Предисловие
Итак, предположим, что вы человек, и как у всех людей у вас есть этакий корпус, наполненный всякими детальками с проводами, который мы зовём телом, а в нём среди прочего какой-никакой, но мозг - материнка с процессором, пара плат оперативки, видеокарта, нехилый жёсткий диск, провода, что ведут ко внешней вэбке и микрофону с динамиками... В общем стандартный набор железа, ну или, грубо говоря, мяса. Так вот допустим, что можно просто взять и отсканировать мозг и скопировать, скажем, на некую увесистую флешечку все данные, начиная от заархивированных сотни раз воспоминаний детства и вплоть до информации, полученной в последнюю секунду до окончания сканирования. Тогда эти данные вполне можно использовать в качестве более или менее искусственного интеллекта. Однако ж вот незадача - этот самый интеллект будет свято верить, что он есть Вы. И что же, по-вашему, он не человек? А ведь похож не отличить...
Вступление
Доброго времени суток. Речь, как не сложно догадаться, сегодня пойдёт о SOMA. Это есть весьма впечатляющий проект небезызвестной хоть и немногочисленной группы шведских игроделов, Frictional Games, не так давно взбудораживший умы ценителей научной фантастики. Стоит заметить, что этим шведам уже вошло в привычку раз за разом выделяться на фоне остальных талантливых и не очень любителей пощекотать нервишки доброй части сообщества геймеров, однако в этот раз эти ребята показали себя с несколько иного, но не менее интересного ракурса. Что характерно, во всех предыдущих творениях Frictional Games нас всегда заставляли думать головой для решения логических задач. А примечательно тут то, что на этот раз голова нам куда нужнее для поиска ответов на вопросы, что возникают как в процессе, так и после прохождения. Причём на вопросы не имеющие отношения к микроскопическим пробелам в сюжете или к чему-то в этом роде, а на вопросы философского характера или даже на грани метафизики. Такой сдвиг от тенденции нагнетания страха, что мы могли наблюдать при переходе от Penumbra к Amnesia: The Dark Descent, перевёл SOMA прямиком из ужасов в разряд психологических триллеров, чему также поспособствовал отменный сюжет с двусмысленным финалом. Что ж, пожалуй, как раз с него и стоит начать.
Я не собираюсь сдерживать поток спойлеров, чтобы обзор мог быть полезен и тем, кто уже завершил сие творение. Однако это не значит, что и предупреждать я не стану, так что будь внимателен, всяк игру не прошедший.
Сюжет
Автокатастрофа уносит жизнь девушки Саймона Джаррета и оставляет ему тяжелую травму мозга. Парень в надежде вылечить недуг идёт делать, так называемую, нейрограмму в специально оборудованную лабораторию. По идее это должно было позволить посредством тщательного сканирования мозга создать его оригинальную цифровую копию для проведения на ней тестов дабы вывести наиболее эффективный метод лечения. Вот только по завершении сканирования Саймон оказывается вовсе не там, где оно начиналось. Вообще не там. Его каким-то образом занесло на Pathos-II, научно-исследовательский комплекс на дне океана, состоящий из нескольких автономных корпусов, удалённых друг от друга. В попытках отыскать хоть одну живую душу Саймон находит лишь роботов, причём то крайне враждебных, то чересчур «одушевлённых». Плюс к тому чуть ли не изо всех щелей комплекса течёт чёрная вязкая жижа. В общем бардак. (Внимание спойлер) В конце концов наш протагонист всё же находит одну вменяемую личность по имени Кэтрин Чун, но, как ни странно, и та оказывается не из плоти и крови. Однако тут же выясняется, что и сам Саймон не является человеком в строгом смысле слова. Кэтрин рассказывает, что дело плохо - на Землю рухнула комета, апокалипсис, человечество буквально на грани вымирания и надежды выжить почти нет. Единственный шанс хоть как-то продолжить существование - запустить в космос Ковчег, спутник забитый до краёв виртуальным миром с загруженными копиями большей части персонала Pathos-II. Саймон принимает вызов и, предварительно переместив энцефалочип с личностью Кэтрин на свой омниинструмент (скан мозга Кэтрин на свой автоматический ключ от всех дверей) выдвигается за Ковчегом на другой конец комплекса. (Конец спойлера)
Подводный мир
Если не переть напролом и попытаться копнуть чуть глубже во внутриигровой мир, можно нарыть полезные детали для его осмысления. Собрав из них незатейливый пазл мы получаем следующее.
(Внимание спойлер) Система жизнеобеспечения комплекса с собственным искусственным интеллектом – НИУ (WAU), стараясь спасти как можно больше людишек, из-за несовершенства определений человечности и приемлемых условий её сохранения пришла к логическому выводу: пока человек жив, он человечен, независимо от его состояния и наиболее безопасным из последних в данной ситуации является кома. Это послужило причиной помещения сканов мозга мёртвых сотрудников в роботов и использования структурного геля для поддержки коматозного состояния ещё живых. Этот самый гель способствует починке структурных и электрических повреждений, и более того он способен реанимировать мёртвую органику. В результате передоз этой жижи привёл к созданию биомеханических существ которые рыскают по Pathos-II. (Конец спойлера)
Вымирающий вид
По мере продвижения по научно-исследовательскому комплексу протагонист встречает с десяток отвратительных тварей, которых хлебом не корми, дай поноситься за бедолагой. К слову, этот цирк уродцев довольно разнообразен, причём как внешне, так и по повадкам, а значит к каждому нужен свой подход. Особенно впечатляет здешний Вий: глянешь на него, и никакой круг тебя не спасёт. Ведьма тоже ничего: тот ещё библиотекарь - пошуми рядом, и она тебе твою шумелку тут же вскроет. Упыри же не столь ужасны, сколь противны, однако шугнуть порой тоже способны. (Внимание спойлер) Большая часть этой нечисти находится под полным или хотя бы частичным контролем НИУ и их цель, как ни странно, вовсе не убить всё живое, а тем или иным образом ввести его в вечную кому, а в случае сопротивления добить и реанимировать гелем. Собственно, поэтому в большинстве случаев у Саймона есть второй шанс после первого неудачного рандеву. (Конец спойлера)
В поисках истины
На своём пути Саймон находит массу различных фотографий, документов и переписок, а также считывает чёрные ящики с местных трупов (на Pathos-II весь персонал имеет интегрированный в тело «бортовой самописец») и с их помощью углубляется в детали недавних и не только событий. (Внимание спойлер) Таким образом он узнаёт о том, что план его лечения не сработал, и он умер пару месяцев спустя после сканирования мозга и вот уже почти сто лет как мёртв. Его скан входит в список устаревших и по умолчанию используется лишь как основа для создания ИИ. Позже становится ясно, что НИУ ради спасения человечества, поместило его, как и другие сканы, в определённый корпус, но не в бесполезный кусок металла, как многих других, а в пропитанное структурным гелем тело мёртвой женщины с энцефалочипом в голове. Собственно, потом подобную операцию Саймон и сам вынужден проделать чтобы, так сказать, переодеться, после чего герою предстоит довольно необычный моральный выбор - убить предыдущего себя или же просто оставить его позади, зная, что однажды он снова проснётся в этом аду. И это далеко не единственная дилемма. (Конец спойлера)
Трудный выбор
Раньше Frictional Games никогда не заставляли нас обдумывать свои поступки, но в этот раз всё иначе. Здесь нам частенько предлагается выбор причём с моральной точки зрения совсем непростой. В большинстве случаев он сводится к размышлениям о смысле существования в неполноценном теле и с крайне ограниченными возможностями. (Внимание спойлер) Например, протагонисту будет предложено сохранить или оборвать жизнь человека в состоянии искусственно продлеваемой агонии… уничтожить ничем не схожего с человеком, но полезного робота или совершенно ненужного, но с некими признаками жизни… оставить последнего живого человека гнить в аду или же прекратить его страдания... (Конец спойлера) Для кого-то ответы очевидны, но это лишь на первый взгляд. Стоит лишь всерьёз об этом поразмыслить, и всё становится неоднозначным.
Финал (Спойлер)
Может показаться, что раз уж у Саймона есть возможность поступать, как ему заблагорассудится, то эти его поступки должны хоть отчасти сказаться на финале. Не тут-то было. Даже на сюжет это практически никак не влияет. Кого-то это может разочаровать, но позвольте заметить, что даже иллюзия необходимости принятия правильного решения давит на игрока заставляет его думать, прежде чем делать. Концовка же в свою очередь, даже будучи довольно предсказуемой, не может не произвести на игрока двоякое впечатление. Как и ожидалось Саймон, не без помощи Кэтрин, всё же запускает Ковчег в космос, предварительно загрузив на него её и себя, после чего осознаёт, что он, собственно, никуда не переместился. В итоге мы имеем как минимум двух Саймонов – один в подводном аду на Pathos-II, другой в райской виртуальной реальности на Кочеге. Чьё положение лучше, решайте сами.
Заключение
В очередной раз мы наблюдаем за тем как небольшая группа преданных своему делу людей умудряется превзойти сотни и даже тысячи клепателей конвейеров. Frictional Games не просто создали оригинальный психологический триллер с затягивающим и погружающим во внутриигровой мир геймплеем и превосходным музыкальным сопровождением, а буквально затолкали в головы игроков мысли о сущности человека и о человечности в прямой связи с повсеместной роботизацией в информационный век. И это радует. За последнее время это, пожалуй, единственный проект такого плана. Так что даже некоторое несоответствие канону на уровне жанровой принадлежности не портит это произведение, а для кого-то только украшает. И всё же есть парочка недочётов. Здешние задачки уж больно просты и в графическом плане Soma тоже есть куда расти. Мой личный вердикт – не шедевр, но очень и очень близко.
Послесловие
Могут ли роботы иметь собственную душу? Почему? Сегодня люди способны модифицировать свой внешний вид в определённых рамках, но с приходом кибернетизации эти рамки лишь расширятся. На какой стадии замещения «заводских» органических деталей механическими составляющими, по-вашему, человек потеряет душу? Или может быть получившийся робот обретёт таковую? Что вообще есть человек?
Ты же барышня... Причем, не очень привлекательная(
Боюсь никому ненужного хиккана.
>набивать количество
Расскажи, как это сделать, набью.
А писать, что то типа "Отпишись, я тебя удалил" - это какой-то бред.
Поэтому ты обделался и удалился из друзей вк. Очень по-мужски.
Мне оно не надо.
Спасибо.
Мне не довелось поиграть в игру. Так как я должен оценивать обзор, если добрая его половина несёт в себе феерию спойлеров?
И да, частичка остального обзора (без спойлеров) просто отвратительна.
А вообще даже если большинство его прочитавших сочтут, что он плохой, это почти ни на что не повлияет.
а концовка просто бомба, жалко Саймона которого остался в глубине океана(