Yooka-Laylee – платформер от Playtonic Games, опубликованный компанией Team17 для компьютеров и консолей. Изначально он разрабатывался в том числе для Wii U, но потом, из-за «непредвиденных технических проблем», эта разработка была закрыта в пользу другой консоли Nintendo – Switch.
Yooka-Laylee разработана компанией Playtonic Games, включающей нескольких ключевых разработчиков из британской компании Rare времен эпохи Nintendo 64. Игра является духовным наследником их серии Banjo-Kazooie и других работ. Если в Banjo-Kazooie были музыкальные инструменты банджо и казу, созвучные названию игры, то в Yooka-Laylee используется укулеле.
Геймплей
Игра похожа на Banjo-Kazooie и ее сиквел Banjo-Tooie, предметы и персонажи выполняют схожие функции. Один игрок контролирует сразу двух персонажей: «здравомыслящего» хамелеона мужского пола Юку и «немного безумную» летучую мышь женского пола Лейли. Игра задумана как возрождение и модернизация «коллектатонного» (collectathon) жанра 3D-платформеров конца 1990-х и начала 2000-х. Суть жанра заключается в сборе большого количества предметов в разных мирах, как залога прогресса. Юка и Лейли в своих приключениях исследуют миры, содержащиеся внутри магических книг. Они выполняют вызовы ради сбора «паджисов» – золотых книжных страниц, являющихся главной валютой игры. Посредством паджисов игрок может раскрывать новые миры и расширять уже раскрытые миры.
Среди способностей персонажей есть «гидролокационный взрыв», «язычный кнут», «небесное парение», поедание ягод для временного прироста сил вроде огненного дыхания, «пукательный пузырь» для подводного дыхания. Для большинства способностей используется измеритель мощности, заполняемый собранными бабочками (бабочек также можно есть для восстановления здоровья). Бабочки покупаются у Троузера – змеиного торговца в брюках – за собранные иглы. Атомы, называемые «молликулами», используются для помощи осьминогу-ученому Доктору Паззу, благодаря ним Юка и Лейли получают трансформации с эксклюзивными способностями. Игровые тоники – это модификаторы способностей в духе RPG, продаваемые живым торговым автоматом Венди. Они меняют или улучшают статы способностей игрока. На уровнях есть Призрачные писатели – это коллекционные персонажи, дающие разнообразные вызовы вроде поимки или драки ради новых активностей. Игровые маркеры (токены) используются для игры в секретные аркадные игры. На каждом уровне есть одна секретная игра, она находится у низкополигонального тираннозавра Рекстро Сикстифоруса (отсылка к Nintendo 64). Перед финальным боссом находится «вызов на викторину», чем игра напоминает серию Banjo-Kazooie. Включены секции с ездой на шахтной тележке в 2D и 3D, напоминающие Donkey Kong Country и Donkey Kong 64.
Игра содержит локальный кооперативный режим для 2 игроков. Также присутствует состязательный локальный режим для 2-4 игроков, включающий 8 мини-игр.
Сюжет
Юка и Лейли из безопасного дома в Бухте Кораблекрушений отправляются исследовать глубины рабочих залов губительного дела, известного как башни Хивори. Они хотят найти паджисы, необходимые для изучения таинственных Великих томов. Всё это связано с борьбой против Капитала Б и Доктора Квака, пытающихся поглотить всю мировую литературу и превратить ее в чистую выгоду.
Разработка
8 сентября 2012 года группа бывших сотрудников Rare сообщила о намерении создать «духовное продолжение» Banjo-Kazooie. Они объединились в твиттере Mingy Jongo (имя босса из упомянутой игры). Один из них, Гранд Киркхоуп, позже сообщил о заморозке проекта на неопределенное время – уже после того, как аккаунт был заброшен. Затем аккаунт возродился под своим текущим названием Playtonic Games. Стало известно, что наследником Banjo-Kazooie станет Yooka-Laylee, ранее известная под кодовым названием «Проект укулеле».
Проект по сбору средств на разработку был анонсирован на Kickstarter в первый день мая 2015 года. Цель в 175,000 английских фунтов была достигнута за 38 минут, а максимальная высочайшая цель, 1 миллион фунтов, – за 21 час; на тот момент это был самый быстрый сбор 1 миллиона долларов в истории Kickstarter. Позже Playtonic Games выразила благодарность всем, кто поддержал игру, и пообещала новые обновления в будущем. В кампанию Kickstarter добавили 4 новые цели, все они были выполнены. Те, кто пополнили кампанию предопределенными суммами, получили специальные награды, связанные с релизом игры. На сегодня проект Yooka-Laylee является самой кассовой британской игрой в истории Kickstarter с результатом 2,090,104 фунтов, предыдущим рекордсменом была игра Elite: Dangerous. Игру разработали для Linux, macOS, Microsoft Windows, PlayStation 4 и Xbox One, а также для Nintendo Switch; для последней платформы игра вышла только в цифровом виде.
В игру входят 3D-миры, созданные художником окружающей среды Стивеном Херстом, работавшим с сериями Banjo-Kazooie и Viva Piñata. Некоторых персонажей разработали Кевин Бейлисс, помогавший с дизайном современных персонажей Конга в серии Donkey Kong Country, и Эд Брайан, создавший персонажей в Banjo-Kazooie. Бывшие сотрудники Rare Дэвид Уайз, Грант Киркхоуп и Стив Берк совместно сочинили оркестровый саундтрек игры. CD с саундтреком был выпущен, его получили определенные участники кампании краудфандинга. В игру вошел опциональный режим «N64 shader», имитирующий графический вид игр Nintendo 64. Был запланирован послерелизный скачиваемый контент (для участников краудфандинговой кампании – бесплатный). Родным языком игры является английский, также сделаны профессиональные переводы на французский, германский, итальянский и испанский. Вил Овертон, бывший художник Rare, иллюстрировал руководство к игре.
Игру издала компания Team17. В июне 2016 года Playtonic сообщила о задержке релиза до начала 2017 года, необходимого для доработки игры. Было известно, что разработчики сосредотачивают усилия на версиях для ПК и Wii U (последнюю позже отменили в пользу Nintendo Switch); внимание к платформе Nintendo вызвано спросом со стороны участников кампании, а также ностальгическими факторами. Издатель Team17 помог с портированием игры на PlayStation 4 и Xbox One.
Версия игры «песочница», также известная как Toybox demo, 28 июля 2016 года стала доступной тем, кто внес в кампанию Kickstarter определенную сумму. В игре появился, как неигровой персонаж, протагонист независимой Shovel Knight; его модель разработала студия Yacht Club Games, создатель данной игры, а озвучил его игровой директор студии Шон Веласко. В октябре 2016 года Playtonic Games подтвердила, что участники кампании получат наряду с цифровым релизом физический релиз.
В декабре 2016 года Playtonic Games подтвердила, что игра выйдет в цифровом и физическом форматах одновременно во всем мире на всех платформах, 11 апреля 2017 года. Те, кто заказал игру предварительно, получили доступ к Toybox, которую Playtonic собралась сделать доступной и на консольных платформах. Тогда же стало известно об отмене версии для Wii U, связанной с «непредвиденными техническими проблемами». Тем, кто просил версию для Wii U на Kickstarter, компания предложила возврат средств или бесплатный переход на любую другую платформу. Компания сообщила о раскрытии дополнительных деталей по версии для Nintendo Switch, заменившей версию Wii U, в январе 2017 года. Позже стало известно, что решение отменить версию Wii U не было связано с низким коммерческим потенциалом консоли, и некоторые разработчики не хотели отказываться от нее.
В марте 2017 года Playtonic сообщила, что ютубер JonTron (Джон Джафари), озвучивавший персонажа игры, был удален из игры за расистские комментарии по темам иммиграции, этнической принадлежности и национализма. (В феврале 2015 года Джафари представили как исполнителя роли малозначительного персонажа игры). В своем твиттере Джафари прокомментировал свое удаление: «Печально видеть, что Playtonic удалила меня из Yooka Laylee, но я понимаю их решение. Я желаю им успеха с игрой!».
1 апреля 2017 года Playtonic выпустила The Yooka-Laylee Rap!, одну из выполненных дополнительных целей из проекта Kickstarter. Это дань DK Rap из Donkey Kong 64. Кирхоуп повторил свою роль рэп-композитора.
Прием
Yooka-Laylee была встречена смешанными и средними оценками, на Metacritic вскоре после релиза были баллы 73% (24 обзора) и 62% (122 пользовательских оценок). В целом, критики согласились, что игра возвратила ощущение классического 3D-платформера, но их мнения касательно этого факта разделились: кто-то посчитал это успехом, кто-то – признаком устарелости геймплея и дизайна.
Многие критики похвалили игру как успешное продолжение серии Banjo-Kazooie. Стивен Богос в The Escapist написал: «ностальгическая поездка сквозь время, перенос коллектатонов эры N64 в современность». Саймон Паркин в The Guardian выразил наслаждение ностальгическим ощущением от игры, напоминающим 1990-е с их классическими играми от Rare и Super Mario 64: «Это не столько любовное письмо… сколько полная эксгумация платформера поздних 90-х». Паркину понравились многообразие стилей геймплея, коллекционные предметы, подход к раскрытию элементов и уровневому прогрессу. Джеймс Козанитис из Game Revolution сказал, что Yooka-Laylee улучшила геймплей и структуру классических игр, в особенности уместность и важность коллекционных объектов. Крис Картер в Destructoid похвалил обширные уровни и пестрый дизайн, но отметил случаи, когда он чувствовал бюджетные проблемы из-за варьирующегося качества. Картеру игра понравилась, но он отметил, что из-за дизайнерского подхода игра подойдет не всем.
Марти Слива в IGN назвал игру «хорошим напоминанием, что считавшийся мертвым жанр всё еще таит в себе некоторую жизнь». Слива отметил разные аспекты, аутентичные играм 1990-х, похвалил дизайн уровней, саундтрек и персонажей. Не понравилось ему управление в некоторых моментах, а в связи с раздражающим движением камеры он написал: «уже не 1998 год». Калли Плагге в GameSpot похвалила такие аспекты, как коллекционные объекты и нелинейную структуру, и раскритиковала неудобную камеру. Также, ей не понравились извилистый дизайн уровней и устаревший геймплея. Журналист Джим Стерлинг негативно отнесся к игре: по его мнению, в ней устаревшие геймплей, дизайн и управление, но и сохранить то, что сделало успешным классические трехмерные платформеры, не удалось.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.