Stardew Valley – независимый ролевой симулятор сельского хозяйства, впервые вышедший в феврале 2016 года, и впоследствии портированный на другие платформы. Герой игры, уставший от суматохи офисной работы, берется за ветхую ферму своего отца, что в долине Стардью. Игрок контролирует время и энергию персонажа, обрабатывает землю, сажает семена и собирает урожай, растит живность, изготавливает вещи, добывает ископаемые, участвует в общественной жизни небольшого поселка (в том числе заводит романы, ведущие к браку), и всё это время зарабатывает деньги на расширение фермы. Игра открыта: можно выбирать те задачи, которые нравятся.
Игра во многих отношениях вдохновлена серией Harvest Moon. Ее единственный создатель, Эрик Барон, исправил некоторые недочеты этой серии и использовал возможность улучшить свои навыки программирования и игрового дизайна. Барон сделал игру за 4 года, в течение которых часто контактировал с игроками, заинтересованными в игре. Еще в середине разработки компания Chucklefish Games предложила Барону услуги по изданию игры, ввиду чего Барон смог больше времени уделять разработке.
После релиза Stardew Valley снискала успех у критиков, стала одной из самых продаваемых игр на Steam всего за несколько месяцев; ее продажи превзошли показатель в один миллион копий. Позже Барон высказал планы по расширению игры путем введения кооперативного режима, портирования на другие платформы и других действий.
Сюжет
Игровой персонаж получает запечатанный конверт от своего деда. Тот просит персонажа не открывать конверт, пока «он не почувствует подавленность от бремени современной жизни». Через несколько лет игрок устает от офисной работы в тоскливой кабинке корпорации Joja, и вспоминает слова деда. Он открывает конверт и узнает про ферму деда в долине Стардью (название переводится как «Звездная роса») – изолированном регионе на южном побережье. Расставшись с Joja, персонаж садится на автобус до Стардью, чтобы начать новую жизнь.
Геймплей
Stardew Valley – симулятор сельского хозяйства, ближайшим подобием которого можно назвать игры Harvest Moon. В начале игры создается персонаж, получивший земельный участок и небольшой дом в долине Стардью. Участок завален валунами, зарос деревьями и сорняками, но игрок очищает его и возобновляет работу фермы, некогда принадлежавшей его деду. Выращивание зерновых культур и скота приносит доход, а доход позволяет расширять здания и средства фермы. Скот не идет на мясо, а дает полезные продукты вроде молока и яиц.
Игрок может взаимодействовать с неигровыми персонажами (NPC), населяющими поселок. Персонаж может вступить с кем-то в брак, и тогда у него появится помощник на ферме. В игре 10 возможных супругов, 5 женщин и 5 мужчин, возможны однополые браки. Также персонаж может заниматься рыбалкой, кулинарией, изготовлением вещей, исследовать процедурно генерируемые пещеры с полезными ископаемыми и даже существами, с которыми можно сражаться. Игрок, если хочет заработать денег, может брать различные квесты. Создание определенных коллекций материалов, предложенных в поселковом Общественном центре, позволяет получить награды. Всю эту деятельность нужно соотносить с текущим здоровьем персонажа и внутренними часами игры. Если персонаж слишком устает, то возвращается домой и отдыхает до следующего дня, отказываясь от любых продолжений сегодняшних дел. Если игрок теряет слишком много здоровья, он теряет большую часть энергии и случайное количество денег и предметов. В игре действует упрощенный календарь: каждый год состоит из 4 сезонов-месяцев по 28 дней. От сезона зависит, какие культуры будут расти и какая деятельность будет выгодной. В остальном, игрока не связывают какие-либо сроки, игру не нужно заканчивать через определенное время. В поселке есть библиотека/музей, принимающий пожертвования в виде артефактов и ценных материалов, есть торговец, продающий уникальные шляпы (шляпы доступны после раскрытия достижений на Steam).
Новая игра
Stardew Valley дает несколько возможностей в начале игры, включая выбор пола, цвета кожи, прически и одежды. Игрок может выбирать название фермы и свою «любимую вещь», которая часто упоминается в диалогах. Предпочтение животного определяет, кого игрок получит в качестве домашнего животного: кота или собаку. Новоприбывших в Стардью приветствует местная плотница Робин. Робин сопровождает игрока на ферму его деда, предстающую в совершенно запущенном состоянии. После встречи с мэром Льюисом в ближайшем поселке Пеликан игрок получает базовый набор инструментов и семена пастернака. Льюис рекомендует представиться другим жителям Долины в качестве нового фермера. После этого введения игрок попадает в открытый мир, где ставит собственные цели и играет в своем темпе.
Ферма
Игрок управляет фермой, чтобы получать доход от зерновых культур, животного производства и ремесла. На участке есть жилой дом, который можно обновлять, поставляя деньги и сырье Робин. Продавать предметы можно, размещая их внутри поставочного ящика (Shipping Box), находящегося рядом с домом. Мэр Льюис забирает содержимое ящика каждую ночь и продает от имени игрока по стандартным ценам.
Робин может построить на ферме дополнительные здания вроде курятника, сарая и лошадиного стойла. Игрок может восстановить разрушенную теплицу на северной границе фермы: нужно выполнить квесты Кладовой (Pantry) в Общественном центре. С теплицей любые семена можно будет выращивать независимо от сезона.
Когда игрок зарабатывает 25,000 золота, Деметриус предлагает бесплатно улучшить пещеры, что дальше теплиц. Игрок может выбрать между созданием генераторов случайных фруктов или случайных грибов.
В северо-западном углу храма находится Храм деда. В храме игрок находит письмо со словами: «подожди моего возвращения в начале 3-го года».
Инструменты
Для обработки земли и сбора определенных ресурсов нужны инструменты. Определенные инструменты можно обновить у Клинта в его кузнице (инструменты станут эффективнее). После прибытия в Стардью игрок получает 5 базовых инструментов:
- Мотыга: используется для возделывания почвы. В обработанную почву можно бросать удобрения и семена.
- Коса: легко справляется с высокой травой и кустами. При наличии построенного силосохранилища срезанная трава автоматически сохраняется как кормовое сено для животных.
- Топор: обычные деревья и пни не устоят под ударами топора, но для деревьев с твердой древесиной необходимо медное обновление.
- Киркомотыга: инструмент для разбивания камней и руды. Обновление позволяет разбивать более крупные камни.
- Лейка: скромный, но хороший инструмент для поливания растений.
В сценарных событиях, квестах или у соответствующих продавцов можно получить еще 4 инструмента.
- Удочка: умелый рыбак может выудить множество видов рыб. Вилли дает простую бамбуковую удочку в раннем сценарном событии. Впоследствии игрок сможет купить более качественную удочку.
- Молочное ведро: для сбора молока при дойке животных.
- Ножницы: для сбора шерсти с овец.
- Медная кастрюля: используется для сбора минеральной руды в ручьях.
Зерновые
Семена можно купить в универсальном магазине Пьера или получить в квестах Общественного центра. Их можно сажать только на вспаханную землю. Высаженные семена необходимо ежедневно поливать. Разные культуры вырастают за разное время, большинство культур растут только в определенные сезоны. Любые высаженные культуры, сохранившиеся к началу неблагоприятного для себя сезона, погибают.
Перед посадкой семян можно использовать разные виды удобрений. Каждый тип удобрения обладает особым эффектом, например, ускоренный рост или повышение качества урожая.
Помимо пересева распространенных желудей, семян клена и сосновых шишек, средством для выращивания новых деревьев на ферме служат несколько видов побегов фруктовых деревьев, продаваемых у Пьера. В отличие от других культур, деревья не требуют полива и не умирают из-за смены сезонов.
Энергия и здоровье
При работе с мотыгой, топором, киркомотыгой, удочкой и лейкой может расходоваться энергия. Уровень энергии отображается в левом нижнем углу экрана, на шкале с буквой «E». Средствами восстановления энергии являются: сон в постели дома, потребление определенных предметов, посещение местного спа.
Если сон протагониста продолжается после 12:00, игра выдает предупреждение: «становится поздно». Продолжение сна после полудня снижает количество энергии, восстанавливаемое к следующему утру. Если игрок не успевает заснуть до 2:00 или тратит весь резерв энергии, он падает на месте от истощения. В таком случае он просыпается следующим утром, а восстанавливается лишь половина всей энергии, и рядом появляется счет за медицинские услуги Харви.
Здоровье отображается рядом с энергией, когда игрок находится в шахтах или тайных лесах. Подобно энергии, здоровье восстанавливается путем сна, посещения спа или потребления некоторых предметов. Если здоровье падает до нуля, протагонист теряет сознание, а затем его пробуждает один из сельчан. При этом могут случайным образом пропасть некоторые инвентарные предметы, и приходится заплатить еще больше денег Харви.
Точки интереса
Долина Стардью – пышный и слаборазвитый регион в республике Фернгилл. В ней есть поселок Пеликан и много природных и искусственных примечательных мест.
Определенные персонажи говорят о конфликте между республикой Фернгилл и империей Готоро, находящейся на противоположном конце моря Джем.
- Ферма: расположена на западе поселка. Только тут игрок может сажать семена и собирать урожай, строить структуры и содержать скот.
- Поселок Пеликан: причудливое селение в сердце долины Стардью.
- Универсальный магазин Пьера: находится на поселковой площади. Продает большой ассортимент семян, удобрений, продуктов и других товаров.
- Клиника Харви: полное отсутствие госпиталей в Стардью означает, что скромная клиника Харви является главным медицинским учреждением для местных жителей. По вторникам и четвергам в клинике также работает ассистент Мару.
- Салун Стардроп: бар, популярный для местных сборищ. Им руководит Гас, дружелюбный бармен и повар.
- Музей: содержит несколько выставок. В музей можно делать пожертвования: ценные минералы и другие редкие артефакты. Его единственный сотрудник Гантер награждает дарителей уникальными вещами. В музее есть библиотека с всеми книгами, открытыми игроком.
- Кузница: Клинт руководит ей. Здесь игрок найдет такие полезные услуги, как обновление определенных инструментов и разбивание открытых геодов с целью раскрытия их минерального содержимого. Также Клинт продает несколько разновидностей железной руды.
- Общественный центр: неиспользуемый Общественный центр изначально закрыт, но мэр Льюис открывает его в раннем сценарном событии. Внутри центра игрок находит странных существ «Джунимос», называющих себя хранителями леса. С магической помощью Волшебника игрок обучается языку джунимосов. Эти существа способны помогать дружественным эльфам с восстановлением Общественного центра: делают «свертки» с различными предметами в обмен на награды.
- JojaMart: современный супермаркет, принадлежащий большой корпорации Joja. Несмотря на удобство, появление супермаркета в поселке оказало глубоко отрицательное влияние на местную экономику. Моррис, представитель Joja, неустанно работает над привлечением новых покупателей и расширением присутствия Joja в Стардью. Шейн также работает в супермаркете, хотя и с меньшим энтузиазмом, чем его менеджер Моррис. Если игрок решает купить у Морриса членство JojaMart, то Joja приобретает Общественный центр и заменяет старое здание на свой новый склад.
- Лес Киндерсап: большой лесной массив на юге фермы, где можно найти много кормовых элементов и рыбы. На северной границе леса есть ферма Марни. Марни продает своих выращенных животных. По пятницам и субботам в лесу бывает странствующая повозка, продающая уникальные товары.
- Башня волшебника: на западной границе леса расположена башня, где волшебник-затворник практикует магию.
- Тайные леса: имея стальной топор, можно разрубить упавшее бревно в северо-восточном углу и открыть доступ в Тайные леса. Но следует опасаться Слизней, живущих там.
- Магазин шляп: после раскрытия хотя бы одного достижения в заброшенный дом на южной границе Киндерсапа перемещается говорящая мышь и открывает магазин шляп.
- Сточная система: в юго-восточном углу Киндерсапа стекают неочищенные сточные воды. Позже сточную систему можно открыть ключом Гантера. Сточный туннель соединен с люком в поселке Пеликан.
- Пеликаний пляж: океанский мусор постоянно вымывается на песчаный южный берег Стардью, поэтому здесь живут бродяги, зарабатывающие продажей ракушек и других вещей. Рядом с причалом есть рыбацкий магазин Вилли, где продаются наживки, снасти и удочки.
- Магазин плотника: расположен на севере поселка, управляется Робин. Магазин совмещен с домом ее семьи. Робин может помочь в строительстве новых структур на ферме, в обновлении построенных структур, в том числе и дома игрока. За услуги ей нужно давать деньги и сырье (главным образом, дерево и камень). Робин может снести любые ненужные здания, кроме дома игрока.
- Спа Стардью: в бане спа можно восстановить энергию и здоровье. Путь на север от магазина плотника к спа изначально закрыт, но землетрясение в начале первого лета открывает его. Прямо за спа находится железнодорожный путь, по которому иногда проезжают поезда и сбрасывают ценные предметы.
- Шахта: ряд темных пещер, населенных всевозможными опасными существами. Смелые игроки могут уходить вглубь шахты в поисках минеральных руд и других ценностей, но предусмотрев защиту от кровожадных монстров.
- Приключенческая гильдия: разумно расположена с восточной стороны от шахты. Опытный авантюрист Марлон продает новую броню и оружие. Игрок может вступить в гильдию, если победить 10 слизней.
- Карьер: расположен на востоке от гильдии. Периодически в нем появляются камни и минеральные руды. Однако, ведущий в карьер мост сломан, поэтому нужно его починить.
- Пустыня Калико: засушливая местность, которую можно исследовать после починки пассажирского автобуса Пама.
Разработка
Абсолютно всю игру сделал независимый американский разработчик Эрик Барон, под псевдонимом ConcernedApe (Обеспокоенная обезьяна). В 2011 году Барон стал выпускником университета Такома в штате Вашингтон по специальности компьютерных наук, но не смог найти работу в своей индустрии и стал билетером в театре Парамаунт в Сиэтле. Желая улучшить свои компьютерные навыки, он решил создать игру, которая, также, выразила бы его художественную сторону. Stardew Valley сперва возникла как фанатская альтернатива серии Harvest Moon, по мнению Барона, «постоянно ухудшавшейся после Harvest Moon: Back to Nature». Он хотел исправить свои проблемы с этой серией, в которой «нет ни одной игры, где всё сходится идеально». Барон вдохновлялся и другими играми: Animal Crossing, Rune Factory, Minecraft, Terraria, добавил такие их фишки, как крафтинг, квесты и бои.
Сначала Барон думал выпустить игру на Xbox Live Indie Games, благодаря простоте издательского процесса, но довольно быстро увидел, что масштаб его игры стал гораздо больше ожидаемого. Барон публично анонсировал игру в сентябре 2012 года, использовав систему Steam's Greenlight для привлечения интереса. Сообщество поддержало его, и он начал работать над игрой полноценно, обсуждая процесс с сообществами Reddit и Twitter. В 2013 году, вскоре после периода Greenlight, с Бароном связался директор Chucklefish Games Финн Брайс и предложил помощь с изданием игры. Chucklefish взяла на себя многие дела, не связанные с разработкой, включая хостинг сайта и заполнение википедии разработки. Барон считал, что Chucklefish появилась вовремя, так как он колебался с использованием системы Steam's Early Access для разработки. Барон потратил на проект 4 года, будучи единственным разработчиком. Он многократно переделывал игру, нередко сидел над ней 10 и больше часов в сутки. Он программировал на C# с фреймворком Microsoft XNA, он же нарисовал всю графику и сочинил музыкальные темы.
Барон хотел дать игроку чувство погружения в маленькое фермерское сообщество. В отличие от игр Harvest Moon, завершавшихся через 2 года игрового времени, Stardew Valley была сделана бесконечной, так что у игрока нет необходимости выполнять всё, что можно. Барон выяснил, что некоторые игроки хотят узнать автоматически способы получения максимального урожая и прибыли посредством электронных таблиц и других инструментов, однако надеялся, что большинство захочет самостоятельно узнать эти способы. Поэтому Барон сделал кулинарию, не приносящую прибыли, но помогающую в исследовании, ведении хозяйства, добыче минералов и рыбалке. Чтобы игрок привыкал и эмоционально привязывался к каждому животному, Барон решил не делать возможности забоя животных.
В апреле 2015 года Барон сообщил, что намеревается выпустить игру только тогда, когда почувствует ее полную завершенность, и отказался ставить ее в программу Early Access или принимать платежи за предварительный заказ. Официально игра вышла под Microsoft Windows, 26 февраля 2016 года. После релиза Барон продолжил работу над игрой, учитывая отзывы сообщества. Был выпущен патч, заявлены планы на добавление кооперативного геймплея для 4 игроков, расширенной боевой системы, дополнительных отношений. Также Барон рассматривал реализацию поддержки пользовательских модов игры.
В мае 2016 года Барон сообщил, что Chucklefish поможет с локализациями на языки, отличные от английского, и с портированием на OS X, Linux и консоли. Версии для OS X и Linux вышли 29 июля 2016 года. Версию для Xbox One анонсировали на пресс-конференции Microsoft на E3 2016. Барон заявил, что порты для PlayStation 4 и Wii U также разрабатываются, и все три консольные версии могут выйти в 4-м квартале 2016 года.
Прием
Игра имеет высокие оценки: на Metacritic у ПК-версии 88% (28 обзоров) и 8.5 (425 пользовательских оценок), на Steam среди первых 27,000 обзоров положительными были 97% – очень высокий показатель. Джессе Сингал для Boston Globe написал, что игра «чрезвычайно захватывающа, любовно сделана», дает игроку много видов деятельности и не превращается в однообразно-цикличный процесс. Элис Фавис в Game Informer отметила, что наблюдение за своим братом-аутистом, играющим в Stardew Valley, позволило ей лучше понять его состояние: игра предоставила достаточно событий в настоящем времени и достаточно перспектив в будущих событиях, чтобы брат наслаждался геймплеем.
За первые 2 месяца релиза Stardew Valley стала одной из самых продаваемых игр на Steam. В течение 2 недель на Steam и GOG.com было продано более 400,000 копий игры, а к началу апреля – более 1 миллиона. Журналисты отмечали, что игровое сообщество предоставляло Барону поддержку. Некоторые игроки, доставшие игру нелегально, заинтересовались ей и захотели ее купить; другие игроки предлагали оплату за тех, кто не может позволить покупку. Вокруг Stardew Valley образовалось активное моддинговое сообщество с игроками, создающими новые геймплейные фишки и графические текстуры для игры.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.