Whoopee Camp - одна из тех студии, которые не приспосабливаются к жизни в тяжёлой среде игрового мира. За свою недолгую карьеру они успели выпустить всего две игры, и обе они о приключениях розововолосого дикаря по имени Томба. И хотя отзывы критиков были в основном положительные, игра не смогла прощаться необходимым тиражом, студия потерпела большие убытки, а потом и вовсе закрылась. Предположительно беда заключалась в том, что игру выпустили в не слишком удачное для неё время - в Америке, например, 31-ого декабря 1999 года (так что там её можно смело назвать последней игрой прошлого тысячелетия). В праздничный сезон Tomba! 2: The Evil Swine Return (в стране восходящего солнца издавалась исключительно под названием Tombi 2!) рисковала затеряться среди более громких и качественных релизов, что, собственно говоря, и произошло. Мне ситуация слегка напомнила историю с многострадальной Team Bondi, которая корпела над своей первой и последней игрой несколько лет, и в результате, L. A. Noire стала их реквиемом. Игра получила восторженные отзывы в прессе, но откупиться не смогла. Банкротство не заставило себя долго ждать. О, этот жестокий жестокий мир!
И тем не менее, сиквел к Томбе - именно та игра, которую отчётливо помнишь даже спустя десятилетие. А всё потому, что она дарит широчайший спектр самых сильных впечатлений, которые острым лезвием врезаются в вашу память. Что же в ней такого особенного? Давайте разберёмся.
Сюжет
Для тех кто в танке, и не знаком с оригиналом - Томба является протагонистом игры. Это мускулистый юноша, обитающий в джунглях, и, как полагается подобным "маугли", не умеющий разговаривать. Его внешний вид явно вдохновлён японскими мультфильмами: огромные глаза, мимика, кислотно-розовые волосы, и совершенно безумная причёска, будто мы играем за участника Tokio Hotel буквально кричат об этом! Но не обманывайтесь, вообще-то от аниме тут довольно мало.
Итак, история начинает, как в старых фильмах ужасов. Привычный образ жизни розововолосого дикаря обрывается, когда он находит загадочное письмо, адресованное ему. Сам он читать не умеет, поэтому просит о помощи своего верного напарника Зиппо. Вместе они узнают, что давняя подруга Томбы, Табби, пропала без вести. Переволновавшись, друзья отправляются на её поиски и забредают в рыбацкую деревушку. Тут-то и начинается игровой процесс.
Думаю, вы уже догадались, что найти девушку окажется не так-то просто. Череда самых неожиданных сюжетных перипетий заставит вас двигаться к Табби на протяжении всей игры. Томба и его напарник будут опрашивать встречающихся людей о потерянной подруге, чтобы выведать хоть какую-то информацию, и, в конце концов, им откроется страшная тайна - Табби похитили злые свинки (нет, не те, что из Angry Birds)! Говоря кратко, голливудского сценария от сюжета ждать не стоит, но держать в напряжении история определённо будет.
Геймплей
Tomba! 2: The Evil Swine Return под завязку напичкан самыми разными персонажами. Подаваться они будут порционно, прямо по ходу развития событий игры. Дело в том, что детище студии Whoopee Camp представляет собой нечто вроде квеста в элементами платформера и экшена, а в квестах, как вы понимаете, без десятка другого ролей не обойтись. Всё просто: чтобы получить от кого-то из встречающихся людей помощь, нужно сначала помочь им решить их проблему. Проблемы у каждого свои, квесты никогда не повторяются. Например, как только вы начнёте игру, первым заданием будет накачать воды и помочь старику потушить горящую избу. Отблагодарить спасённые вам также могут по-разному, один поделиться информацией по поводу Табби, которая может вам пригодиться, кто-то другой расплатиться за услугу ценной ненужной безделушкой, которая в свою очередь поможет вам отыскать решение к другому квесту, а кто-то может отделаться простым "спасибо". Но не разочаровывайтесь, даже если вам ничем не отплатили, за квест всё равно начисляются специальные очки опыта. За убиваемых противников их тут не дают. Всего игра насчитывает более сотни самых разных квестов, над некоторыми из которых придётся всерьёз поломать голову. И не только голову: кое-где вполне возможно придётся поломать джойстик. Об стену. Не все задания нацелены на логику и внимательность, иногда вам придётся расчехличть свою сноровку и ловкость. Такие миссии как мытьё куджар на время (местный пернатый скот, подобие наших куриц) или скоростная езда на вагонетке в городе шахтёров заставят вас биться в истерических конвульсиях! Квесты традиционно для игр этого жанра делятся на сюжетные и побочные, которые проходить необязательно. Конечно, если вы намерены пройти данную игру полностью (а её хочется пройти, несмотря ни на что), вышеописанных миссий не миновать.
Сиквел Томбы таит внутри себя очень много загадок и скрытых мест. Например, за выполнение некоторых квестов вы будете получать некие обрывки бумаги с нацарапанными на них древними песнями. Если собрать один такой лист воедино и пропеть песню в определённом месте, магия рассеится и перед вами покажется дверь в скрытую башню, на вершине которой будет находиться редкое оружие небывалой мощности. А в некоторые места так вообще можно попасть лишь по счастливой случайности, свалившись в пропасть! По завершении игры со всеми выполненными квестами вам дадут особый костюм, а если вы пройдёте ещё и четыре дополнительных квеста, которые появляются только в том случае, если у вас сохранились сейвы от предыдущей игры, то приз окажется ещё круче.
К слову, первая часть Томбы была выполнена по старинке в двух измерениях, без особых изысков, и смотрелась мягко говоря устаревшей на Playstation. Но она затягивала своим геймплеем и стойким ощущением приключения. Во второй части кардинально ничего не поменялось - дикарь всё также бегает по прокручиваемым локациях, помогает местным жителям и, что есть мочи, мутузит свиней. Злобные свинки здесь являются главными противниками Томбы. Именно из-за них и страдает основная часть жителей - негодяи заколдовали их родные земли до неузнаваемости: шахтерский городок безостановочно полыхает огнём, жители циркового городка обернулись свиньями и разучились говорить, солнечная деревушка покрылась сугробами снега, а летний лес превратился в пугающую дремучую чащу со злорадно хохочущими дубами. На каждой локации, а их тут всего несколько, обитают свои свинки: одни в виде призраков летают по дремучему лесу, а другие плескаются в бассейнах водяного храма. Однако, уничтожаются они все почти одинаково.
Раз уж зашла речь об уничтожении, Томба во второй игре имеет сильно расширенный арсенал первой. Его основное оружие, которым вы будете наделены с самого начала игры - так называемый Блэкджэк. Это колючая булава на цепи, которая с лёгкостью оглушает противника, после чего, пока тот в отключке, Томба может напрыгнуть на него и вышвырнуть за границы экрана. Эдакий God of War для бедных! В процессе прохождения игры ваш арсенал значительно расширится. Вы получите такие приспособления как бумеранг, крюк, и даже огненный молот! Само собой, у каждое оружие, помимо банальной расправы над врагом, есть дополнительная уникальная функция. Например, крюк, как не сложно догадаться, поможет вам уцепиться за какую-нибудь поверхность и вскарабкаться наверх, а огненный молот поможет растопить обледенелые объекты или участки уровня.
Городов, по которым будет путешествовать Томба не так уж и много, однако, все они большие, уникальные по дизайну, и тесно наполнены внутренней жизнью. Tomba 2! the evil swine return не из коротких игр. Разработчики постоянно будут предлагать вам новые способности, жонглировать механиками и баловать мини-играми. В доказательство тому - уже упомянутая выше езда на вагонетке, ловля рыбы и приготовление пищи. Ко всему прочему, в сиквеле Томбы у главного героя появится множество костюмов, каждый из которых обладает собственным преимуществом. Так, надевая особые шорты, розововолосый дикарь сможет бегать гораздо быстрее, надевая костюм свинки, можно будет понимать речь обращённых в свиней жителей циркового городка, а если надеть костюм белки-летяги, то можно свободно парить в небе! Сказать, что это преображает и без того не скучный геймплей - ничего не сказать! Также есть особый вид костюмов. Доступ к ним появится у вас только тогда, когда вы повергнете босса и освободите заколдованную им территорию от магии. Эти костюмы обладают магическими свойствами, с помощью которых вы сможете обрушивать на врагов земляные глыбы, и даже превращать их в мороженое!
Но для того, чтобы сразиться с боссами, их сначала потребуется найти. Это вам не типичные платформеры, где после порции пройденных уровней боссы сами идут к вам в руки. После выполнения ряда квестов, как правило, сюжетных, один из жителей даст вам мешок с изображением свиного пятачка. С помощью этого мешка вы сможете разрушить магию невидимости, и обнаружить скрытые двери, ведущие прямиком к одному из боссов. При этом совершенно необязательно, что, скажем, свинка, заколдовавшая город шахтёров должна обитать в городе шахтёров. Но даже с мешком найти их не просто - вам придётся облазить все закоулки города, чтобы достичь успеха. Сами по себе боссы, не сказать, чтобы сложные, но от этого не менее интересные. Проходя через скрытые врата, вы окажетесь в другом измерении, где получите возможность сразиться один на один с гнусным врагом. Все свинки разные (внешний Свинки-призрака так вообще способен сломать детскую психику), однако, методы борьбы с ними сильно схожи. Они сводятся к тому, чтобы три раза (для последнего босса целых пять) поймать свинку в мешок, соответствующий её цвету. Мешки действуют, как бумеранги - вы прицеливаетесь, пуляете его в свинку, и он возвращается к вам обратно. Поймав свинку, вы рассеиваете колдовство, и спасаете жителей одной из областей. Советую обязательно заглянуть в локации со снятыми заклятиями - мало того, что они видоизменяются до неузнаваемости, так ещё благодаря рассеянной магии можно попасть в такие места, в которые раньше физически попасть было невозможно. Например, после того, как вы освободите дремучий лес от чар Свинки-призрака, там можно будет спокойно плавать по воде. Более того, в таких местах могут быть не только ответы на задания, к которым вы так долго искали ключ, но и очередные скрытые ворота злых хряков.
В Tomba 2! evil swine return есть специальный инвентарь, в котором будут хранится как вещи, собираемые исключительно для выполнения квестов, так и личные вещи, упрощающие вашу жизнь. Пожалуй, одна из самых полезных - волшебные перья, благодаря которым вы сможете перемещаться в ранее доступные области. Нечто вроде быстрого перемещения в серии Assassin's Creed, но только тут злоупотреблять такой возможностью не получится - число перьев ограничено, и их придётся выискивать на просторах города. Правда, ближе ко второй половине игры у вас появится новый друг, пёс по имени Барон, освободив которого от чар злых свинок, вы сможете перемещаться в пространстве столько, сколько вашей душе будет угодно. Так что не одними перьями едины. Среди интересных объектов в инвентаре отмечу ещё, пожалуй, фрукты, поднимающие и опускающие настроение. Вы встретите их в дремучем лесу. Это такие внушительного размера ягоды, поедая которые, у Томбы начинаются безумные приступы хохота или плача. Казалось бы, зачем здесь нужна эта наркота? А дело вот в чём: на некоторых уровнях вы будете встречать особые деревянные двери, с изображёнными на них грустными или весёлыми рожицами. У них нет никаких ручек, и просто так они не открываются. Открыть их можно только, если стоящий перед ними человек издаёт гомерический хохот или рыдает в три ручья. Само собой, без прихотропных веществ до такого состояния себя довести не получится. Также вы встретите фрукт, который сможет сделать вас невидимым! Будет также и пища, способная уменьшать нашего героя (Томба в стане чудес, не иначе). Цель этого мероприятия одна - проникать в маленькие дверки, разбросанные по локациям. За этими дверками вы в основном будете общаться с мышками. Да, да, в этой игре даже у мышат есть квесты для вас! Чаще всего, по ту сторону дверок вас ждёт довольно тесное пространство, где будет вообще не развернуться. Хотя в игре есть и такое место, где поселился целый мышиный дом! Вот там можно будет и побегать, причём не только на своих двоих, но и верхом на мышонке.
В отличие от своего младшего собрата, вторая часть Томбы перешла в полный объём, правда, пользоваться этим объёмом вам дают с явной неохотой. Есть, конечно, ряд уровней, где вы сможете перемещаться в любом направлении, но в большинстве случаев вы будете двигаться по строго заданной траектории, иногда выбирая развилку. В народе такое управление прозвали 2,5D. Это неприятное ограничение, однако, никак не умаляет привлекательности геймплея - в конце концов, первый Томба и на это способен не был.
А теперь моя самая любимая особенность геймплея - сундуки! В Tomba 2! the evil swine return, впрочем, как и в оригинале, по мирам раскидано великое множество сундуков. Они делятся на несколько типов, и у каждому типу присвоен собственный цвет. Ожидаемо, все они открываются специальным ключом, который вы можете получить у одного из жителей за выполнение того или иного квеста. Причём, красный ключ может открывать только красные сундуки, а для синих или зелёных сундуков понадобится свой. В сундуках может храниться всё, что угодно - от волшебных телепортирующих перьев, до очень нужных вещиц, без которых не завершить очередное задание. Правда, от красных сундучков не ждите особых откровений - ключ к ним в вашем инвентаре появляется достаточно рано, и открыть их проще простого. А вот до белых сундуков вы доберётесь только ближе к концу игры. До них, как правило, тяжело добраться, но затея того стоит.
После того, как вы расправитесь со всеми боссами, и освободите города от злых чар, придёт время сразиться с последней, самой злющей и коварной свинкой. Где она запрятана я вам не скажу, но будьте уверены, вам понадобятся костюмы всех побеждённых свинок, чтобы войти туда и попасть в другое измерение. Однако перед тем, как врата отворяться, антагонист использует своё самое мощное заклинание, останавливающее время и обесцвечивая всё вокруг. Вам придётся перемещаться (правда, кое-где телепорт не работает) между уже исследованными вдоль и поперёк локациями, и в гнетущей тишине искать особые артефакты. Никаких противников вы не встретите, однако, чувство всепоглощающего страха не покинет вас ни на минуту. Разработчики мастерски показывают вам локации в своих трёх ипостасиях - заколдованный город, освобождённый город, и мёртвый город. И каждый раз, казалось бы, давно знакомая нам локация преображается до неузнаваемости. Это очень интересный приём, когда авторы стараются показать одно и то же место в таких разных прочтениях - помню, я очень любил ранчо куджар, в освобождённом летнем варианте - оно навевало приятно чувство вот-вот наступившей весны. Но в тот момент, когда я оказался на ранчо куджара в его "серой" вариации, хотелось бежать оттуда без оглядки! Аж мурашки по коже.
Музыка и звук
Ещё с первой части музыка в Tomba!, казалось, не поспевала за временем. Если в играх Naughty Dog композиторы выкладывались по полной, то здесь чувствовалось, что ребятам явно есть, куда расти. Вторая часть, конечно, звучит лучше, но всё также плетётся в хвосте технологического прогресса. И несмотря на это, в игре есть ряд хороших, сочных, запоминающихся мелодий. Некоторые из этого ряда плотно засядут в подкорку вашего мозга, да так, что, спустя несколько лет, вы будете ненавязчиво напевать мотив, даже не понимая, где его слышали. Некоторые другие вовсе вывернут ваши уши наизнанку, а мозг расплавится от передозировки аудионаркотиками. Мой личный фаворит - тема босса. Она звучит здесь совсем не страшно, и не воинственно, а как-то по-дерзки нагло и весело. Весьма странное сочетание серьёзности и инфантильности! Думаю, именно благодаря этому она и производит такое большое впечатление. В сиквеле теперь есть отдельные мелодии, проигрываемые при диалогах. Звук в игре топорный, достаточно утрирован, но выполняет всё, что от него требуется. Прыгая и взбираясь на многочисленные уступы, Томба натужно кряхтит, а избиваемые свинки недовольно похрюкивают. Единственное, хотелось бы слышать побольше фоновых шумов, но не уверен, что это было технически реализуемо.
В общем, не ждите реалистичных шумовых эффектов от игры с плачущими деревьями и свиньями, превращающимися в мороженое.
В заключении
Tomba! 2: The Evil Swine Return - именно та игра, которая рискует затеряться в толпе более видных игр. На неё сразу и не обратишь внимания, а если всё-таки обратишь, то подумаешь, что это очередная, рассчитанная на скромную аудиторию, японская рпг. Но как только вы переборете себя и решите вставить диск в консоль - произойдёт великое чудо погружения в фантастический мир. Вас будет притягивать магнитом к телевизору вплоть до самых титров. Запомните, первое впечатление бывает обманчиво. Я отчётливо помню, как лучшие игры в моей жизни, за редким исключением, при первом запуске казались мне до ужаса скучными.
Whoopee Camp создали игру, не имеющую аналогов, кажется, и по сей день. Чудаковатый дикарь с розовыми лакированными волосами, набрасывающийся на свиней - эта картина запомнится вам надолго. Игра предлагает просто бесчисленное количество возможностей для исследования окружающего мира, буквально каждый миллиметр игрового пространства насквозь пропитан тайной. Если в вас спит юный Индиана Джонс, не проходите мимо!
Чувствуешь несправедливость вселенского масштаба, когда студии, создающие такие многогранные игры становятся банкротами, а некоторые другие, ежегодно выпускающие одну часть франшизы за другой остаются на коне, и зарабатывают сотни миллионов долларов. Ничего не поделаешь - это бизнес. А художник, как говорят, должен быть голодным.
ИТОГО:
- Сюжет: 10/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 9/10
- Звук: 9/10
ВЕРДИКТ: 9.5
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.