Вступление
Мой опыт общения с хоррорами начался и закончился ещё в школе (лет 7 назад) с игрой Silent Hill 2, которую я дропнул поиграв 5 минут в "больнице". Ну школьника вообще несложно напугать. Dead Space вышел в 2008, но поиграл я в неё только в 2010. Мне было 19 и сел я за неё только потому, что посмотрел обзор Мэддисона на эту игру (возможно проплаченный), в котором он сказал, что 70% игры - это брождение по заброшенным коридорам космического корабля, а отстрел монстров составляет лишь малую часть геймплея. Залез на торрент и скачал (когда прошёл - я её купил, как и все следующие части).
Сюжет
Инженер Айзек Кларк прилетает на корабль Ишимура добровольцем с целью не столько починить корабль, сколько найти свою девушку Николь. Конечно же, прилететь туда оказывается легче, чем улететь. Поэтому на протяжении всей игры главному герою предстоит искать выход с этого корабля для себя и своих коллег, ремонтируя те или иные его части, попутно узнавая, что случилось с командой Ишимуры. А события, о которых мы узнаём из логов и аудиозаписей поистине ужасны. О развитии сюжета писать не буду, дабы не...хотя как можно в 2013 году заспойлить игру 2008го года?..
Геймплей
На экране нет ничего, что отвлекало бы Вас от атмосферы игры. Здоровье на спине, количество патронов на оружии. Главное правило игры "Tactical dismemberment". Отпили им руки и ты в безопасности, хотя инстинктивно всё равно начинаешь с ног...
Я сам инженер-технолог, поэтому лично мне огромное удовольствие доставляло "выживать", используя инструменты для резки металла и горных пород.
Оружие в DS это абсолютная находка разработчиков. Только импульсная винтовка выбивается из общей картины, но и она далеко не всегда эффективна. Оружие можно улучшать на верстаках, но за одно прохождение полностью улучшить хотя бы одно оружие довольно сложно, так как силовых узлов вечно не хватает. Наконец, отдельно пара слов о плазменном резаке. Это оружие стало культовым благодаря Dead Space, являясь чуть ли не лучшим средством выживания на Ишимуре, конечно, при условии наличия прямых рук.
Головоломки (а такие есть) не сложны, но заставляют потратить на себя определённое время (а если ещё и регенирирующийся Хантер подгоняет - ещё лучше). В любом случае мне они понравились больше, чем в продолжениях сиквела, где головоломки расчитаны на учеников младших классов.
Напоследок, огромный плюс к атмосфере даёт отсутствие катсцен. Они не отвлекают, не дают откинуться на спинку кресла для просмотра очередного мультфильма. Игра имеет возрастное ограничение неспроста. "Школьники" любят мультики (нет, все любят мультики, но школьники - больше всех, и у них есть на это время), но Dead Space не для них, поэтому нечего смотреть катсцены, нужно собраться и выбираться с Ишимуры.
Кратко говоря, геймплей направлен не на большую часть геймеров. Казуальным игрокам, глаз которых замылен голливудскими штампами и набором спецэффектов, Dead Space вряд ли понравится.
Графика
В хорроре графика это вообще последнее дело. Возьмите любой качественный инди-хоррор (Nightmare House, Wretcher, SCP и так далее). На мой взгляд, неполная чёткость картинки даёт дополнительное пространство для фантазии, которая дорисовывает всё иногда гораздо страшнее.
Тем не менее в Dead Space неплохая графика для 2008 года, при том, что здесь продемонстрирована потрясающая работа над освещением, которое делает огромный вклад в атмосферу игры.
Атмосфера
Мне очень даже понравилось то, что Айзек молчит...его голос не отвлекает меня от своих мыслей. А я очень быстро научился считать вентиляционные окна, искать "безопасные углы",строить баррикады и прятать трупики подальше от рукокрылых "инфекторов". И это при том, что на нормальном уровне сложности это не так уж и необходимо. Все мысли, переживания, догадки и выводы - они мои собственные.
Хождение по узким кровавым корридорам делает своё дело, нагоняя депрессию и создавая должное напряжение. К слову сказать звуковое сопровождение одно из лучших, что я слышал. Именно оно создаёт атмосферу. Это касается как музыки, так и звуков падающих вдалеке предметов и скрежетание за стенами.
Некроморфы оригинальной Dead Space пугают не только внезапным появлением, как в DS3, но и "отвратительностью" мутаций человеческого тела. Да и количество противников очень даже приемлемо. Некоторые даже подкрадываются сзади и один такой "умник" пугает больше, чем моменты с 3-4 нападающими спереди.
Карантин. Это одна из фишек игры. Он случается не рандомно, конечно, но и не всегда только после "ключевых" действий. Почему упоминаю его...только потому, что в дальнейших играх серии этот аспект перестали подавать должным образом...
В Dead Space есть много аспектов, которые добавляют элемент выживания. Это и недостаток денег, силовых узлов и патронов (это сполна ощущается на уровнях сложности выше, чем Normal). Сюда же входит то, какими "подручными" средствами мы режем некроморфов и несчастные 70 сек. запаса воздуха. В первом DS нет эпичных Halo-Jumps через открытый космос, но в следующих частях вот такой "уязвимости" и дополнительного "челенджа" (challenge) лично мне очень не хватало.
Атмосфера смерти. По Ишимуре разбросаны трупы команды (и если присмотреться, то большинство из них азиаты). По кораблю разбросаны записи их страданий, последних слов и криков о помощи. Смерть здесь насильственная, жестокая, и вызывает отвращение. И это правильно. Выпускается уйма игр с насилием и жестокостью, но при этом в играх это показывают "круто", смерть обыгрывают так, что игроки получают от неё удовольствие. С Dead Space всё наоборот. Игра строит атмосферу хоррора вокруг страха перед смертью, что абсолютно естесственно. И наконец, странные сцены с ещё "живыми" персонажами (мужчина, бьющийся головой о стену, женщина, режущая кого-то за стеклом и так далее). Люди, которые умирают на наших глазах, и спасти которых мы не можем. О том, что с ними происходило в этой же комнате пару часов назад до нашего появления на Ишимуре, можно только догадываться.
Лично на мне всё это сработало.
Итог
На момент написания мною обзора уже вышла третья часть, которая ушла далеко от истоков серии. Но до сих пор самое большое впечатление на меня произвёл оригинальный Dead Space. При сравнительно небольшом бюджете игра продемонстрировала на что способен энтузиазм разработчиков.
Dead Space берёт всё самое лучшее из жанра хоррор, предлагая при этом ещё и небанальный сценарий. Это по-настоящему культовый хоррор, отобравший эстафетную палочку у Resident Evil, который, к слову сказать, сам её уронил...
Я прошёл её на одном дыхании, которое я часто, по непонятным мне самому причинам, задерживал. И моё отношение к хоррорам поменялось в корне. Не используя скримеров, Dead Space постепенно погружает в себя и отпукает только после финальных титров.
Спасибо, что читали данный обзор. Играйте в качественные игры.
Ну а раз написал, чем DS3 плох, то почему б не написать чем хорош оригинальный DS.
А по поводу текста согласен - краткость сестра таланта.