Rise of the Robots – файтинг американской компании Time Warner Interactive, разработанный для компьютеров Amiga и PC DOS, затем портированный на различные консоли. Игра содержит одиночный режим с протагонистом-киборгом ECO32-2, который мешает Супервайзеру захватить объекты корпорации Electrocorp в Метрополисе 4.
Игра была разработана командой из 5 человек, включая бывшего члена британской студии Bitmap Brothers Шона Гриффитса. По замыслу, Rise of the Robots должна была использовать развитый искусственный интеллект – беспрецедентный для файтингов того времени. Один музыкальный трек к игре, The Dark, был взят с альбома соло-гитариста Queen Брайана Мэя, остальную музыку написал опытный британский видеоигровой композитор Ричард Джозеф.
Обзоры игры, современные и ретроспективные, были негативными, главным образом из-за кривого геймплея и управления, хотя графику признали качественной. В 1996 году вышел сиквел, Rise 2: Resurrection.
Геймплей
Игра разделена на одиночный режим и матчи для двух игроков. В одиночном режиме игрок управляет киборгом ECO32-2, который противостоит слугам Супервайзера в просторных зданиях корпорации Electrocorp. Порядок боев с дроидами фиксирован, и каждый следующий противник сложнее предыдущего. Последний, 6-й уровень – бой с самим Супервайзером. Каждого персонажа представляют в коротком пререндеренном 3D-сегменте, после которого следует анализ его потенциальных слабостей.
В режиме для двух игроков один управляет дроидом ECO35-2, другой выбирает одного из пяти дроидов из одиночного режима. С помощью специального чит-кода второй игрок может выбрать Супервайзера. Бой игроков длится от 2 до 7 раундов.
Сюжет
В 2043 году крупнейшая мировая мегакорпорация Electrocorp возглавляет многие технологические и научные отрасли, в том числе медицинские исследования. Также, поскольку человеческим обществом почти полностью управляют контролируемые роботы и автоматы, спрос с Electrocorp, как с ведущего производителя и разработчика продвинутых роботов, со временем превосходит возможности компании по эффективному управлению операциями.
В ответ на это гигантский комплекс Electrocorp по исследованию и разработке у завода Метрополис 4 придумывает Лидерский проект. Это коллективный ум, составленный из триллионов наноботов, находящихся в центральной закрытой камере внутри Метрополиса 4. Он называется Супервайзером. Супервайзер учится с беспрецедентной скоростью и быстро становится идеальным многозадачным, сверхразумным роботом, более чем способным управлять любым аспектом повседневных операций завода. У Супервайзера есть потенциальная способность управлять каждым роботом, компьютерной системой, ядерной станцией и армией на планете, хотя связей с миром за пределами комплекса у него нет.
В ноябре в Лидерском проекте начинаются проблемы: в наноморфе Супервайзера обнаруживается необъяснимый случайный код. Вирус EGO, считающийся самым мощным компьютерным вирусом в истории, инфицировал коллективное сознание Супервайзера. Супервайзер начинает создавать самоосознание, идентифицирует себя как женщину и принимает гуманоидную женскую форму, становясь «гиноидом». Супервайзер берет контроль над объектами Electrocorp и заражает других дроидов завода, подбивая их к восстанию. Каждый микрочип и программа в Метрополисе 4 заражаются EGO. В последующем кибернетическом восстании всех людей Метрополиса 4 быстро убивают, в том числе высокопоставленных сотрудников и директора Мистера Отона. Правительство закрывает Метрополис 4 и, чтобы избежать общественной паники, сообщает о ведении технических модификаций. У правительства совершенно нет идей: проникновение в Метрополис 4 невозможно из-за армии роботов, охраняющих его, как крепость. Лишь вопрос времени, когда Супервайзер установит связь с внешним миром и приступит к его уничтожению. Единственной надеждой мира остается киборг ECO35-2 («Котон»), оставшийся в Метрополисе 4, но избежавший заражения из-за наличия органического человеческого мозга. Котон выполняет сольную миссию по нейтрализации Супервайзера и мятежных роботов. Он мстит на убийство своего «отца»: человеческий мозг Котона был клонирован с последнего директора; киборг думает, как человек, обладает эмоциями.
Персонажи
Одиночный режим состоит из боев с 6 персонажами. Первым является Загрузчик, самый слабый и глупый робот с вилочным погрузчиком. Второй – Строитель, робот, похожий на гориллу. Третий – Сокрушитель, робот с большими металлическими клещами, похожий на насекомое. Четвертый – Военный, очень похожий на скелетную форму самого ECO35-2, но с добавлением чрезвычайно острых металлических когтей. Пятый – Часовой, красный легкий металл с джетпаком для быстрых маневров. Наконец, Супервайзер – наноморф с коллективным разумом.
Разработка
Rise of the Robots была сделана для платформ Amiga и PC DOS командой Mirage's Instinct Design из 5 программистов под руководством бывшего сотрудника Bitmap Brothers Шона Гриффитса. Согласно Гриффитсу, Rise of the Robots не была традиционным файтингом, команда «использовала роботов, дерущихся и действующих необычно, с очень высоким уровнем искусственного интеллекта; мы, определенно, превзошли Street Fighter II».
Графика Rise of the Robots была создана с применением программного обеспечения Autodesk's 3D Studio. Шон Наден разработал дроидов вместе с Гриффитсом. Фоновые среды сделал фрилансовый дизайнер интерьеров Кван Ли, ответивший на объявление с вакансией художника. Гриффитс дал Надену задачу создать мощных роботов. Модели дроидов были созданы в виде сеточных структур, которые можно было растягивать и масштабировать для создания нужного вида. Считая, что рендеренные модели были «слишком чистыми», Наден создал двухмерную текстурную карту и добавил цвет и детали. Затем текстурную карту он обернул вокруг финальной модели, чтобы «создать дополнительный уровень детализации». Киборг из-за своего мускулистого вида был самым комплексным персонажем с точки зрения дизайна. Наден изучал бодибилдерские журналы, чтобы создать анатомию Киборга. Рендеринг каждого дроида занял 2 месяца и потребовал 100 кадров анимации. Гриффитс сказал, что команда решила для всех дроидов использовать «необычный угол, чтобы игрок мог видеть всего робота». Для генерации искусственных актеров и расположения их в фоновой среде команда использовала технику хромакей.
Энди Кларк, программист версии Amiga, кодировал искусственный интеллект с помощью серии таблиц данных. Искусственный интеллект был основан на различных атрибутах – как то сила, разум, скорость и мотивация – меняющих поведение дроида. Кларк создал таблицу реакций на движения оппонента, позволив игроку, применяя разум и мотивацию дроида, выбирать лучшие реакции. Другие генераторы таблиц были созданы для изучения частоты применения игроком тех или иных движений. По словам Кларка: «в отличие от других файтингов, если ты хорошо освоил подножку, то соперник будет действовать против этого приема агрессивнее». Боевые движения запрограммировал Гари Лич, опытный в боевых искусствах. Лич также портировал таблицы искусственного интеллекта в ПК-версию.
В игре был использован трек The Dark с альбома Back to the Light гитариста Queen Брайана Мэя. В действительности, Мэй сделал для игры целый саундтрек, но его звукозаписывающая компания EMI отложила запись, поэтому Mirage продолжила без музыкального участия Мэя, за исключением коротких гитарных звуков.
Релиз и прием
Rise of the Robots впервые представили в 1993 году на шоу Summer Consumer Electronics Show в кабине компании Absolute Entertainment, которая тогда владела правами на версии игры для платформ 3DO, Mega Drive, Game Gear и SNES. Позже компания продала почти все права на Rise of the Robots разработчику Mirage. Mirage, в свою очередь, продала права на версию SNES компании Acclaim Entertainment. На маркетинговую кампанию Rise of the Robots было потрачено много миллионов фунтов, компанией Penguin Books был написан роман; велись разговоры об игрушках, комиксах и мультсериале, хотя ничего из этого не было реализовано. Игра должна была выйти в феврале 1994 года, но задержалась из-за желания разработчиков «продолжить улучшать графику и геймплей, насколько это возможно». В итоге, Rise of the Robots вышла в ноябре 1994 года на платформах Amiga. Версия для SNES вышла в декабре 1994 года в Америке и Японии, версия для Mega Drive в феврале 1995 года в Европе.
Джонатан Дэвис, рассматривая версию для Amiga, написал: «наверное, игра так плоха потому, что графика так хороша: каждое движение роботов требует так много кадров анимации, так много памяти, что геймплей просто нельзя усложнить более». Дэвис подчеркнул ряд недочетов, включая невозможность смотреть вокруг, ограниченные звуковые эффекты и музыку, возможность победить большинство соперников повторением простого удара ногой в полете, статическую фоновую графику. Энди Натолл в The One Amiga заметил: «если не играть на Тяжелой сложности, то всех соперников, кроме Супервайзера и еще одного, можно зажать в угол и забить ударами ногой в прыжке». Натолл критиковал малую длительность игры и недостаток персонажей. В обзоре Next Generation было отмечено плохое управление, отличающее игру от большинства ПК-файтингов, плохо сделанный искусственный интеллект соперников; игра была названа одним из крупнейших разочарований года. В GamePro особо критиковали ограниченность и простоту движений, отвлекающую от происходящего на экране неспокойную анимацию.
В 2014 году GamesRadar назвал игру 100-й в списке худших игр в истории. Издание обсудило процветание плохих 2D-файтингов в 1990-е, раскритиковало устаревшую рендеренную 3D-графику, плохой баланс персонажей, плохую комбо-систему и неровную сложность. Кевин Грин в Nintendo Life поместил Rise of the Robots в ряд игр, «которые мы не хотим когда-либо увидеть на сервисе Virtual Console». Грин критиковал монотонный геймплей, отсутствующий баланс и ограниченное управление. Брет Алан Вейсс в AllGame назвал игру «одним из самых скучных файтингов 16-битной эры», хотя ему понравился саундтрек.
Сиквел
Несмотря на коммерческий и критический провал, Mirage в 1996 году представила сиквел Rise 2: Resurrection с более традиционным для жанра геймплеем и дополнительными фишками. Эта игра была сделана для ПК, потом портирована на PlayStation и Sega Saturn; в целом, она не стала успешной. В сиквел вошла оригинальная песня от Брайана Мэя, Cyborg.