Приступим
Штукатурка сыпалась с потолка, когда мы вместе с моим товарищем скакали как очумелые, возле диска с Half-Life 2. В споре о том, кто сможет выставить более высокие настройки без потери в производительности, я проиграл. Снова я был аутсайдером в вопросе железа, и у меня от того была опасная степень подгорания. Затушив пожар преобладающим чувством радости, что хотя бы запустилось, я уселся за монитор. В этом условном обзоре я воспользуюсь тем же методом повествования, что был применен в рассказе о знакомстве с оригинальной Half-Life, который все так же будет больше смахивать на меланхолические воспоминания повзрослевшего подростка. Приступим.
Старые знакомые, новые проблемы
Что-то дрогнуло внутри, когда способ пребывания в изначальное место действия оказался таким же, как и в первой части HL. Расчет Valve на пробуждение ностальгии у фанатов в первые же секунды игры оказался верным до неприличия. Со мной это сработало, как часы. Ох, ну графика, конечно, похорошела до неузнаваемости. Это сразу заметил мой неискушенный глаз и компьютер, зашумев кулером на видеокарте с большей прытью.
Гостеприимства в пункте прибытия я как-то и не ожидал ощутить. Особенно после того, что пробуждением для моего дружищи Гордона стала физиономия G-Man’а, призывающая проснуться и спеть. Своим невозмутимым молчанием Фримен проигнорировал последнюю просьбу, предпочитая только пробудиться. Негативно настроенные милитаристы на железнодорожной станции Сити-17 – одного из нескольких крупных полисов на планете – успели пару раз пригрозить физику дубинкой и с издевкой побудить к уборке выпавшей из урны банки из под какого-то напитка. При первом прохождении я сделал все, как тот велел. В последующих же разах банка летела в морду наглому засранцу – не на того нарвался.
Наблюдая при перемещении по станции хитрую ухмылку на огромных мониторах пока еще незнакомца и слушая его призывы к какому-то подчинению, становится ясно, что «дерьмо все-таки случилось» за то время, пока Гордон был не при делах. Он еще не в курсе, что каскадные резонансы, сотворенные в Черной Мезе, привлекли внимание могущественного Альянса, активно и успешно порабощающего и ассимилирующего расы изо всех уголков многомерной вселенной Half-Life. Заглянуть «в гости» они решили и в нашу реальность, тщетное семичасовое сопротивление землян было наглухо подавлено, не без участия доктора Брина – того самого болтуна с мониторов, который фактически сдал человечество под контроль захватчикам, за что получил в награду место управителя Сити-17 и стал официальным представителем человеческой расы в рядах Альянса. Альянса, который тем временем начал творить свои темные дела, ведя контроль за численностью населения, подавляя основной инстинкт к размножению, вербуя людей в ряды своих бойцов, создавая тем самым личную земную армию. А таких армий из существ невиданных ранее у них предостаточно.
Истина сурова, и от нее никуда уже не деться. Или G-Man считает иначе? Неспроста же он вынул нас из стазиса, это очень расчетливый и прагматичный тип, который вряд ли станет делать лишние движения без надобности. Так думал я, пока вдруг не оказался в комнате допросов, куда меня персонально «пригласили» явиться. Получать дубинкой по светлой голове не пришлось, ведь за маской комбайновца (именование местных милитаристов) скрывался старый знакомый охранник из научного комплекса Барни Калхаун, с которым у Гордона до сих пор не решен вопрос с пивом. Барни является членом сопротивления и под прикрытием работает на Альянс, ведя слежку и разведку. Помогая гордону скрыться, он направляет его в скрытую лабораторию доктора Кляйнера – еще одного научного работника «Черной Мезы» и такого же члена сопротивления. Дорога к ней окажется непростой, с погонями, лазанием по карнизам и даже практическим попаданием в лапы служителей диктаторского режима. Данной участи все же удастся избежать, благодаря своевременному появлению милой девушки Алекс, разбросавшей плохих дядей, загнавших Гордона в ловушку, по углам комнаты. Как выяснится, это повзрослевшая дочь одного из его коллег Илая Вэнса. Все эти ребята тоже являются мятежниками, и Алекс любезно покажет путь к лаборатории, за что мы ей даже спасибо не скажем, потому что мы – Фримен. Не скажем мы спасибо и Кляйнеру, потому что не заслужил. Вместо обещанной телепортации на базу сопротивления, косвенно по своей вине, он перемещает главного героя за окно. Ладно, хоть свой старый добрый, но несколько улучшенный костюм до того выпал момент нацепить. Происходящие события намекают на затяжные пешие прогулки, а тут еще и Барни, словно тот дерзкий охранник на станции, издевательски вместо пушки поубойней вручает нам на дорожку монтировку. Подлость по всем канонам поведения настоящих друзей. Этой штуковиной только от манхэков отбиваться.
Путь вопреки ожиданиям оказался куда более долгим, и если бы не поездка по водоканалам на катере с воздушными подушками, то топать до Восточной Черной Мезы пришлось бы пару суток. Оказавшись на базе, познакомившись с Джудит Моссман – помошницей Венса - и расцеловавшись в десны (шучу) с Илаем Гордон заполучает в свое распоряжение чуть ли не ключевую фишку всей Half-Life 2 – гравитационную пушку. И происходит это весьма кстати, так как, едва мы успели позабавиться с Псом – большим железным роботом Алекс, который больше смахивает на гориллу, по извечно неудачному для нас стечению обстоятельств, «гнездовье» сопротивления атакуют силы Альянса, и Фримен вынужден скрываться, отступая подземными путями в заброшенный шахтерский городок Рейвехольм. А там – так вообще бардак, разруха и толпы зомби, появившиеся в результате массового обстрела поселения капсулами с хэдкрабами. В итоге, на пару с не совсем адекватным священником, который давно уже ведет выживание в этом гиблом месте, физик-приключенец будет пробиваться через обезумевшие толпы некогда людей, тратя на них все патроны, дробь, метая в них гравии-пушкой дисковые пилы (вот и пригодилась), а так же все, что попадется на глаза. Я использовал банки с краской. Забавное это занятие.
Выбравшись из городка, Фримен присоединяется к обороне базы и успешно ее осуществляет. Но радоваться нечему: как сообщает Алекс, ее отца захватили и бросили в тюрьму «Нова-Проспект», а это значит, что кое-кто снова должен спешить на помощь. Усевшись в предоставленный повстанцами багги, со свистом в ушах и ветром в волосах Гордон мчится выручать старого друга, который в отличие от него и правда уже не молод, ведь в стазисе время зря не просиживал. Прерывая движение для перестрелок и расчистки дороги, герой добирается до точки, где неизбежно приходится оставить своего четырехколесного товарища. И тут игра, не переставая удивлять добавлением все новых и новых элементов геймплея, сталкивает нас с муравьиными львами – существами, напоминающими жуков из фильма «Звездный десант», которые в свою очередь ни капли своим видом жуков не напоминали. Существа крупные и выносливые, живут на побережье, прячутся в песке. Не любят сильных вибраций, поэтому для их усмирения на побережье установлены «молотильные» вышки, которые своими ударами о землю отпугивают опасную живность. После непродолжительной вынужденной войнушки с муравьиными львами, дружественный вартигонт обучает нас обращаться с вырванным у альфа-самца муравьев Мирмидонта фероподом, выделяющим феромоны для контроля над солдатами насекомых. Теперь у нас большая компания, с которой не страшно наведаться в место заточения Илая. Вообще, на мой взгляд, это одно из самых интересных занятий в игре - натравливать муравьев на комбайнов.
Разумеется, гладко ничего сделать не выходит. Миссис Моссман оказывается предателем и телепортируется вместе с Илаем в главную башню цитадели Альянса (здоровое такое сооружение). Гордон же с Алекс вынуждены скрыться тем же методом, но в другом направлении – в лабораторию Кляйнера. Правда, телепортация по факту заняла целых две недели, за которые повстанцы успели поднять восстание по всему Сити-17. И тут начинаются городские прорывы и перестрелки на развалинах в стиле Medal of Honor времен второй мировой. И это еще один стиль геймплея, который дарит игра. Суть в том, что, играя в Half-Life 2, вы будто играете в несколько разных игр от уровня к уровню. И в этом ее величие и непревзойденность – у нее до самого конца остаются карты в рукаве. Поэтому разбирая из ракетниц обреченных на гибель страйдеров и пуская во все стороны плазменные шары, как символ сопротивления, Гордон прорывается к цитадели.
Крайне странные интерьеры «крепости» Альянса, с постоянно изменяющими свое положение стенами и отсеками, как знакомство с миром Зен в первой части Half-Life, когда увиденное действительно поражало. То же и тут, только в более грубом техногенном обличии, абсолютно инородном нашему миру. Это изнанка сущности Альянса, отражающая все плачевные перспективы, ожидающее человечество. Но отчаиваться рано, ведь Фримен здесь. После продолжительного продвижения по коридорам и уровням Цитадели Гордон, наконец, лицом к лицу сталкивает с Брином, но находясь в капсуле для местных сталкеров вследствие определенных обстоятельств, поэтому сразу вцепиться в глотку мерзавцу возможности не выдалось. Пытаясь безуспешно шантажировать героев, махая гравитационной пушкой, Брин собирается отправить семейство Венсов не в самые лучшие края. Но тут на Моссман снисходит прозрение, и она помогает Гордону освободиться. Прислужник Альянса пытается сбежать через портал в отдаленные места, но у него ничего не получится. А почему? Да потому что: гравипушка – раз; Гордон Фриман – два. Разрушение портала влечет за собой взрыв. Но все вокруг вдруг замирает, и на сцену выходит постоянно остающийся в стороне, но пребывающий в курсе всех событий G-Man. И история повторяется. Говоря о том, что он получил еще несколько интересных предложений насчет Фримена, человек с чемоданчиком собирается вновь поместить героя в места, где нет времени, но обещает позвать Гордна, когда придет время.
Почему шедевр, спросите вы?
Многие сейчас пишут, что в сегодняшние дни называть Half-Life 2 проектом колоссального уровня – это проявлять «инерционные» чувства ностальгии о былых временах. Я поспешу категорически с этим не согласиться. Создать игру-революцию во второй раз, причем революцию по многим аспектам, будь то графика, физика, сюжет, геймплей и игровая вселенная в целом – это не шутки шутить. Реализовать проект, о котором будут говорить спустя десятилетия, который будет вызывать множество жарких полемик и сохранять дух таинственности и намеренной недосказанности, для которого по сей день будут клепаться фанатские моды и аддоны – это ли не признак шедевральности? По мне, так большего и не нужно, чтобы уяснить для себя, что именно представляет из себя вторая часть приключений Гордона Фримена, и почему мы до сих пор не увидели полноценной третьей части.
Мои скромные оценки игре
Игра не нуждается в моих оценках.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.