Недавно, читая один из обзоров на первый «Bioshock», я наткнулся на утверждение, что это лучшая игра по книге. С игрой, как и с книгой, я был хорошо знаком, а потому нашел это утверждение весьма спорным. Однако сама идея вспомнить мои любимые книги, которые, несомненно, повлияли на многие игры, показалась мне очень привлекательной. Поэтому предлагаю Вашему вниманию небольшой список таких произведений с моими комментариями.
Айн Рэнд. Атлант расправил плечи
Синопсис
Все блестящие умы и таланты мира постепенно исчезают в неизвестном направлении, бросая все свои дела и имущество. Тем временем человечество, лишившись своих лучших представителей, начинает стремительно угасать. Сильнейший кризис во всех сферах жизни постоянно нарастает и люди все чаще задаются загадочным вопросом «Кто такой Джон Галт?»
О чем?
Это возможно лучшая книга из разряда тех, что реально могут изменить Вашу жизнь. Но при этом данное произведение остается одним из самых спорных на эту тематику. Объемный роман нашей бывшей соотечественницы Айн Рэнд настолько же гениален, насколько и глуп. Автор в очень гипертрофированной форме противопоставляет людей деятельных и умных людям, которые привыкли пожинать плоды чужого труда, попутно изобличая социализм и прославляя капитализм. И все бы хорошо и правильно, но написано все это, как говорится, «в лоб». Туда же в кучу к философским размышлениям о пользе ума, труда, денег и эгоизма добавляется типичный дамский роман, фантастические изобретения, картонные однобокие герои, картины США, которые скатываются в антиутопию и, внезапно, утопия, которую вдалеке от всех людей строят «атланты».
Настоятельно рекомендую к чтению в тот момент, когда Вы оторветесь от родителей и пойдете в свободное плавание взрослой жизни. Чтение этой книги очень отрезвляет и все расставляет по местам, уберегая Вас от многочисленных ошибок и заблуждений.
В играх
Именно основные идеи этого произведения легли в основу сюжета трилогии Bioshock. Правда, авторы игры явно не разделяют иллюзий Айн Рэнд по поводу утопии, которую могут построить лучшие представители человечества. И именно картины темной стороны такой утопии и предстают перед игроками. Такое вот прочтение изнанки целого философского течения в отдельно взятой серии компьютерных игр. Но отсылочку к «Кто такой Джон Галт?» можно обнаружить и в других местах.
Филип Дик. Мечтают ли андроиды об электроовцах?
Синопсис
В отдаленном будущем мир угасает от радиации, истощения ресурсов и перенаселения. Человечество нашло выход – экспансия на другие планеты, а в этом им должны помочь андроиды – искусственные биологические машины, которые неотличимы от людей. Анди (так их тут презрительно называют) не очень то и хотят быть в рабстве у людей, а потому массово сбегают из колоний на Землю. Однако им препятствуют ограничение в четыре года жизни, статус преступников, обязательные тесты на эмпатию к живым существам и «охотники за головами», единственная задача которых вычислять и уничтожать таких беглецов. От лица одного из таких охотников и идет повествование.
О чем?
Читать следует уже хотя бы потому, что это классика киберпанка, которая вобрала в себя лучшие черты этого жанра: бесконечные ночи и дожди, нуарный детектив в холодном неоне, остросоциальные проблемы, пугающее будущее. В этом произведении остро ставятся многие вопросы: «Где проходит черта между машиной и человеком?»; «Имеет ли право искусственный разум на полноценное существование?»; «Кто является венцом творения: машина или человек?», «Можно ли достичь счастья искусственным путем?» и многие-многие другие. Мрачная и тягучая атмосфера «плохого» будущего заставляет задуматься о пользе прогресса, а постоянное противопоставление андроидов людям дает обильную пищу для размышлений. Данная книга идеально подойдет для людей, которые обожают искать скрытый смысл, т.к. при углубленном чтении им откроется и второе и даже третье дно сюжета, а буквально несколько деталей способны вообще перевернуть всю историю с ног на голову.
Если Вы не можете прочитать эту книгу, то хотя бы посмотрите замечательную экранизацию «Бегущий по лезвию» от Ридли Скота. В 1982 году им удалось воплотить на экране просто невероятное зрелище, стиль которого потом не копировал разве что только ленивый. Ведь визуально киберпанк был раз и на всегда определен именно там.
В играх
Будьте уверены, если Вы играете в игру, которая следует канонам киберпанка, то с вероятностью в 90% она будет ссылаться на «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» во всем: имена персонажей, визуальный стиль и даже целые сюжетные ходы. Вот Вам примеры из последних игр: вся серия Deus Ex, Invisible Inc., Syndicate, Dex, Shadowrun и огромное количество других игр.
Миры Братьев Стругацких. Пикник на обочине. Трудно быть богом. Обитаемый Остров
Синопсис
Классика советской/российской фантастики. Будущее и очень далекие миры, в которых «что-то пошло не так».
О чем?
Да о людях все. Действительно, Стругацкие всегда умели создавать замечательные миры, но каждый из их миров – это искаженная реальная модель общества, в котором существует один герой, который в него не вписывается. Герою всегда надлежит пройти некие испытания и изменить мир вокруг себя. Авторы, как и любые хорошие фантасты вообще, в своих произведениях частенько предвосхищают будущие события и изобретения. Особую роль в их творчестве занимает цикл «Миры Полудня», в котором достигшие утопичного совершенства земляне стараются аккуратно влиять на развитие отстающих инопланетян.
Отдельно стоит отметить, что не смотря на свое признание, как в СССР так и в остальном мире, Стругацким не очень то и везло на хорошие экранизации – большинство их фильмов лишь отдаленно напоминают исходные тексты произведений. Конечно, немаловажную роль всегда играли и технические трудности реализации, но зачастую Братья просто не сходились в видении с режиссерами картины, а потому сценарии к фильмам переписывались ими неоднократно, с каждым разом теряя узнаваемые формы. Это касается скорее фильмов «Сталкер» и «Трудно быть богом», которые при этом остаются отличными фильмами, т.к. экранизация «Обитаемого острова» была испорчена отвратительной режиссурой Бондарчука и к просмотру всячески не рекомендуется.
В играх
С играми по мотивам произведений Братьев Стругацких происходит та же ситуация, что и с кинофильмами – хорошие идеи теряются на фоне отсебятины и плохой технической реализации. Однако не упомянуть такую серию как «S.T.A.L.K.E.R.» было бы стыдно, пусть даже из «Пикника» там взят только общий концепт, а сам сюжет игры скорее напоминает балаган, утративший практически весь философский подтекст оригинала. Также есть ролевой боевик «Трудно быть богом», который продолжает оригинальный сюжет книги и несколько паршивеньких игр по мотивам таких же плохих фильмов по «Необитаемому острову».
А пока остается лишь надеяться, на то что, когда-нибудь мирам Братьев Стругацких найдется достойное применение в играх, ведь они этого действительно достойны.
На этом пока что все, но я скоро продолжу этот список. А пока я хотел бы призвать читателей из числа блогеров, обзорщиков и простых посетителей сайта, предлагать мне в комментариях художественную литературу, которая легла в основу игр. В случае же, если я сам этого произведения не читал, то может Вы бы могли просто продолжить эту серию блогов, но уже от своего имени, т.к. я считаю эту тему очень интересной. Благодарю за внимание и жду Ваших предложений в комментариях к этому блогу.
Если это можно назвать играми то Перумов, Лукьяненко
А вот Дюну я уже упомянул, как и Солярис=)
Чё-т тебя давно не видно в комментах)