На самом деле появление сиквела после ошеломительного успеха оригинала не было таким уж предрешённым ходом, как это могло показаться изначально. Лучше всяких слов об этом говорит четырёхлетнее затишье между первой и второй частью, в то время как серии Spyro the Dragon и Crash Bandicoot пеклись, аки пирожки. Crystal Dynamics, отцы оригинальной игры после выпуска Gex переключились на другие проекты, в числе которых была и психоделичная дилогия Pandemonium. Впрочем, это понятно - ребятам не хотелось быть заложниками собственной серии игр, наподобие актёров одной роли. Однако, время прошло, общий технический уровень игровой индустрии подрос, и студия, наконец, решила, что обидно будет не использовать весь потенциал такого харизматичного персонажа как Гекс в трёх измерениях. Сказано - сделано. В 1998 году на консолях и ПК выходит продолжение приключений забавного геккона.
Сюжет
Итак, посмотрим, что предлагает нам история. После того, как Гекс поверг владыку телевизионного измерения, Реза, он со спокойной душой взял продолжительный отпуск. Нет, не на канараских островах, а у себя дома. Перед телевизором. Да, жизнь ничему не научила беднягу. Так продлилось два года. И вот, в один из дней экран телеящика начинает мерцать,издавать помехи, и вообще всем своим видом говорить, что произошло нечто неладное. Сию минуту в квартиру главного героя врываются два человека в чёрном, и сообщают ему, что Рез каким-то образом восстал из пепла, и если его не остановить, будет очень плохо, а Гекс единственный, кто знает, как поймать злодея. Но геккон, будучи ленивым скромным малым, отмахивает, мол, я уже спасал мир однажды, так что с меня хватит. Понимая, что разговора с ящером не получится, агенты вырубают его. Гекс находит себя в комнате для допросов. Те же люди в чёрном начинают расспрашивать его о Резе. Нашему герою скрывать нечего, и потому он с лёгкостью делится всей доступной ему информацией. Гексу снова предлагают работать на ФБР (или откуда они там), но теперь предлагая более удобные условия. В виде огромного кейса, под завязку забитого деньгами. Хорошенько всё обдумав, Гекс соглашается на эту опасную авантюру. Его цель - избавиться от злодея раз и навсегда.
В общем и целом, сюжет - не самая сильная сторона игры. Но приятно, что разработчики не утратили своего остроумия, и продолжают активно пародировать кино и телешоу. Например, в прологе я нашёл что-то от Матрицы (правда, фильм-то вышел позже), а финальные сцены обязательно напомнят вам Звёздные Войны. Да, Гекс по-прежнему центральный персонаж в игре и единственный играбельный.
Геймплей
Скажу честно, вторая часть хоть и ушла далеко вперёд от оригинала, особенно технически, всё же выглядит больше как переосмысление Gex, нежели как полноценное продолжение. Здесь всё те же миры с мультфильмами, фильмами ужасов, и шоу боевых искусств, только теперь выполненные в честном 3D. Конечно, разнообразия стало побольше, но тем не менее, ощущение дежавю не отпускает. К уже знакомым каналам добавились такие, как жизнь доисторических животных, и канал фантастики. Все они, понятное дело, обладают оригинальным стилем и наполнены под завязку уникальной живностью. На мультипликационных уровнях за вами будут гоняться пляшущие капканы и морковки, в лучших традициях луни тьюнз, а в ужастиках зомби и призраки. Отдельное спасибо хочется сказать разработчикам за поддержание атмосферы - помню, в детстве играть в уровни с фильмами ужасов было реально страшно. Уж не знаю, насколько это допустимо для платформера, рассчитанного в основном на детей. Традиционно, если вы соберёте каждую мелочь, игра наградит вас альтернативной концовкой и покажет концепт арты персонажей.
Цель каждого уровня осталась прежней - достать пульт дистанционного управления, чтобы включить следующий телевизор. Гекс может прыгать, бегать и лупить недругов могучим хвостом не хуже, чем в двух измерениях. На мультипликационных уровнях за вами будут гоняться пляшущие капканы, а вы будете прыгать по радуге и собирать морковки, всё в лучших традициях луни тьюнз. В ужастиках вас будут сталкивать с зомби и призраками. Помимо живых врагов, уровни кишат различного рода препятствиями. В том же уровне с ужасами вам придётся хорошенько размять пальцы, чтобы проскочить между летящими со всех сторон топорами. Впрочем, ничего удивительно для платформера.
Удивления не вызывают также и проблемы с камерой. Для поколения, которое хорошо знакомо с играми девяностых пояснять их не имеет смысла. Остальных посвящу: когда 3D только-только начало популяризоваться, большинство разработчиков совершенно не знало что делать с камерой, так как для них это было не паханное поле. Скриптовать ли движение камеры определённым образом, держать ли её строго в одном положении, или же вовсе повесить всё на игрока - чтобы понять, как будет удобнее всего, нужно экспериментировать.
Как результат, камера в сиквеле неуверенная, и живёт своей жизнью. Можно смело считать её дополнительным противником (если не антагонистом), потому как из-за неё Гекс не раз упадёт в пропасть, или попадёт под нож. Порой, она будет выдавать такие ракурсы, что зрительское внимание уйдёт с управляемого персонажа на какую-нибудь декорацию. В ситуациях, когда нужно действовать быстро, такие неудобства критичны. Есть, правда, и другая сторона медали: заскриптованные ракурсы камеры сосредоточены на том, чтобы выдавать киношную композицию с разведённой мизансценой и всем прочим. Порой, действительно, хочется остановится и любоваться.
Графически игра, надо думать, знатно преобразилась со времён первой части. Хотя, по моему скромному мнению, всё-таки не дотягивает до Spyro the dragon и Crash Bandicoot, но, вероятно, тут дело больше в гейм-дизайне. Гекс может использовать свой длинный язык для поимки мух, или же для подтягивания в труднодоступное место. Прямо как Индиана Джонс с его лассо! Лазать по стенам мы тоже сможем, всё-таки играем за ящерицу, только к сожалению, авторы уже сами за нас решили куда можно забраться, а куда не стоит.
Gex: Enter the Gecko, как и оригиналу, присуще бодрое чувство юмора. Посмотрите хотя бы на анимацию: если вы отошли заварить чай, а игру поставить на паузу забыли, спустя какое-то время Гекс найдёт, чем себя занять и без вас, производя разные движения. Причём от уровня к уровню они могут быть разными - например, на одном из уровней геккон весьма забавно пародирует персонажа Траволты из "Криминального Чтива". Оно и понятно, попадая в тот или иной мир, ящер, так сказать, входит в образ, примеряет на себя предлагаемую ему роль. Например, на канале единоборств он появляется в халате бойца. В целом, к анимации вопросов нет - везде постоянно что-то прыгает, шевелится и летает. Мир выглядит живым и безумным. В хорошем смысле этого слова.
Но юмор, конечно, здесь не только в анимациях. В сиквеле кладезь всевозможных отсылок и пародий, запрятанных в игру слов. Взять хотя бы уровень с названием "Техасский Маникюр Бензопилой", или "Lava Daba Doо", намекающая на коронную фразу известного персонажа из Флинстоунов. Удивляться тут нечему - к сценарию приложил руку стенд-ап комик, и один из сценаристов небезызвестных "Симпсонов" Дана Гоулд. Он также записал голос для протагониста, аж 700 фраз! Про излюбленную американскую шутку с планетой Уран я лучше промолчу.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Gex: Enter the Gecko выполнено на хорошем уровне, и создаёт необходимую атмосферу. В страшных уровнях звучат напрягающие мелодии, а в мультипликационных, вдохновлённые классической анимацией прошлого века. К прискорбию, запоминающихся композиций всё также мало, и слушать их вне игры вы вряд ли станете, разве что фоном. Чёткого лейтмотива, как, например, в серии Crash Bandicoot тут нет, но тем не менее, музыкальный коктейль богат на ингредиенты. Звук тщательно подобран под ситуацию, благодаря чему мир становится ещё живее и ярче. Игра то и дело пестрит искромётными фразами, так что заскучать вам вряд ли удастся.
Послесловие
Gex: Enter the Gecko - приятная игра, и определённо шаг вперёд по сравнению с предыдущей. За приключениями главного героя по ту сторону экрана (более того, получается, он находится в телевизоре вашего телевизора) интересно наблюдать, и тем более принимать непосредственное участие. Игра насквозь пропитана шутками, причём некоторые из них совершенно точно будут непонятны детям, так что и взрослым будет над чем посмеяться. Уровни разнообразны, хотя и частично повторяют первую игру. Боссы страшны и мерзопакостны. Последний так вообще заставит вас ходить к психологу! Композитор мастерски ловит настроение, а неутомимые реплики остроумного геккона заставят вас не раз улыбнуться. Если после прочтения данного обзора у вас появилось мимолётное желание пройти или перепройти игру - не откладывайте на завтра!
ИТОГО:
- Сюжет: 7/10
- Геймплей: 8/10
- Музыка: 8/10
- Звук: 6/10
ВЕРДИКТ: 7.8
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.