Все новое – это хорошо забытое старое. Видимо вооружившись этим девизом, команда разработчиков Stoic, которая объединила выходцев из BioWare, вышла на Kickstarter с идеей разработать классическую пошаговую тактическую-РПГ с упором на суровый фэнтезийный сюжет. Скромная сумма на разработку была собрана довольно быстро и разработка пошла полным ходом. Собственно так и появился объект этого обзора – игра «The Banner Saga». Стоила ли игра вложенных средств? Попробуем разобраться.
No Mercy
Действие игры разворачивается в суровом заснеженном фэнтезийном мире, навеянном скандинавскими мифами, только вот этот мир мы застаем даже не на грани уничтожения, а уже собственно в момент происходящего конца света. Эти земли населяют люди и варлы (рогатые великаны, во многом напоминающие кунари из Dragon Age), которые вынуждены объединиться перед лицом неминуемой гибели. Солнце остановилось, и боги умерли, а по земле неумолимо двигаются бесчисленные орды каменных големов, уничтожая все на своем пути. Нам рассказывают две параллельные истории выживания. Первая повествует об объединенном войске варлов и людей, идущих с дипломатической миссией в местную столицу. Волею судеб во главе войска становится варл Хакот, но то, что он стал вождем отнюдь не значит, что его признают собственные солдаты и те, кого он должен любой ценой оберегать. Вторая история рассказывает о человеке по имени Рук, который спасая свою жизнь и жизнь дочери, объединил вокруг себя множество беженцев. Таким образом, на плечи неподготовленного человека легла ответственность за караван из сотен крестьян и горстки воинов.
Сразу скажу, что сюжет в игре очень хорош. Игрокам в РПГ нечасто выпадает шанс наблюдать за героями, которым собственно не до геройства и спасения мира, ведь задача несколько иная – выжить. Также игра весьма нелинейна, практически каждую пару минут мы будем принимать важные решения, и последствия не заставят себя ждать. Игра вообще всячески издевается над любителями отыгрывать строго положительные или отрицательные роли. Из самых лучших Ваших побуждений будут гибнуть невинные люди, а пойдя на сделку с совестью и поступив как последняя сволочь можно спасти жизни, ровно, как и наоборот. Все очень непредсказуемо и так похоже на реальную жизнь. Лишь немного огорчает отсутствие явных любовных линий и единственная фиксированная концовка (дело в том, что Banner Saga задумана как трилогия и это собственно первый эпизод), однако обилие эмоций перекрывает все это с лихвой. Также у игры довольно очаровательный и таинственный мир, который не спешит выдавать все свои тайны. Лишь досконально изучив описание объектов на карте, да пройдя всю игру до конца можно более-менее понять то, как он устроен.
Будни скандинавского беженца
Сам же геймплей исполнен несколько скромнее. Наш караван, состоящий из воинов, варлов и беженцев, за редкими исключениями движется по фиксированному маршруту. Каждый день в пути ведет к уменьшению запаса еды и падению морали в караване, чтобы поднять настрой надо делать привалы на несколько дней, что поведет за собой трату еды, что приведет к дефициту, короче Вы поняли... Низкая мораль чревата штрафами в бою, а голод приведет к смертям людей, поэтому приходится балансировать на грани.
Сами бои происходят в пошаговом режиме. Мы собираем отряд в шесть человек из доступных нам персонажей (которые в свою очередь появляются и пропадают по сюжету), определяем очередность ходов и расстановку сил, а после уже собственно сражаемся. Каждый персонаж представляет собой отдельный класс (редко попадаются и парочки одинаковых) с уникальной способностью, которую еще нужно научиться грамотно применять, т.к. дружественный огонь здесь никто не отменял.
У всех юнитов есть несколько ключевых параметров:
- сила отвечает за урон и вместе с тем за уровень жизни персонажа (чем меньше HP, тем меньше урон), что прилично влияет на тактику сражений;
- броня блокирует приличное количество урона, но может быть сломана отдельным приемом;
- сила воли дает возможность использовать спец-приемы, увеличить дальность хода, усилить обычные удары, но ее количество ограничено и зависит от морали и отдыха.
Благодаря такой системе, можно долго размышлять о том, что эффективней – бить слабыми прямыми ударами с целью ослабить урон врага, либо разбить броню и уже после нанести сокрушительный урон, а может и вовсе стоит пропустить ход, чтобы набраться сил для применения спец-приема.
Нашими врагами в пути будут в основном Глыбы (дреджи в оригинальном тексте) – огромные каменные чудовища, в больших количествах идущие с Севера, но иногда встречаются разбойники, солдаты и просто отчаявшиеся люди. В сражениях с ними бойцы зарабатывают опыт и очки славы, оба ресурса необходимы, чтобы повысить уровень персонажа. Однако очки славы являются универсальной валютой и необходимы для покупки провизии, поэтому перед игроком ставится задача предугадать, что окажется полезней, прокачанные бойцы либо сытый и довольный отряд. Также у каждого бойца есть один слот для предметов, которые можно получить в бою, за очки славы у торговца или в качестве награды за любопытность.
Помимо драк в игре будет происходить множество различных событий, каждый раз в таком случае игра предоставит Вам выбор как поступить. Вы принимаете решение и идете дальше, нервно ожидая последствий. Также во время различных стоянок можно поболтать с членами отряда, тем самым заслужив их расположение, либо подтолкнув их к уходу, а то и вовсе к предательству. Однако предугадать реакцию собеседника и последствия Вашего выбора так тяжело, что игра становится похожа на рулетку – уж очень велика непредсказуемость, а потому расчетливые стратеги могут остаться недовольны, но лично я этот подход нахожу весьма реалистичным.
В гостях у сказки
Вся игра выглядит как вручную нарисованный милый детский мультфильм, что довольно забавно смотрится на фоне совсем недетского содержания. Однако игра довольно бедна на полноценную анимацию – в ней буквально пара роликов, и вполне годно анимированные бои, но все остальное представляет собой почти статичные иллюстрации. Видимо из-за бедности выразительных средств большая часть событий описывается в текстовых диалоговых окошках. Текста в игре так много, что иногда «The Banner Saga» воспринимается как интерактивная книжка с картинками, что конечно порадует олдфагов.
В игре просто великолепная оркестровая музыка, которая напоминает одновременно и скандинавские народные мотивы, и чарующие мелодии из фэнтезийных эпосов, вроде «Властелина Колец». Музыкой занимался композитор другого инди-хита «Journey» Остин Уинтори (у него впрочем на счету и множество киноработ). Но на фоне прекрасной музыка в «The Banner Saga» резко чувствуется практически полное отсутствие озвучки персонажей, что весьма огорчает.
Вердикт
В очередной раз поражаюсь, как у студии основанной тремя(!) людьми, получилось сделать настолько глубокий и эпичный инди-проект. Игра просто великолепна, все ее немногочисленные недостатки лишь от малобюджетности, но даже в таком виде она с легкостью затмевает иные блокбастеры и, несомненно, стоит каждого вложенного в нее цента. Кстати недавно была анонсирована вторая глава этих приключений, так что я жду в нетерпении и Вам советую!
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.