Сюжет
В данной игре нам предстоит играть за милого человечка по имени Гомес. Он живёт в двумерном мире, не подозревая до одного прекрасного момента о наличии других измерений. Но, после получения от магического куба дара воспринимать третье измерение, а также красную шапочку, т.е. феска (от этого и пошло название), его жизнь круто меняется, и теперь он - герой, призванный спасти мир от погружения в небытие. А для этого ему нужно собрать все частицы огромного золотого куба, разлетевшегося по всему игровому миру.
Зачастую слышатся сравнения сюжета этой игры с сюжетами на подобие Heavy Rain. По мнению многих, в этой игре скрыт глубокий, сокральный смысл. Некоторым даже кажется, что маленькуй куб-компаньон - это тессаракт и намёк от создателей на наличие других измерений. Но, как мы знаем, фанаты способны на многое: от тщательных поисков цифры «3» во всех новостях от Valve до судорожных попыток найти строчки кода нового Fallout.
Эти поиски не увенчались пока успехом, однако в истории Fez всё иначе: вторая часть игры отменена Фишем из-за конфликта с прессой, и были ли в планах другие измерения мы, похоже, не узнаем никогда... Что касается моего собственного мнения, то я думаю так: сюжет в этой игре создан с целью хоть как-то оправдать метания бедного белого существа. И этого вполне хватает для того, чтобы восприятие игры не менялось в худшую сторону.
Графика
Не смотря на стилистику и на то, что это инди-проект, графика от этого ничуть не хуже, отнюдь. Наоборот, 8-ми битная стилистика придаёт игре определённый шарм и простоту. Вокруг всё сделано с любовью: сразу видно, что все уровни делались вручную, без применения автозаполнителей, да и проектированию этих самых уровней было отдано очень много времени. Во-первых, на них очень много секретов, а во-вторых, самая большая сложность в их создании состоит в том, что на бумаге очень сложно представить, как он будет работать и выглядеть в игре если его покрутить.
Мне стало интересно, и я решил покопаться в игровой графике. Так вот, графика здесь всё-таки пиксельная, а не воксельная, как многие думают, но от этого она не становится хуже. Главное очарование здесь - именно картинка. Порой некоторые пейзажи настольконравятся, что хочется смотаться туда на отпуск. Смена дня и ночи так же прибавляет красоты данной игре. Движок в игре трёхмерный, и двумерность уровней - всего лишь симуляция и не более. Изначально все уровни существуют объёмными. В общем, это одна из самых красивых игр, которые я видел за последние пару лет..
Геймплей и музыка
Вся игра построена на игре перспективы. Повернув мир на энное количество градусов, мы можем одним прыжком переместиться на огромное расстояние и попасть туда, куда просто так мы никогда бы не добрались. Осмыслить это сложно, так что если хотите понять как такое возможно, смотрите геймплей, а лучше поиграйте сами и всё поймёте. Первые минут 10 это необычно и сложновато, но потом привыкаешь и вращение мира вокруг своей оси становится само собой разумеющимся, ав других платформерах так и возникает желание крутануть всё вокруг.
Вторая ключевая часть геймплея - это криптография. В игре создан свой алфавит, представляющий из себя зашифрованный фигурами из тетриса английский. Прежде чем его поймёшь, придётся много думать... Многие загадки решаются уж слишком экзотическими способами.
Третья составляющая - это преодоление так называемой «четвёртой стены». Для того чтобы решить одну из загадок, нужно считать QR-код смартфоном с монитора компьютера или вовсе выйти а потом зайти в игру.
После прохождения игры, можно начать проходить её во второй раз, причём многие загадки можно решить только при повторном прохождении. Также Гомес в повторной кампании получает способность летать и трёхмерные очки, которые дают возможность получить вид от первого лица.
Саундтрек - отдельная тема. Он выполнен в стилистике музыки с Sega, но затягивает и даже выпускался на отдельном диске, что как ничто иное говорит о его качестве. Я мог бы много ещё сказать о нём, но лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать...
Вывод
Fez - игра для больших и маленьких. И простая и сложная. И старомодная и инновационная. Одним словом, она старается сделать своей целевой аудиторией весь мир. И, знаете, у неё это получается. В неё интересно играть охотникам за ачивками, которые стремятся добраться до самого удалённого кубика, в неё интересно играть детям благодаря возможности пройти её без заморочек со сложными головоломками и дружелюбной стилистике. А ещё в неё и интересно играть просто так, для удовольствия. Просто хорошо бежать по красивым уровням, слушать красивую музыку и в пол-мозга решать простенькие задачки. Fez - это игра для всех, и в этом её главное преимущество. Моя оценка - 9 из 10 из-за плохого портирования на PC, и если есть идеал платформера, то данная игра близка к этому идеалу как ни одна из изветсных мне.
P.S. Порт на PC был сделан на другом движке, из-за чего игра получилось весьма глючной и капризной. Играть без геймпада - не лучшая идея, а также запомните: если в ходе прохождения возникнет мысль свернуть игру и посмтотреть прохождение в интернете - гоните её прочь. Автор этих строк так лишился 25% игрового процесса и начал всё заново с нуля из-за этого. После разворачивания игра повисла, а когда её перезапустили, файлы сохранений оказались повреждены и загружаться отказались напрочь. Частые вылеты в систему - тоже не редкость. На этом всё, удачи на всех виртуальных полях сражений, друзья! Всем пока, увидимся через неделю!
За обзор на правильную игру +