Ну что же, на дворе декабрь и зима полноправно вышла на улицы: короткие деньки, скользкие ото льда дороги, повсеместный снег и конечно же холод. Самая суровая и неуютная, но тем не менее очень красивая пора года. Зиму любят многие, в том числе и разработчики игр - ведь это прекрасный и выразительный сеттинг. Так почему же не сделать Зиму и Холод темой моих обзоров? Добро пожаловать на Холодные Игры!
Американская мечта
В далеком 2001 году вышла игра, которая в одиночку задала моду на кинематографичность в шутерах и bullet-time в частности. Вдохновляясь разудалыми гонконгскими боевиками и стилем нуар фины из Remedy за сущие копейки разработали свой великолепный Max Payne, который для них стал настоящим звездным часом, а для нас, игроков, незабываемым опытом.
Мрачный, заснеженный Нью-Йорк - холоден и чужд, идеальная площадка, на которой развернется вся история. Она начинается с конца, где мы видим разбитого и измученного главного героя на вершине небоскреба с оружием в руках. Его со всех сторон окружает полиция, и Макс Пейн погружается в воспоминания о том как он дошел до жизни такой... Три года тому назад, он работал детективом полиции Нью-Йорка, у него была любимая жена и маленькая дочь - Макс был счастлив. И этому счастью в одночасье пришел конец, какие-то наркоманы убили его семью, а наш герой не смог ничего поделать. Уничтоженный и обуреваемый жаждой мести он переводится в отдел по борьбе с наркотиками, где позднее выходит на след того самого злополучного наркотика, из-за которого и пострадала вся его семья. Но и законными путями праведной мести не суждено было сбыться, Макса обвиняют в убийстве собственного напарника. Теперь он очень зол, его ищут полиция и мафия, его хочет убить каждый в холодном Нью-Йорке, но у него есть цель, след и желание наказать виновных.
Сюжет Max Payne подается в виде мрачных графических новелл, что очень сильно формирует ту самую тягучую, мрачную и депрессивную атмосферу. А центральная фигура всей истории, Макс Пэйн, был, есть и будет одним из самых узнаваемых персонажей в играх. Он замучен и загнан в угол; наполнен всеми мыслимыми психическими расстройствами и комплексами; изъясняется глубокомысленными мрачными фразами; жаждет мести, но склонен винить во всем именно себя - таким запоминается этот харизматичный персонаж.
Впрочем, сюжет наполнен всеми возможными штампами и даже немного банален, зато как подан! Здесь очень много отсылок к классике боевиков, присутствует игра слов в больших количествах и даже пару раз пробивается четвертая стена, и ,наконец, здесь просто очень много настоящего стиля.
Холодный день в аду
В игре очень хорошо поработали над графикой - разработчики, стремясь к лучшему качеству за меньшие деньги, просто-напросто использовали оцифрованные снимки в качестве текстур. И отлично сработало - окружение выглядело вполне реалистично, а уж для 2001 года, то и вовсе шикарно. К тому же разработчики сами сыграли почти все главные роли в игре. Правда фото сценариста Сэма Лейка слегка плохо "натянулось"на модель, подарив Максу то самое неповторимое выражение лица. Так же здесь очень недурственная для тех времен физическая модель - снежинки падают, мусор на улицах летает, враги картинно умирают раскинув руки. Здесь есть все, что нужно для отличного боевика.
Но львиную долю настроения и атмосферы создает музыка. Она здесь просто великолепна - чудесный дуэт фортепьяно и скрипки будет сопровождать Вас всю игру. А когда заиграет главная тема игры - сердце обязательно вздрогнет, а по коже пробежит холодок. Музыка невероятно тягучая, мрачная и депрессивная - она является просто квинтэссенцией всех страданий главного героя.
Немного ближе к небесам
Однако Макс не прочь заставить своих врагов прочувствовать всю боль его положения. В целом сама игра представляет из себя абсолютно линейный шутер от 3-его лица, в котором нам предстоит отстреливать толпы врагов, чтобы добраться из точки А в точку Б. Звучит банально, однако и здесь все решает постановка: Макс уворачивается от пуль, совершает невероятные перекаты и прыжки, и конечно же замедляет время. Наш детектив - весьма хрупкое создание, а врагов очень много и от них не спрячешься, но у Макса козыри в рукаве - его таболеутоляющие и режим "slo-mo". Тут все просто, убивая мы заполняем шкалу адреналина, а потом одним нажатием клавиши замораживаем время: снежинки падают медленней, видны медленно летящие в воздухе пули, головы врагов у нас на мушке и мы спускаем курок раз за разом, пока камера вслед за последней пулей не настигнет свою цель, выхватив самый эффектный ракурс. А после мы будем наблюдать как враги картинно падают на пол, так и не поняв, что же их убило. Такой постановке позавидовал бы и Джон Ву, и Братья Вачовски, и прочие Избранные. Все схватки и ИИ врагов заскриптованы, однако это трудно заметить пока наслаждаешься танцем пуль. И именно отличной постановке боев и высокой кинематографичности игра обязана своим успехом. Иногда нам все же дают отвлечься - то забросят в наркотический трип Макса, то телевизор разрешат посмотреть, то газетку почитать. Этого в игре не много, однако дополнение приятное, да и информация попадается весьма интересная. Балом здесь правит отличный экшен, весдь это все-таки прежде всего отличный боевик.
Эпилог
Выносить вердикт этой игре бессмысленно - она уже давно проверена временем, и назвать ее иначе как шедевр просто не получится. Позднее вышло два продолжения Max Payne, и они были тоже очень хорошими играми, но тот самый Макс Пэйн, наполненный депрессией, нуаром, холодом и страданиями, был только один.
Порадовал очень сильно )