Final Fantasy XV – японская экшн-ролевая игра с открытым миром. Ее боевая система и открытый мир напоминают серию Kingdom Hearts и игру Final Fantasy Type-0. В геймплее присутствует переключение оружий, путешествия на транспортных средствах и разбитие лагерей. События игры проходят в вымышленном мире Эос. Все страны мира, за исключением королевства Люцис, захвачены империей Нифлхейм. Наследник люцианского трона Ноктис Люцис Цэлум пытается защитить свою страну и ее магический кристалл, которым завладел Нифлхейм накануне мирных переговоров между двумя нациями. Игра тематически связана с подсерией Fabula Nova Crystallis Final Fantasy, в которую входят такие игры, как Final Fantasy XIII и Final Fantasy Type-0.
Разработка Final Fantasy XV началась еще в 2006 году. Тогда игра была эксклюзивным для PS3 спин-оффом Final Fantasy Versus XIII. Директором и дизайнером игры был Тэцуя Номура, он создал персонажей и сюжетную концепцию. В 2012 году игру ребрендировали как новую важную часть в серии, и перевели на платформы 8-го поколения. Новым директором игры стал Хадзимэ Табата. Для расширения сюжета без разработки дополнительных игр был создан мультимедийный проект Final Fantasy XV Universe, в который вошли мультсериал и мультфильм.
Геймплей
Протагонист Ноктис Люцис Цэлум путешествует по открытому миру Эос. Его сопровождают компаньоны: Гладиолус, Игнис и Промпто. Ноктис – единственный персонаж, напрямую подконтрольный игроку. Он может просто двигаться, прыгать через мелкие препятствия, в течение небольшого времени бежать, исполнять контекстно-зависимые действия типа укрытия за объектами. Мир представляет собой континент, который можно исследовать пешком, на автомобиле «Регалия», принадлежащем группе, с помощью птиц чокобо (известных существ серии Final Fantasy). Игрок может настраивать и Регалию, и чокобо. Чокобо способны присоединяться к бою в том случае, если их связь с персонажами достаточно сильна. Чокобо игрок контролирует сам, Регалию может контролировать как сам, так и передавать на контроль искусственного интеллекта. Кроме того, есть возможность быстрого путешествия к областям, которые уже раскрыты на карте мира. Регалию периодически нужно заправлять бензином на заправочных станциях. В городах группа может посещать гостиницы и отели, покупать предметы и экипировку за валюту «гил», посещать информационных брокеров, дающих информацию о квестах (как сюжетных, так и побочных). Побочные квесты также дают отдельные NPC, встречающиеся в городах. В некоторых сюжетных последовательностях Ноктис предстает перед выборами в диалогах, и выбранная им возможность влияет на ответ NPC.
Боевая система
В игре применяется система реального времени – «активная перекрестная боевая система». Вместо обращения к интерфейсу меню игрок выбирает команды, напрямую связанные с кнопками контроллера: «атака», «защита», «магия», «предмет» и пр. Бои проходят в текущей окружающей среде, не переходя в отдельную арену. Местом боев могут быть как открытые равнины, так и закрытые интерьеры. При приближении врагов вверху экрана появляется шкала угрозы, и она растет по мере приближения группы к врагу. Бой начинается, когда группа подходит близко и атакует, или когда ее замечают. Побег от врагов или из боевой зоны прерывает бой. В бою у каждого персонажа есть очки здоровья (HP), а у Ноктиса есть еще и очки магии (MP). Здоровье убывает от любой полученной атаки. Магические очки Ноктиса восстанавливаются с течением времени, не относящегося к бою или не связанного с применением сопряженных с боем способностей (например, специальных оружейных навыков). Если персонаж теряет всё здоровье, его максимальное значения здоровья снижается. Кроме того, некоторые враги, в частности, демоны, способны снижать максимальное значение здоровья простыми атаками. При потере всего здоровья персонаж переходит в Опасный режим: это короткий период времени, в котором можно применить предмет для возрождения. Если группу игрока побеждают, игра заканчивается.
Ноктис в бою может произвести 3 движения: 1) стандартную атаку, 2) перенос (warp) – телепортацию в выбранную область, будь то местоположение врага или отдаленная специальная точка, 3) защиту – блокирование и парирование атак. «Режим ожидания» – это пауза боя, в которой можно выбрать новые цели для атаки или действия к осуществлению за некий отрезок времени. Ноктису и Игнису в режиме ожидания доступна способность «Весы» (Libra): отображение здоровья, сильных и слабых сторон врага. Ноктис располагает рядом оружия ближнего боя: одноручными и двуручными мечами, древковыми оружиями, топорами, щитами, кинжалами. Когда Ноктис дерется, оружие возникает из воздуха, и игрок может перемещать оружие. Тип текущего оружия определяет скорость атаки и количество урона. Помимо обычной атаки, у Ноктиса есть усиленные позиционные атаки, например, «Боковой удар» или «Удар с невидимой стороны». У парирования вражеской атаки есть качественный уровень, в зависимости от которого Ноктис может или не может провести контратаку. При использовании оружия щитового типа успешный блок расшатывает врага, и тогда враг остается уязвимым для атаки. Фантомные мечи – это сюжетные оружия, которые Ноктис может призвать для специальной атаки. Фантомные мечи сильнее обычного оружия, но при каждом использовании расходуют здоровье персонажа. Также Ноктис может использовать огнестрельное оружие 2 классов: ружья (от пистолетов до винтовок) и машинерию (мощное оружие с разнообразными эффектами – от сильной ударной волны до большого ударного урона).
Хотя компаньонов Ноктика контролирует искусственный интеллект, игрок может отдавать им контекстные команды. Когда Ноктис атакует врагов, заполняется шкала Связи, или линков (Link). Когда шкала полна, Ноктис может создавать линки – кооперативные боевые действия. Также, Ноктис может отдавать компаньонам команды: Гладиолус проводит стремительную атаку мечом, Промпто огнестрельным оружием запускает отвлекающую и замедляющую врагов вспышку, Игнис помечает врагов кинжалами. После каждой этой атаки компаньона Ноктис может провести последующую игру. Также, Ноктис может осуществить Фантомный линк: разделение своих фантомных мечей между компаньонами и проведение одной атаки.
Магия поделена на 2 типа: Элементальная и Кольцевая. Элементальная магия, в свою очередь, делится на Огненную, Ледяную и Громовую. Элементальная магия черпается из точек карты мира, сохраняется в специальных бутылках и используется для изготовления магических бомб. Комбинируя элементальную магию с определенными предметами, можно получать новые эффекты – например, исцеление членов группы во время нанесения урона врагам. Элементальную магию могут использовать и Ноктис, и компаньоны. Кольцевая магия открывается, когда Ноктис получает и надевает сюжетный предмет, кольцо Люция. Эта магия открывает мощные магические способности вроде «Смерти», истощающей здоровье врага. После определенного момента игры Ноктис может призывать «астралов» – монстров, помогающих группе опустошительными атаками или баффами. Среди астралов есть известные персонажи серии: Титан, Раму, Левиафан и Карбункул. Тип атаки и даже сам факт атаки астралов зависит от окружающей среды: так, Левиафана можно призвать только в открытой среде с водоемом поблизости. В определенных сюжетных моментах к Ноктису присоединяются гостевые персонажи, имеющие собственные действия. Такие персонажи действуют, когда Ноктис исполняет в бою определенные действия.
Развитие персонажа
После каждого боя персонажи получают очки опыта (EXP), но автоматического повышения при достижении определенного количества очков не происходит. Группа должна входить в безопасные зоны, «Пристанища» (Haven), или в места для отдыха вроде гостиниц. Отдыхая ночью, каждый персонаж и получает повышение на основании заработанных очков опыта. В случае поражения в бою все очки опыта, добытые после последнего повышения, теряются безвозвратно. За деятельность в главном мире группа получает очки способностей (AP). Эти очки тратятся в дереве Восхождения (Ascension), представляющем собой дерево навыков. Каждое дерево восхождения относится к определенному типу: магия, бой, пассивные навыки. При трате очков способностей в дереве открываются новые навыки, то есть дерево состоит из нескольких ступеней.
У каждого компаньона Ноктиса есть свои навыки, которые повышаются при использовании и влияют на экипировку. Рыбацкий навык Ноктиса улучшается в зависимости от частоты применения удочки и качественных предметов, а улучшение этого навыка влияет на экипировку Ноктиса. Навыки выживания Гладиолуса зависят от дистанции, проходимой группой за день, а улучшение этих навыков положительно сказывается на качестве экипировки и предметов персонажа. Кулинарные способности Игниса можно улучшить ингредиентами, купленными в магазинах или найденными в дикой местности, а блюда Игниса обеспечивают группу бонусом к статам. Промпто во время путешествий снимает фотографии, и со временем их качество и его навыки повышаются.
Мир
Final Fantasy XV разворачивается в мире Эос, похожем на Землю. Континент, некогда разделенный между многими нациями, в том числе Люцисом и Тенебрэ, почти всецело перешел под контроль империи Нифлхейм. Только Люцис сдерживает армию Магитека из Нифлхейма благодаря магическому кристаллу, подаренному божествами в древности. Доступ к кристаллу осуществляется через Кольцо Люция, а при его использовании жизненная сила правящего короля убывает. Поскольку такой кристалл – последний в мире, Люцис становится обществом, изолированным от остального Эоса. Тенебрэ сохраняет ограниченную автономию: это королевство, как родина Оракула, выполняет роль вассала Нифлхейма. Оракул – это жрица, способная общаться с божествами и предотвращать всемирную катастрофу, известную как «Чума звезд». Важными существами Эоса являются астралы – созданная богами раса, охраняющая природный мир и не связанная с людскими делами.
Персонажи
Два главных персонажа игры – Ноктис Люцис Цэлум, коронованный принц Люциса и единственный игровой персонаж, и его невеста Лунафрея Нокс Флерет, оракул и бывшая принцесса Тенебрэ. Ноктису в приключении помогают телохранитель Гладиолус Амицития, советник и военный тактик Игнис Сциенция, его друг из более низкого социального класса Промпто Аргентум. К гостевым персонажам относятся Кор Леонис, легендарный воин Люциса и защитник группы Ноктиса, и Ирис Амицития, сестра Гладиолуса. Другие важные персонажи: Реджис Люцис Цэлум CXIII, король Люциса и отец Ноктиса; Джентиана, служащая Лунафреи. Империей Нифлхейм руководит император Ледолас Алдеркапт. В союзниках у Алдеркапта: Ардин Изуния, имперский советник; генерал Глаука, верховный командующий имперской армии; Равус Нокс Флерет, брат Лунафреи и офицер армии Нифлхейма; Верстэл, главный исследователь империи; Аранеа Хайвинд, наемница Нифлхейма.
Сюжет
Между враждующими нациями Люцис и Нифлхейм объявлено перемирие. Так кончается конфликт за обладание последним сохранившимся кристаллом. В рамках мирных соглашений должны пожениться принц Ноктис из Люциса и леди Лунафрея из имперской провинции Тенебрэ. До подписания мирного договора Ноктис, а также его друзья Игнис, Гладиолус и Промпто, отправляются в Алтиссию, столицу Аккордо. Там должна пройти свадьба. Вскоре после их отбытия становится известно, что мирный договор был хитростью Нифлхейма с целью вторгнуться в Люцис. В ходе нападения уничтожается столица Инсомния. Кристалл крадут, короля Реджиса, Ноктиса и Лунафрею объявляют погибшими. Теперь Ноктис и друзья скрываются от Нифлхейма. Их задача – возвратить кристалл и победить войска Нифлхейма.
Разработка
Игра была сделана в компании Square Enix Business Division 2, при поддержке HexaDrive, XPEC Entertainment, Plusmile, Umbra и Streamline Studios. Ключевыми людьми разработки были директор Хадзимэ Табата, продюсер Синдзи Хашимото, главный писатель Саори Итамуро (написавший сценарий по мотивам черновой работы Казушиге Ноджимы), арт-директоры Томохиро Хасегава, Юсуке Наора и Исаму Камикокурю. За дизайн персонажей отвечали Тэцуя Номура и Роберто Феррари, правки в дизайн вносил Наора. Одежду главных персонажей разработал Хирому Такахара, главный дизайнер японского дома мод Roen. Музыку для игры написала Йоко Шимомура, катсцены в компьютерной графике и в реальном времени подготовил Такеши Нозуэ из Visual Works, принадлежащей Square Enix компании по производству компьютерной графики. Иллюстрацию для логотипа выполнил художник многих игр серии Ёситака Амано.
Разработка игры началась в 2006 году, в качестве спин-оффа для Final Fantasy Versus XIII (PS3). Игра была анонсирована в рамках подсерии Fabula Nova Crystallis Final Fantasy, содержащей игры с общей мифологией. Ее делали на собственном движке разработчиков, Crystal Tools. Создаваемая командой, стоящей за серией Kingdom Hearts, игра была мрачнее типичных частей Final Fantasy. Номура был директором, дизайнером, создателем первоначальной концепции и сценария. Проект страдал от затягивающейся и проблемной разработки в течение следующих 6 лет. Когда стало известно о выходе консолей PlayStation 4 и Xbox One, игру превратили в новую ключевую часть серии, а версию для PS3 отбросили из-за технических проблем. Движок игры был заменен на новый движок Luminous Studio. В 2012 году, когда произошел ребрендинг и переход на консоли следующего поколения, Versus XIII была готова на 20-25%.
Когда Табата заменил Номуру, произошли перетасовки во всей команде разработчиков. Разработка началась снова, Номура оставался вторым директором до конца 2013 года – с тем, чтобы проект оставался по возможности верным изначальному видению. Среди последовавших изменений были: удаление введения из старого сюжета, замена героини Стеллы Нокс Флерет на Лунафрею. Связи с Fabula Nova Crystallis ослабли, мифологическую терминологию убрали в рекламных целях. Тематические, эстетические и дизайнерские элементы были сохранены ввиду их базовой ценности в мире и предыстории. Главной концепцией Final Fantasy XV стала «фантазия, основанная на реальности». Мир игры оказался очень похожим на реальный, но с фэнтезийными элементами, постепенно проникающими в него. Локации Эоса были основаны на реальных местах вроде Токио, Венеции и Багам.
Первые оценки игры на Metacritic были таковы: 84% (29 обзоров) и 74% (184 пользовательских оценки).
Это которая на PSP чтоли была..