Не знаю как другие, но в играх (особенно РПГ) я больше всего ценю желание отыграть свою роль от начала до конца, в соответствии с выбранным или созданным персонажем. Это желание складывается из многих факторов: различные способы прохождения, глубина созданного мира, проработка персонажей, взаимоотношения с ними, история. Многие же игры заточены на прохождение из точки А в точку Б, способы могут быть, конечно, разные, но сама цель не игра, а именно результат. Когда я играл в Fallout 3 было все равно какое оружие у моего альтер-эго в руках , мне было важно что оно убивает врагов и все. Какой смысл отыграть роль снайпера, если вселенная игры будет реагировать на меня так же как на берсерка с топором в руках? Конечно, есть Skyrim, но почему все различие между вором и рыцарем заключаются во фразах брошенных неписями? Короли и главы гильдий будут давать одинаковые задания что аргонианину, что человеку… это не совсем честно по отношению к игрокам, это скрытая свобода выбора пронизывает практически все игры, но это не относится к той игре о которой пойдет речь.
Неизвестная легенда
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» крепко зацепилась за первое место в моем личном топе игр. Познакомился я с ней совершенно случайно, одноклассник принес диск с игрой своему другу, но тот заболел, как же я благодарен зиме, холодам и ангине, благодаря им диск успешно был перехвачен мной (да были времена когда люди не знали что такое торрент, скорость позволяла скачивать только обои на рабочий стол, а игры передавались друг другу как ценные артефакты (знаю, шутка боянистая)). Придя домой, я начал изучать созданную Тройкой вселенную ( к ней, кстати приложились создатели самого первого Fallout'а). Ну перейдем к самому обзору.
Ролевая система
Самая главная фишка игры, это разделение всех аспектов на магию и технология. Выбор пути будет напрямую влиять на все, и когда я говорю на все, я не имею в виду концовки и выбор диалоговой фразы, я имею в виду что люди, орки, дварфы, карлики и эльфы будут относиться к вам совершенно по-разному, одни будут обожать вас если вы маг, другие будут гнать в три шеи из своих магазинов, технологи будут считать вас отсталым мракобесцем. Если вы технолог, то эльфы будут смотреть на вас с презрением, вызывать духов убитых неписей вы не сможете, но зато сможете собрать вандервафлю 50 калибра и выбить мозг из всего что его имеет.
Также есть шкала добро/зло, влияющая на отношение к вам персонажей, например вы не сможете взять в спутники зловещего некроманта будучи добрым, некоторые будут вас посылать и шпынять, но за доброту от некоторых может перепасть целебная мазька или пара медяков.
Маг развивает, вы не поверите, но магические способности! Есть несколько школ магии, каждая из которых дает доступ к нескольким заклинаниям, от типичного файербола и лечения, до тотальной дезинтеграции распыляющей противника на кварки и воскрешения умерших сопартийцев, врагов, да кого угодно. Технарь же учит схемы, делает пушки, ловушки, роботов, припарки, может оживлять труппы с помощью химии (никакой магии, только наука, только хардкор).А можно просто раздавать всем пендалей буловой.
Система настолько многогранна, что на перечисление всех ньюансов и сторон уйдет не одна тысяча символов, так что я пожалею ваши глаза и нервы и перейду к сюжетной составляющей.
Сюжет
Вы #подконтрольный субъект# расы #по желанию# с прошлым (свою биографию вы можете написать сами, пользы ноль, но это те самые мелочи, которые создают вашу собственную историю). Вы летели на дирижабле, который обстреляли орки на истребителях, вы терпите крушение и карлик дает вам кольцо, намекая что вы избранный, далее вас находит религиозный фанатик Верджил и…а дальше сюжет сложиться так как вы захотите, я прошел игру 9 раз и каждый был не похож на остальные настолько, насколько Бибер не похож на тебя, уважаемый читатель.
Приведу пример с первым квестом. В пещере вы находите духа, который мучается и не может уйти из этого мира (ну точнее того мира), он говорит что злой маг проклял его и просит его тюкнуть, ну мы идем к тому магу, он говорит свою правду (хотя можно не слушать его, тюкнуть и забрать оплату) в которой тот, ныне дух, получил по заслугам, так же он просит найти реликвию которую у него украл тот, ныне дух, вы идете к духу, можете сказать правду и пообещать избавление от мук, можете просто сказать что убили мага, вернувшись к магу с реликвией, вы получаете благословение и зловещий смех, который заставляет задуматься (от греха подальше я выпилил колдуна, ибо зловещий смех первый признак плохого человека).
И так во всем и везде, вариативность просто бьет наповал, а прибавьте различное отношение к разным расам, диалоги, зависящие от вашего интеллекта и на выходе бесконечная вариативность. Хотя можете ограничиться стандартным выбором: уговорить, убить, украсть, чем загубите львиную долю веселья.
Скажу об одном факте, который меня очень удивил. Я случайно выпилил непися, у которого надо брать сюжетный квест (убивать можно кого угодно, кстати), в другой игре это бы означало головную боль, но здесь я просто вызвал его дух и узнал все что мне нужно! Покажите мне еще хотя бы одну РПГ где это можно сделать.
Непосредственное влияние на сюжет оказывают сопартийцы, они могут покинуть вашу персону если поступки героя им не нравятся (кстати, если вы маг то можете заколдовать на преданность святошу и он будет вам служить несмотря на весь треш, угар и садомию, творимую вами, но после снятия заклятия пошлет вас, а может и попытаться грохнуть). Причем, многие соратники освещают сюжет под разными углами, полноту картины понять очень трудно, прямо как в реальном мире.
Музыка
Уверяю вас, вступительная тема надолго врежется в ваше сердце. Каждая композиция очень гармонично вливается в атмосферу игры и погружает в мир волшебства (ну или технологии). Композитор и исполнители потрудились на славу.
Минусы
Сколь бы не были велики плюсы, также велики и минусы игры.
- Ужасная графика, которая по сравнению с темже Fallout выглядит как даун рядом с Анджелиной Джоли, шутка ли, но анимировали только живых существ, забыв о деревьях, воде, это очень сильно бьет по общему впечатлению, но справедливости ради, отмечу, что дизайнер не зря получал зарплату, некоторые места действительно прорисованы необычно и красиво.
- Куча багов, есть и критические, убивающие сейв (после Arcanum появилась привычка сохраняться каждые 15 минут в двух разных файлах). Два режима боя: пошаговый и реальновременной, и оба просто ужасны.
- Запуск на современных системах. Есть очень хорошие версии с заплатками от фанатов, есть патч на высокое разрешение, но я не рекомендую его ставить, так как увеличивается карта, а интерфейс становиться в разы меньше, да и область действия останется 800х600.
Вывод
Попытайтесь не смотреть на графику, потанцуйте с бубном пару часов и запустите этот неизвестный шедевр, уверяю вас, игра не отпустит, меня вот до сих пор не отпустило.
А игра... увы, не мой жанр.
P.S. Прям стишёк у меня получился!)))
Последнее время столько разных переизданий... взялся бы кто, и Arx Fatalis еще можно) Было бы дело)