Обзор на игру Europa Universalis IV
Обзор по игре Europa Universalis IV.
Видео
Скриншот
Скриншот

На пути к господству

8 геймеров сказали спасибо за этот обзор
Написал st_h от 9 июля 2014
Этот обзор для PC версии игры Europa Universalis IV.

Хочу поприветствовать всех любителей стратегий и тех, кому стал любопытен мой обзор. На этот раз речь пойдет об одной из самых интересных и реалистичных глобальных стратегий. Последняя на сегодняшний день игра из серии Europa Universalis вышла под цифрой 4, о ней я вам и поведаю. Сама серия примечательна тем, что она в своем роде уникальна. Ведь все стратегии в мире делятся на свои группы, в которых можно выделить оригиналы и копии, и Европа является именно оригинальной игрой, с неповторимым геймплеем.

Вперёд, к славе!

Мы выступаем за правителя любого государства, существовавшего в далеком 15 веке (1444 год), когда мы и приступаем к игре. Выбор страны является ключевым моментом игры, так как мы можем выбрать действительно любое государство! Мы можем выступить за могучую в то время Данию или Францию, а можем взять какое-нибудь мелкое вассальное государство или же перенестись в Новый Свет и принять бразды правления индейскими государствами. И у каждого государства есть свой уникальный сеттинг: свои национальные идеи, свои проблемы и цели, свои слабости и преимущества. Поверьте, играя за Францию или, например, Шошонов в этой игре, вы столкнетесь с совершенно различным игровым процессом! И связано это с огромным количеством факторов.

Во-первых, в игре государства отличаются принадлежностью к различным технологическим группам:

Западная - которая является условным эталоном в игре, остальные группы показываются в сравнении с ней; Восточная - имеет чуть замедленный относительно западной темп развития (20%); далее идут: Османская - 25% замедление; Исламская - 40%; Индийская - 50%; Китайская - 60%; Кочевая - 75%, Суб-Сахарская - 100%; Северо- и Южно-американские группы - 150% замедление.

К тому же в игре можно провести Вестернизацию - перевод вашего государства к Западной технологической группе, но связано это с тяжелейшим периодом и не для всех групп будет эффективно.

Во-вторых, мы играем за реально существовавшие державы того времени и их стартовое положение само собой отличается. Как всегда были лидеры, а были аутсайдеры. Но это не значит что за лидеров играть проще. Просто игры разные становятся. Если вы играете за вассала, то вас никто трогать не будет, но и решать самостоятельно что-то вы не можете, пока не сможете скинуть вассальную зависимость, что понятное дело сделать будет непросто, ведь ваш суверен будет отнюдь не согласен отпустить на волю свою пешку. А когда играете за лидирующую страну, не стоит забывать, что вы такой не один. И вас будет ждать чудовищная конкуренция с другими лидерами. Постоянные споры, в том числе вооруженные конфликты, гонка вооружений, закулисные интриги. Собственно именно эти сложности лидеров и позволяют мелким государствам откалываться и крепнуть, ведь сложно одновременно следить за соперниками и подданными.

В-третьих, у каждого государства есть свои национальные идеи и национальные задания. Например у германских государств ключевая цель - создание Священной Римской Империи, путём объединения всех государств, а у государств Нового Света ключевой проблемой будет колонизация Старым Светом и противостояние ей. Кроме того, в игре есть множество других показателей, которые добавляют реализма игре, о них можно писать бесконечно, лучше потратить время и изучить их непосредственно в игре. Моя цель - показать насколько это уникальная игра, и демонстрация разнообразия игрового процесса за различные государства, на мой взгляд, замечательно для этого подходит.

Игровой процесс происходит в условном по-ходовом (не путать с пошаговым) режиме. Ходом у нас выступает день, и дни у нас идут в реальном времени. Мы в любой момент можем выбрать скорость игры, или поставить её на паузу. Разница с пошаговым режимом в том, что все действия происходят у игроков одновременно, а ходы нужны для расчетов результатов действий. Карта поделена на провинции, расстояния между которыми  и размеры которых само собой различны. Время перемещения между ними будут ощутимо варьироваться, чем мы и будем пользоваться во время войн. Военные действия в игре так же происходят очень необычно. Мы составляем боевые соединения (пехота, конница, артиллерия), собираем их в армии. Чем больше армия, тем сложнее её прокормить, само собой, и крупные по численности армии будут страдать от голода в бедных провинциях. В случае, когда на одной клетке встречаются хотя бы по одному отряду от двух враждующих сторон, начинается бой. Результат боя будет рассчитан автоматически на основании многих параметров : численность и состав войск, уровень развития отрядов, опытность полководца и его параметры, количество доступных резервов и боевой дух армии. Количество войск на поле битвы фактически не ограничено, как не ограниченно и количество стран-участниц с обеих сторон. Т.е. вы вполне можете устроить глобальное побоище с сотнями тысяч солдат и десятком стран, при правильном использовании дипломатии.

Дипломатия в игре вообще является особой темой для разговора, ведь количество нюансов в ней просто безгранично. Мы можем строить заговоры против других государств, откупаться от войн, стравливать страны друг против друга. Например, в одной из партий, когда я играл за индейцев, я выбил англичан, которые колонизировали мои земли, отставая от них на 2 века, за счёт того что их стратегических соперников склонил к войне с Англией, которой пришлось оставить свои колонии без присмотра, чем я и воспользовался. Как видно на примере дипломатия - сильнейшее оружие в этой игре. Но оно может быть с тем же успехом направлено против вас. Объявив войну мелкому соседнему государству мы можем оказаться в затруднительном положении, если оно получило могущественных союзников. Так же в игре есть шпионаж, с помощью которого мы можем создавать поводы для войны, а так же устраивать восстания на территории соперников. Так же к важнейшим дипломатическим аспектам можно отнести сложную торговую модель.

Последняя игровая сторона, о которой хотелось бы рассказать - непосредственно развитие. Развитие происходить по 3м направлениям : Административном, Дипломатическом и Военном. Развивая каждое из направлений мы будем открывать так называемые Идеи, которые можем выбирать из списка. Идеи так же подразделяются на административные, дипломатические и военные. Чем-то идеи напоминают институты из игры Civilization 5, они несут бонус сами по себе, и так же мы можем развивать их, получая дополнительные бонусы и особый бонус при полном развитии. На развитие идей тратятся те же баллы, которые нужны для технологического развития, поэтому  мы всегда будем стоять перед выбором, что же развивать в большей степени.

Игра заканчивается при наступлении 1820 года, охватывая тем самым почти 400 лет истории, и примерно 20 часов реального времени или при поражении (полной потери своего государства). Условий победы как таковой нет. В конце игры производится подсчёт очков и выставляется суммарный балл, которым и является итогом игры.

Оформление

Графическое оформление у игры достаточно простое, основные действия происходят на 2хмерной карте. Модели отрядов - маленькие трехмерные фигурки. В принципе, всё сделано аккуратно и интуитивно понятно. Музыкальное сопровождение в игре на любителя, хотя и очень подходит общему антуражу игры. Написан саундрек шведом Андреасом Валдетофом (Andreas Waldetoft), который работал и над другими играми серии, и представляет собой инструментальную музыку, которая напоминает сопровождение любой эпической битвы в кино.

Недостатки

Напоследок хотелось бы отметить ряд недостатков, связанных с проблемами AI. А точнее, с его нежеланием разумно вести себя с игроком. Любая агрессия на компьютерного игрока воспринимается как агрессия на весь мир и несёт за собой множество сложностей в дальнейшем. Так же зачастую очень сложно адекватно сотрудничать с соседними государствами, которые будут пытаться мешать вам даже в ущерб себе. Пожалуй это основные проблемы этой игры. Будем надеяться что в последующих частях их исправят.

Итог

Если вы любитель стратегий, и никогда не играли в эту игру, то вы очень много потеряли. Игра представляет собой что-то среднее между Total War и Civilization. Я не затронул всех аспектов игры в данном обзоре, чтобы не нагружать читателей лишней информацией, скажу только, что это очень многогранная стратегия, с огромным количеством аспектов и с немалой привязкой к реальной истории. Поэтому, тем кто не считает себя поклонником стратегических игр, но является фанатом истории, игра тоже будет очень интересна. Отличительными особенностями игры я назову реалистичность, разнообразие выбора государства, разнообразие игровых элементов и близость к исторической достоверности. Хотя ничто не мешает вам сыграть свою историю. Например, провести Вестернизацию в государствах Северной Америки, обойти Европу в технологическом развитии, предотвратив тем самым кровавое завоевание индейских племен Новым Светом, но сделать это будет конечно же не так просто. Моя оценка игре 8 баллов. Связано это с недостатками AI и несколько простоватой тактической моделью. Так или иначе, в своем роде это уникальная игра, аналогов которой попросту нет. Рекомендую ознакомиться всем. А на этом пришла пора заканчивать. Удачи вам и до новых встреч.

8 геймеров сказали спасибо за этот обзор
Комментарии (14)
  • LVL 46
    Спасибо за внимание. Ожидаю конструктивную критику.
     Нравится!   
    • LVL 32
      Настолько заинтересовало, что даже прочитал обзор до конца...да что там, луйс и тот поставлю
       Нравится!   
    • LVL 60
      да вроде все расписал, про политические аспекты очень детально, но вот я не понял насчет боевой системы, т.е. про пошаговость ты все написал, но какой там стратего-тактический потенциал (лучше или хуже цивилизации), т.е. тут просто накопишь воинов и давишь количеством или лучники со своими возможностями, мечники со своими (упрощенно все или же нет)? -)
       Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
      • LVL 60
        вообще я так понял, что все как в "Heroes of Might and Magic", т.е. чем больше к нему армию загрузил, тем выше вероятность победы, но даже каждый бой будет зависеть от того, как ты их всех расставишь и спланируешь весь бой, т.к. не умеючи даже выступив против слабой армии можно половину своего отряда потерять -)
         Нравится!   
        • LVL 46
          Ну что я смогу сказать. Обзор на эту игру вообще был самым сложным для меня. Механика игры очень необычна и сравнивать её с чем-то очень сложно. Короче, если опустить множество нюансов вроде того, что указом отряде своё количество солдат, которое условно можно назвать здоровьем отряда, то боевка чем-то напоминает цивилизацию 3-4,если бы там можно было атаковать сразу всем скором. Ну и расчёт результата будет не мгновенным, а в зависимости от множества факторов... Блин, не спрашивай, попробуй лучше... Сам поймешь что очень сложно объяснить... Я же говорю. Что-то среднее между тотал варом(если убрать тактическое управление отрядом) и цивилизацией.
           Нравится!   
          • LVL 60
            ок, теперь понял -)
             Нравится!   
            • LVL 46
              В каждом отряде. С телефона набираю сейчас, он грамотно редактирует речь:-D
               Нравится!   
    • LVL 17
      А ты ,видимо, не шутил когда говорил что можешь по 10 обзоров в день выкладывать... xD
       Нравится!   
      • LVL 46
        :-) ну я тут посмотрел на работу модераторов. понял что не могу. Пашка столько обзоров не успевает за день проверить xD
         Нравится!   
        • LVL 46
          Пс, само собой я не ругаюсь на модерацию. Я понимаю что это сложная работа, искать новости, ещё и читать сотни страниц бредней таких как я=)
           Нравится!   
  • LVL 26
    Норм игра,тем кто хочет познакомиться со стратегиями лучше начать с другой,ещё Crusader Kings очень хорошая стратегия,глубокая симуляция феодальных отношений и упор на династию,делают единственной в роде
     Нравится!   1 геймер одобряет этот комментарий
    • LVL 46
      Пожалуй стоило этот совет включить в обзор... Насчёт новичков в жанре стратегий... Игра и правда сложновата новичку покажется. Спасибо за комментарий
       Нравится!   
Добавить комментарий

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти , которая займет всего пару минут.

Оценки игры
Обзорный
8.0
1 обзор
Геймерский
5.7
30 оценок
Ваша оценка
Не оценено
Общая информация
Название Europa Universalis IV
Платформы
PC
Mac
Издатель
Разработчики
Жанры
Стратегия
Темы
Альтернативная история
Средневековье
Дата выхода
13 августа 2013
Алиасы
Europa Universalis IV
ESRB
(не указано)
PEGI
(не указано)