Предисловие
Я знаком с серией Battlefield с самой первой части, но сказать, что знаю все её игры от и до - не могу. Однако серию очень люблю и то, что она добралась до "титана" пострелушек от первого лица с собаками, фейерверками и старым движком, меня радует. Battlefield 3 - это та игра, в которую я играл предыдущие два года, так что ничего плохого говорить о ней мне не хочется и я даже не стану. Но теперь, с релизом четвертой части, пришло время ответить на вопрос: 4 или все-таки 3,5? Полноценная игра или очередное DLC?
Люди не всегда держат обещания
Начну с самого плохого в Battlefield 4, с одиночной кампании. Все разговоры про глубочайший сюжет, проработанные характеры персонажей и взаимоотношения между ними, естественно, оказались сказками, в которые большинство из нас так наивно поверили. Как вы догадались, шедевр не вышел. Но все ли так плохо? Отвечу сразу - Нет. В синглплеере уйма багов всех разновидностей: это и отсутствие текстур, и проваливание сквозь них, пропадание звука, выбрасывания тебя в моря к чертям из авианосца "Валькирия" из-за того, что черный Ирландец застрял в тебе, и тому подобное. Персонажа, за которого нам предстоит играть, зовут Фриме.. то есть Реккер, и ему никто не дает сказать ни слова, даже не смотря на то, что он глава своего подразделения "Могильщик". А вести разговоры будут наши напарники: Пак (паренек похожий на Эминема), который такой молодой и всего год в отряде, я, естественно, ни к чему не клоню; Ирландец, что афроамериканец с высоко детализированными грустными глазами с вечным недовольством ситуации и наивной мыслью о спасении всех и вся. Данн, который волк, что должен отгрызть себе лапу; Ханна - милая китаянка с целью, которую бы поощрила Ubisoft; и Гаррисон - капитан авианосца "Валькирия". Есть ещё плохой китаец, который является абсолютной концентрацией зла на Земле, ведь у него в планах устроить всемирный переворот и зовут его Чанг. Будет ещё пара персонажей, среди которых найдется даже место русскому Диме с ожогом на пол-лица и заточкой.
По задумке сценаристов, сюжет рассказывает о том, что в Китае убили Цзина Цзе - большого дядю, который в противоположность Чангу является абсолютной концентрацией добра, именно ему было суждено спасти мир, в общем, во всем этом винят благочестивую США. Те, в свою очередь, делают невинные глаза и отправили отряд "Могильщик" разобраться во всем этом. Но по закону жанра все должно пойти не по плану. В конечном итоге наш малочисленный отряд вместе с авианосцем "Валькирия" застревает где-то в Восточной Азии без связи со штабом, и с тремя сотнями беженцев из Китая на борту. Проблем по горло, а ещё эти русские и китайцы так и норовят проделать в нас несколько лишних дырок из всего, что у них под рукой. К слову, все это действие имеет 3 концовки, что не очень-то спасает дело.
Лично я, если бы не бесконечные вылеты и баги - впоследствии куча перепрохождений одних и тех же моментов, то за сюжетом бы не следил вообще, так как он несильно этого заслуживает.
Общая схема одиночной игры такова: Спокойное исследование небольшой локации -> Откуда взялись эти сотни солдат? Давайте убьем их -> Зрелищная (более или менее) кат-сцена -> Момент, где мы водим какое-либо транспортное средство -> Неожиданный поворот -> Загрузка в виде пререндеренного ролика на движке игры, где Гаррисон говорит абсолютно ненужный бред очень важные для сюжета вещи, а дальше все по кругу и так в течение 7 глав.
Однако стрелять в болванчиков почти интересно, они не всегда тупят, а иногда даже показывают зачатки интеллекта. Помимо этого, придется собирать свой арсенал оружия, поскольку пока не найдешь определенный ствол, ты не сможешь взять его в заботливо разбросанных по карте ящиках, где можно сменить оружие. Ещё можно поискать популярные ныне коллекционные предметы, за которые можно получить жетоны для мультиплеера.
Разработчики ещё упоминали про управление отрядом – не волнуйтесь: все равно вся работа достанется вам, потому что на то, что ваши напарники разберутся сами, остается только мечтать. За главу они смогут убить 2-3 врагов - ещё при условии, что вы дадите им команду сделать это.
Из моих слов может показаться, что синглплеер совсем неиграбелен и лучше в него даже не заходить – это отчасти правда. Вопрос этот очень противоречивый и ответ на него для каждого индивидуален. Если есть желание почувствовать себя бравым американцем и поубивать плохих китайцев, то BF4 – это главный претендент на выбор.
- А потом он падает! - Целый небоскреб?
Все мы помним, что в Battlefield 3 отличная графика, анимация и звук. BF3 выглядела даже на средних настройках так, как не выглядит некоторые современные игры сейчас Call of Duty: Ghosts, например. Если сравнивать Battlefield 3 и Battlefield 4, то создается ощущение, что 4-ю сделали на доработанном игровом движке от третьей части. Так оно и есть? теперь Battlefield смотрится ещё лучше. Мелких деталей и разнообразия на локациях стало больше, а для меня это были единственные вещи, к которым я мог бы придраться в Battlefield 3. Но главное буйство красок начинает происходить во время сражения, когда всякая мелочь разлетается в клочья, дома рушатся, деревья падают, из солдатов брызжет кровь, вдалеке виднеются блики от оптики снайперских винтовок, где-то виднеется след от пролетевшего в 2 метрах над землей истребителя вместе с тем бедным пареньком, что попал под его крыло, а картину завершает падение гигантского небоскреба или взрыв плотины - хаос в этой игре иногда настолько красив, что посреди боя можно просто остановится посмотреть на все это. Пока, конечно же, впечатление не испортит взорванный и застрявший в воздухе корпус вертолета.
Озвучка в многопользовательском режиме, к сожалению, потеряла от своей предшественницы, в Battlefield 3 голоса были по жестче, и слушать их было, как ни странно, приятнее. В одиночной кампании пришлось наслаждаться русской озвучкой, потому как сменить её нельзя. Актеры вроде старались, однако диалоги изобилуют жестким мужским матом, а матерятся наши актеры как-то наигранно и обычно не к месту. Звуки машин и стрельбы все так же шикарны, в любом случае в те моменты, когда они не пропадают.
Музыкальное сопровождение ни на что не претендует, но очень круто звучит в кампании. Еле заметные электронные эмбиенты очень хорошо наводят завораживающую атмосферу, пока её не испортит мертвый китаец, застрявший в какой-нибудь стене. Этого у BF не отнять.
Анимация в мультиплеере крутая, не без корявостей, но крутая; также в игре, по моему самому скромному мнению, самый крутой регдолл смертей. И, в целом, пока анимация не пропадает и у игроков не начинает вытягиваться, как у жирафов, шея, все круто. Для справедливости замечу, что на данный момент (спустя 3 месяца после релиза) количество багов, наконец, неплохо сократили. Но это не отменяет того, что на время релиза все было ну очень плохо.
Та часть, где я рассказываю об основных изменениях между Battlefield 3 и Battlefield 4.
Все мы знаем что есть шутер от первого лица – прыгай, бегай, стреляй, режь, взрывай... В случае с Battlefield ещё придется полетать, поездить и даже поплавать. Теперь игроку разрешается нырять, кстати, реализовано на пять с плюсом, и если использовать это грамотно, то можно не раз спасти себе жизнь. И оставить себя на растерзание безжалостным багам. В остальном, кто знаком с 3-ей частью, справится и с 4-ой. Однако отличия есть, одно из них более чем существенное, а именно – баллистика.
Теперь пули не летят со скоростью мертвой черепахи и не падают на землю через 40 метров. Мне не приходилось пользоваться огнестрельным оружием в реальной жизни, но мне почему-то кажется, что ждать 5 секунд в Battlefield 3 пока твоя снайперская пуля наконец-то долетит до головы противника - малость нереалистично. Управление техникой слегка подкорректировали, и если вертолетами стало управлять легче, то управление самолетами мне не очень-то понравилось. Теперь они используются исключительно ради быстрого перемещения между точками в мультиплеере. Редко встретится человек, использующий истребители в Battlefield 4 по назначению. В геймплейные отличия между 3 и 4 ещё можно добавить появление парочки новых гаджетов и кучи разных обвесов для оружия, коих стало теперь гораздо больше. Но отдельного слова заслуживает вещь, о которой раньше можно было просто мечтать - это добавление скошенной мушки. Теперь очень удобно, играя за снайпера, всего одной кнопкой переключать со снайперской оптики на мушку.
DICE правильно сделали, решив, что не стоит изобретать заново колесо, а достаточно только подровнять его. Проблема в том, что подровняв его, они забыли до конца его отполировать, настолько забыли, что спустя 3 месяца игра до сих пор изобилует багами, пускай и не в таком большом количестве. Скажем спасибо хотя бы за оптимизацию, с ней не подвели.
«Я твой РПГ тебе в рот засуну»
То, чем прославился Battlefield, то, ради чего существует, и то, ради чего его покупают - многопользовательский режим.
Мультиплеер Battlefield 4 вобрал в себя все самое лучшее от мультиплеера Battlefield 3... Нет, Battlelog остался, но стал чуть более полезен. Начну с него. Он все так же отслеживают все ваши победы, проигрыши, достижения и всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к статистике. Именно через него придется заходить в кампанию или выбирать сервера для игры в мультиплеер, к счастью, список фильтров большой, так что нужный сервер найти труда не составит. Остались задания, однако были вырезаны кооп-миссии, но, думаю, никто не расстроится. В нём можно посмотреть и даже поменять экипировку солдата, либо написать кому-нибудь из друзей с помощью чата. Из нововведений Battlelog: эмблемы и список лидеров.
Эмблемы - создаем в редакторе из разных геометрических фигур и силуэтов свой рисунок, это может быть значок Бэтмена или просто смайлик (свастику делать не стоит, столько народу банят за это), а он потом отображается на вашем оружии, технике, в которую вы сядете, и, собственно, на солдате, которым вы играете. А также в момент килл-камеры можно увидеть эмблемку вашего убийцы. Мне это штука доставляет: придает игрокам индивидуальности и добавляет некоторую творческую составляющую.
Список лидеров – раздел Battlelog, где можно сравнить свои результаты с другими игроками по миру, стране или с теми, кто у вас в списке друзей. Разрешается сравнить точность, количество убийств с ножа, кол-во очков штурмовика и ещё много-много категорий, чтобы перечислить которые уйдет много времени. Добавили Режим Командира, ну ладно.
Не учитывая DLC, баталии могут происходить на 10 картах, каждая из них по-своему хороша и для каждой доступны все режимы игры, а именно:
- Полноценный захват - захват точек на карте с использованием всевозможной техники (от квадроциклов до истребителей). Проигрывает команда, у которой закончатся все очки подкреплений.
- Захват - как полноценный, только меньше в масштабах и с меньшим количеством транспорта.
- Истребление - на карте появляется всего одна бомба, у каждой команды по 3 точки, которые нужно взорвать, побеждает та команда, которая первым взорвет все 3 точки. С полным использованием всей техники и с полностью открытой картой. Самый динамичный и яростный режим.
- Превосходство - аналог режима "Подавление" в Call of Duty. На очень маленькой карте есть 3 точки и каждая из 2 команд должна удерживать, какие сможет. Проигрывает та команда, у которой закончатся очки подкреплений.
- Штурм - одна команда должна взорвать две точки на карте, другая - не дать этого сделать. Карта урезанная и никаких бомб поднимать не требуется. Если кончатся очки подкреплений, то атакующая команда проиграет.
- Схватка отрядов - 4 отряда (по ~6 человек) сражаются между собой, побеждает отряд с самым большим кол-вом убитых.
- Схватка команд - 2 команды. Побеждает та, что больше убьет.
- Обезвреживание - Counter Strike, только в декорациях Battlefield, без возрождений. Кто-то даже играет.
И самое распиаренное нововведение - это какое-нибудь событие на карте, в большей или меньшей степени изменяющее геймплей. Например, небоскреб: пока он стоит - всем хорошо, а когда упал, то всюду пыль и разглядеть дальше ста метров становится непостижимо сложной задачей. Благодаря такой особенности каждая карта приобретает свое лицо. В исключения можно добавить карту «Операция Взаперти», где никаких событий не наблюдается, а сама карта является прямой наследницей карты «Метро» из BF3, сутью которой являлось бессмысленное мясо 32 на 32 где-нибудь в коридоре в течений всего матча.
Игровые классы тоже остались не без изменений:
- Теперь снайпер не смотрит на танк со слезливыми глазами, а вполне может дать отпор с помощью изначально открытого С4. Как положено, стреляет по бегающим вдалеке тушкам из своей любимой снайперской винтовки, спрятавшись где-нибудь в кустах.
- Штурмовик все ещё орудует автоматами и в силах дать вам аптечку либо даже вернуть вас с того света с помощью дефибриллятора, и не волнует, что вы словили хэдшот из танкового заряда.
- Инженер пользуется пистолетами-пулеметами и разбирается со всем, что связанно с техникой. «Починить твой танк?» (с) Инженер
- Поддержка – владеет пулеметами всех разновидностей, а также может поделится с вами лишний раз боеприпасами. В остальном - самый неинтересный класс.
(Дробовиками, карабинами и винтовками DMR могут пользоваться все классы)
У Battlefield 3 были проблемы с балансом. Здесь DICE решили не наступать второй раз на грабли и тщательно поработали - получилось не без шероховатостей, но вполне похвально. К спору о балансе можно отнести класс снайпера, который стал сильнее и опаснее. Касательно оружия все, наоборот, отлично. Со всеми видами вооружения играется одинаково хорошо, даже без исключений. Это одна из немногочисленных игр, где можно использовать дробовик как полноценное оружие, а не как вещь для убийства с 2 метров.
Заключение
4 или 3,5? Полноценная игра или DLC? Battlefield изменился. В четвертой части, то бишь в этой, мы имеем откровенно проходную одиночную кампанию, не несущую в себе абсолютно ничего кроме высоко детализированных глаз черного Ирландца. Однако в противовес ей существует отличный мультиплеерный режим. Возможно, последние остатки тактической составляющей отправились в небытие в угоду динамики игрового процесса, что для кого-то станет разочарованием, а для кого-то даром божьим. Внешне игры очень схожи, но то, что внутри, изменилось в коренtе. От Battlefield 3 осталась лишь анимация да концепция. Сказать, что изменения в баллистике, в управлении, в том, какой опыт игра дает теперь, лучше, чем тот, что мог дать BF3 – я не могу, ровно, как и сказать обратное. Несмотря на схожесть моих следующих слов с «победила дружба», я придерживаюсь именно такого мнения. Определить что лучше - Battlefield 3 или 4, могут только человеческие вкусы и предпочтения. Кто-то продолжит наслаждаться размеренным геймплеем третьей части, а кто-то динамичным четвертой. Но что я могу сказать точно, так это то, что:
Это не Battlefield 3, это Battlefield 4, господа.
И оценил я его в 8 баллов.
Если ты все это прочитал, если ты тоже не можешь терпеть баги и вылеты, то не забудь поставить мне спасибо за обзор и оставить свое мнение ниже в комментариях :)
Добавлю, что все выше описанное, только мое мнение, и я ни в коем случае никому не навязываю его.
как-то эт странно