Metro Exodus (Метро: Исход) – третья часть серии Metro, ее действие происходит после событий Metro: Last Light и Metro 2035. Игра показывает приключения Артема, который снова стал протагонистом игры.
Exodus является сюжетным шутером от 1-го лица, в котором сочетаются смертельный бой, стелс, исследование и хоррор-выживание. В игре представлена смесь замкнутых коридоров и просторных, нелинейных уровней в российской дикой местности. Сюжетная линия простирается на один год, охватывая все четыре поры года. Являясь сюжетно вдохновленной романами Дмитрия Глуховского, Metro Exodus – первая игра серии, проходящая после действия книг, а не во время их или в промежутке между ними. Игра продолжает историю Артема после завершения Metro 2035. Ее анонсировали на E3 2017. К середине декабря 2018 года игра была готова к производству, и релиз сместили на неделю раньше предварительно анонсированного – на 15 февраля 2019 года.
Сюжет
Как в случае с прошлыми играми, над сценарием работал Дмитрий Глуховский. Значительно модифицированный паровой локомотив, используемый главными персонажами, называется «Аврора». Не все товарищи Артема выживут в путешествии; разработчики пообещали, что решения будут иметь последствия в жесткой истории, имеющей высокую реиграбельность.
Действие происходит в 2036 году, Артем по-прежнему главный герой, его партнерша Анна (дочь Миллера) играет в сюжете весомую роль, как член команды Авроры. Анна – лучший снайпер ордена «Спарта», советник Артема и поддерживающий персонаж в миссиях, проходящих вне Авроры. Некоторые события третьей книги являются каноническими в той или иной форме, присутствует преемственность относительно прошлых игр, так что Артем и Анна теперь – супружеская пара. Они убежали из метро, покинули Москву и движутся во Владивосток, на дальний восток. Аврора едет по транссибирской магистрали. Игрок может исследовать обширные просторы России, где воздухом можно дышать без фильтров, а почва кое-где плодородна.
В интервью разработчики подтвердили, что концовка «Искупление» из прошлой игры является канонической. Анна и Миллер – одни из возвращенных персонажей, но не единственные. Из новых персонажей – Алеша, Дюк (Герцог), Токарев и Ермак. «Пулевая экономика» (пули являются деньгами) Московского Метро не работает за пределами города, но поиск ресурсов столь же важен, как раньше, если не важнее.
Геймплей
Как и прежние игры серии, «Метро: Исход» является шутером от 1-го лица с элементами стелса, хоррора и выживания. Однако, формула существенно расширена, стала разнообразнее, нелинейнее. Поскольку многие сотрудники обеих студий имели опыт работы над S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl, идея заключалась в сочетании довольно линейного геймплея серии Metro с более открытым миром Stalker. Таким образом, в игре присутствуют большие открытые территории и линейные подземные секции. Разработчики называют это «песочницей-выживанием», подчеркивая тот факт, что игровой мир не полностью открытый. Самая большая территория в Last Light была около 200х100 метров, а некоторые регионы Metro Exodus имеют площадь в 2 квадратных километра. На поверхности есть много мест для исследования, но в некоторых облученных внешних областях может потребоваться противогаз. В игре действует полная погодная система с динамическим циклом дня/ночи; Артем может отдыхать, чтобы пропустить время, примерно как в Far Cry 2. 4A Games пообещала, что не будет квестов «добудь и принеси» в стиле Ubisoft. В отличие от игр компании Bethesda, не будет удобной системы быстрых путешествий, хотя будут безопасные дома и, иногда, канатные дороги для быстрого перемещения, хотя их плотно контролируют пираты.
Игрок сможет оснащать наручный браслет Артема индикаторами, а огнестрельное оружие можно будет менять по 5 разным аспектам: прицелы, стволы, магазины, насадки и приклады. Артем сможет снимать насадки с оружия падших врагов. Будут возвращены многие мутанты из прошлых игр, включая медведя, но будет и много новинок, как то человекозверь и волк; популяции мутантов будут варьироваться вместе с локациями и климатом. Среди абсолютно новых механик – карта территории-«песочницы», счетчик Гейгера, бинокль для анализа среды. Артем сможет прятать оружие в кобуру, чтобы подойти к потенциально враждебным людям с менее агрессивными намерениями; иногда так можно будет уйти от боя с людьми. Со спрятанным оружием Артем будет быстрее бегать.
Некоторые примеры кастомизации – возвращение дробовика «Убойник» и вариант пневматической воздушной винтовки «Хельсинг»; оба оружия имеют значительные изменения: Хельсинг можно полностью преобразить в арбалет, а Убойник может переключаться между разными типами магазинов. Револьвер работает как подавляющий инструмент убийства с расширенной вместительностью или как портативная ручная пушка с небольшим количеством зарядов, в зависимости от выборов игрока в оружейных модах. В отличие от прошлых игр, где Артем мог обновлять оружие только в определенных точках, теперь обновление и модификацию оружия можно вести в полевых условиях. Также можно модифицировать броню Артема.
Креативный директор 4A Games Андрей Прохоров сравнил структуру игры с аккордеоном: каждый уровень сжимается или расширяется в зависимости от требований истории. Система поиска ресурсов, несколько похожая на Fallout: New Vegas и Fallout 4, позволяет преобразовывать найденный мусор и ценные вещи в 2 ключевых ресурса: химикаты и материалы. Эти ресурсы служат для изготовления инструментов и других предметов. На каждой карте есть рабочие места, где можно изготовить боеприпасы и модифицировать экипировку.
Обширная система добычи/крафтинга пришла на замену пулевой экономике прошлых игр. Теперь Артем может водить транспортные средства, например, лодку на озере. События QTE вновь появились, но используются редко. Поведение врагов меняется в зависимости от времени суток и окружающей среды. Возвращена и развита система кармы.
Сезоны
Это важная новинка Metro Exodus. В каждом сезоне свои фракции, дикая жизнь, погода. Сезоны непосредственно влияют на то, как ведут себя игроки, как реагируют на среду NPC.
- Зима: действие начинается в Москве, во время знакомой фанатам суровой зимы. Мороз – естественная среда обитания демонов, черных упырей, стражей и так далее. Также угрозу представляют люди-бандиты.
- Весна: когда Аврора прибывает на равнинный архипелаг, начинает вступать в свои права весна. Тут находится разводной мост, который нужно понизить, чтобы бронированный поезд мог продолжить движение на восток. Другие важные элементы территории – порт, железнодорожное депо, старая церковь, где лидер культа склоняет последователей к поклонению Царю Рыбе.
- Лето: некоторые зоны пост-апокалиптической России засушливы. Возле Каспийского моря находится такая пустынная территория, с ржавыми грузовыми кораблями и подлодками на песке. Нефтепроводы простираются вдоль земли. В этом регионе пригождаются транспортные средства. Случаются песчаные бури. Регион контролирует рейдерская группа Мунай, возглавляемая неким «Бароном».
- Осень: красивая гористая, речная долина с частыми сменами высот и сложной системой пещер. Тут много рукотворных деревянных крепостей и домов на деревьях, есть болото и дамба. Наиболее влиятельны в этой зоне Дети Леса, также опасны волки и медведи. Гораздо более безопасное животное – олень.
Разработка
Игру анонсировали на E3 2017, сообщив о релизе в конце 2018 года, потом релиз перенесли на февраль 2019 года. Первоначально «Исход» хотели развернуть в Москве, соединив обширную сеть станций в более открытый мир, но студии надоело оставаться в метро на протяжении еще нескольких лет разработки. Было принято решение исследовать остаток России, пережившей ядерный катаклизм; идея пришла от двух художников и получила признание у команды и Дмитрия Глуховского, как хорошо подходящая к книге «Метро 2035». Джон Блоч из 4A Games заявил, что Metro Exodus является самым амбициозным проектом студии. Это легко видеть по масштабу и графике игры.
Игра выполняется на том же движке, что Metro 2033 и Metro: Last Light – собственном движке разработчиков 4A Engine. Но технология значительно обновлена. Среди новых возможностей – рендеринг, основанный на физике, переделанное освещение, полный захват лица в роликах, динамическая погодная система с циклом дня/ночи, продвинутая система атмосферных помех, симулируемые биомы с искусственным интеллектом, искусственный интеллект движения, автоматически смешивающий анимации для NPC. Движок изначально сделан кросс-платформенным, поэтому пользуется всеми возможностями каждой консоли и ПК.
Над игрой работали около 80 человек в Киеве и 70 человек в Мальте, почти всегда находясь на живой онлайновой связи. Специальная команда из 6 человек обеспечивала реализм работы пост-апокалиптического оружия. Разработчики записали звуки стрельбы в разных средах, чтобы обеспечить реалистичные трехмерные звуковые эффекты.
Специальные издания
«Aurora Limited Edition» и бонусы предварительного заказа анонсировали в августе 2018 года. Версия Aurora, доступная у определенных продавцов во всем мире, в ограниченном количестве, включает следующее:
- Копию игры в эксклюзивном металлическом кейсе;
- 32-страничную книгу с рисунками из мира Метро;
- Сезонный абонемент для игры; всё это заключено в металлическую форму, похожую на «Аврору».
Более дешевое Золотое издание включает только игру и абонемент. Бонусы для предварительного заказа любой версии, физической или цифровой, таковы:
- Xbox One – копия Metro 2033 Redux для X-One
- PlayStation 4 – динамическая тема PS4, основанная на рисунке «Зима» для Metro Exodus
- Microsoft Windows – цифровая книга рисунков и оригинальный саундтрек Metro Exodus
Также несколько позже выйдет версия Spartan Collector's Edition, включающая еще больше физических предметов.
а почему ее нет в разделе игры года?