графика и звук
Во всём, что касается графической составляющей, нам надо учитывать, что игра вышла в 2010 году, но несмотря на это графика там вполне на уровне. Красивые модельки юнитов, трехмерные клетки ландшафта, ролики встречи с лидерами других цивилизаций, выполненные в Full HD качестве. Всё очень живо и красочно, а на момент выхода - просто потрясающе. Озвучка так же выполнена на высочайшем уровне. Звуки передвижения, боя, озвучка лидера и объявлений. Музыки конечно мало, но её было бы мало в любом случае, учитывая, что игра рассчитана на сотни и тысячи часов игры, поэтому музыку рекомендую включать на заднем плане самому. А теперь, думаю, пришло время для обещанной ложки дёгтя.
Слёзы Сунь Цзы
Единственным для меня минусом игры является слабость AI в тактическом плане. В целом компьютер тут играет очень умно: всё, что касается дипломатии, развития, во всём этом он вас будет удивлять (например, когда я первый раз играл в эту часть игры, меня AI шокировал, корректно отреагировав на сбор войск на границы с ним), но всё, что касается войны, вызывает слёзы. Компьютер допускает все ошибки в тактике, которые только возможно: не использует тактические преимущества ландшафта, лезет в ловушку, позволяет разделять свои войска и в целом бездарно сливает свои войска. Сразу скажу, что это минус лично для меня, и связан он с тем, что я без лишней скромности очень хорошо играю в эту игру. Хорошо что хотя бы в глобальном плане компьютерные игроки ведут себя очень умно, что в основном компенсирует эту его слабость.
Заключение
Вот, пожалуй, и всё, что можно вкратце рассказать о данной прекрасной игре, а в дальнейшем советую посмотреть и разобраться самим, благо в игре есть встроенный мануал, который будет вам прекрасным подспорьем на первых порах. Для меня это шедевр, за которым я провёл бесчисленное количество вечеров и проведу ещё столько же, чего и вам желаю. А мне пора заканчивать, всем хороших игр и до новых встреч.
2) Можно было свести с ума Ганди =)
Но я не согласен с "Минусом" игры, так как для меня ai совершенно не такие, каких ты описываешь, и дело даже не в том, тип я "нуб" все дела, нет-нет, это далеко не так, просто я вообще за всё время игры (а это порядком 170+ часов) не разу никому не объявлял войны и не вступал в военный режим (прост старался как можно чаще обходить все войны стороной). Я За Добро Во Всё Мире! Ха-ха-ха :)))
P.s. Спасибо ещё раз за обзор, благодаря тебе мне ещё раз захотелось окунутся в эпическую атмосферу Цивки :))
P.s.s Я надеюсь ничего, что я ответил под эту старенькую лесенку?
Здесь довольно уютно :)))
А для военных действий, у меня есть прекраснейшая серия Total war, вот там я на славу воюю.