Ghouls 'N Ghosts – экшн-платформер, опубликованный компанией Capcom для аркадных систем (игровых автоматов). Игра была портирована на несколько домашних компьютеров и консолей. Это вторая часть серии Ghosts 'N Goblins, известной своей сложностью. Прошло 3 года после того, как рыцарь Сэр Артур спас свою принцессу Прин Прин от злого Астарота; Люцифер (в некоторых версиях – Локи) приводит свою армию и похищает души нескольких беспомощных жертв. Среди похищенных оказывается и возлюбленная Артура. Артур вновь надевает верную броню и борется с ордами демонов.
Геймплей
Ghouls 'N Ghosts почти идентична предыдущей игре, Ghosts 'N Goblins, но имеется несколько заметных отличий. Наверное, самым значительным дополнением является способность метать любое оружие вертикально вверх или вниз. Возвращено большинство старых оружий, добавлено немного новых. Появилась новая магическая Золотая броня, позволяющая менять текущее оружие для проведения мощной магической атаки. У каждого оружия, кроме Психопушки, есть своя уникальная магия.
Прыгая на определенные точки, игрок может выбить из земли сундук сокровищ. Выстрелив из оружия по сундуку, можно найти новое оружие, Золотую броню или злого мага, который превратит Артура в старика или беспомощную утку.
Оружие и магия
- Копье: метается по прямой траектории. Громовая магия – мощный магический выстрел, проходящий вертикально с потолка до местоположения Артура, а затем разделяющийся горизонтально налево и направо. В некоторых версиях это оружие называется мечом.
- Меч: сильное оружие ближнего боя. Бьет по короткой дуге. Громовая драконья магия – это пылающий дракон, атакующий летающих врагов. В некоторых версиях это оружие называется супер-мечом.
- Топор: метается по прямой траектории. Способен пробивать объекты, но скорость бросков мала. Взрывная магия активирует несколько больших взрывов около позиции Артура.
- Факел: метается по дуге. При приземлении от него вдоль поверхности исходит огонь. Магия фаерболов создает фаерболы, кружащие слева и справа от Артура. В некоторых версиях это оружие называется огненной водой.
- Диск: диск летит по прямой траектории, огибая контуры всех платформ. В случае метания из приседа диск летит вдоль поверхности земли. Зеркальная магия создает временный защитный щит над Артуром.
- Кинжал: летит по прямой траектории. Относительно слабое, но скорострельное оружие. Двойная магия создает неуязвимого клона Артура, который в течение недолгого времени подражает его движениям и атакам.
- Психопушка: доступна только в повторном прохождении. Стреляет зарядом мощной магии по прямой траектории, на небольшое расстояние. Дальность выстрела повышается при ношении Золотой брони.
Уровни
В игре 5 уровней и комната Люцифера в конце, считающаяся 6-м уровнем. Чтобы пройти игру, нужно пройти уровни 1-5 дважды (подобно первой игре). После первого прохождения уровней 1-5 Артур возвращается на стартовый уровень, но теперь в игре появляется специальное оружие, которое можно взять только при наличии Золотой брони. Для входа в комнату Люцифера необходимо иметь специальное оружие.
Уровень 1: Место казни, массовое кладбище на краю Демонического мира. Убийственные скелеты, стремительные грифы и мгновенно срабатывающие гильотины постараются оборвать приключение Артура. Этот уровень похож на первый уровень Ghosts 'N Goblins, в нем используется ремиксованная музыка. На второй половине уровня, у Парящего острова на озере, дует сильный ветер, что замедляет движение героя. После острова идет ядовитый лес, а выход охраняет гигантский демон Шилдер, метающий фаерболы.
Уровень 2: непрерывный поток демонических черепах катится вниз к уничтоженному человеческому поселению, Деревне распада. После пересечения гигантской ямы муравьиных львов Артур попадает в засаду обновленной версии Фаербренда – Красного короля Арремера. Далее идет Огонь пламени с землетрясениями и демоническими огнями; в этих душных развалинах есть адский пес Цербер.
Уровень 3: Артур поднимается на вероломном лифте по башне Барона Ранкла. Необходимы быстрые движения, чтобы не быть сплющенным о потолок: уровень прокручивается вверх автоматически. На пике горы Ужасных ликов Артур храбро прыгает по вытянутым языкам демонических статуй, а затем сражается с живым штормовым облаком Гассуто.
Уровень 4: по полу Кристального замка разбросаны гигантские кости. Пещерная система ведет прямо в замок Люцифера. На полпути Артур спускается по слизкому пути Гниющего грота, мимо людоедских растений со спины Ома – гигантского неподвижного червя, зараженного мелкими существами; это-то и является боссом уровня.
Уровень 5: Замок Люцифера. Вход кишит скелетными драконами и четырьмя королями Арремерами. После подъема по зловещей шипастой лестнице Артур дерется с Астаротом, финальным боссом первой части. Победив Астарота, он сталкивается с двумя головами Шилдера, прикрепленными к стенам следующей комнаты. Далее Астароты-близнецы нападают на Артура с боков, после них идет трио Гассуто. За финальной головой Шилдера и легионом демонических насекомых следует выход, охраняемый Вельзевулом.
Пройдя этот уровень, Артур получает сообщение о невозможности победы над Люцифером без психопушки – оружия, благословленного богиней боя. По традиции серии, Артур возвращается на первый уровень и проходит игру заново. Имея Золотую броню, он может найти психопушку в определенных сундуках сокровищ.
Финальный босс: Люцифер. Громадный Повелитель Ада сидит на троне, стреляет лазерами изо рта и рук, топчет ногой, пытаясь уничтожить Артура.
Музыка
Саундтрек для аркадной версии написал Тамайо Кавамото. Во многие компьютерные версии вошел саундтрек Тима Фоллина, с новыми аранжировками и некоторыми новыми песнями. Саундтрек Фоллина уважаем среди слушателей компьютерной игровой музыки.
Домашние версии
Порты Ghouls 'n Ghosts вышли в Европе в 1989 году на Amstrad CPC, Commodore Amiga, Atari ST, Commodore 64 и ZX Spectrum. Эти версии сделала компания Software Creations, и по сравнению с аркадной версией в них не хватило многих деталей – даже когда платформой являлась мощная 16-битная машина вроде Amiga.
Порт игры на Sega Mega Drive/Genesis выпустила Sega в 1989 году в Японии и Америке, в 1990 году в Европе. Журнал MegaTech отметил, что игра хороша, но цена в 45 фунтов завышена. Эта версия в 2005 году вышла в качестве переносной телеигры вместе с Street Fighter II: Special Champion Edition, и в 2007 году на Virtual Console (цифровой релиз для Wii).
В 1990 году Sega выпустила порт на консоль Master System. Эта 8-битная версия включила новую систему усилений, позволяющую заходить в секретные магазины и обновлять элементы брони: шлемы (открывают доступ к новым оружиям и магическим заклинаниям), нагрудная броня (увеличивает количество переносимого урона), ботинки (увеличивают скорость персонажа).
Порт на недолго прожившую консоль SuperGrafx в 1990 году выпустила NEC Avenue. На этой консоли вышло всего 5 игр.
Пиксельную версию игры Capcom в 1994 году выпустила на японском ПК Sharp X68000.
В 1998 году Capcom выпустила на PlayStation и Satuкт компиляцию Capcom Generation 2, включающую Ghouls 'n Ghosts наряду с Ghosts 'n Goblins и Super Ghouls 'n Ghosts. Релиз произошел в Японии. Версия для PlayStation в Европе вышла в связке с тремя другими частями компиляции, под названием Capcom Generations: Chronicles of Arthur. Позже, Capcom выпустила в Америке Capcom Classics Collection Vol. 1 (2005) для PlayStation 2 и Xbox, и Capcom Classics Collection: Reloaded (2006) для PSP, куда вошли все игры из Capcom Generations.